ТЕМА 2. Биография Дегтярева С.А.




Дегтярев Степан Аникиевич (1766 - 1813), композитор, дирижер; крепостной графа Н.П. Шереметева.

 

Родился в 1766 году в семье крепостного крестьянина малороссийской слободы Борисовки - вотчины Шереметевых, откуда в петербургский и московский шереметевские хоры крепостных традиционно набиралась основная часть юных музыкантов. В одном из графских распоряжений на этот счет (еще за 1738 год) читаем:
"В тамошних местах приискать трех человек хлопцев из черкас, которые могли б петь дискантом хорошими голосами, двух кобзистов, а одного скрипача". Зная по опыту, что крестьяне всячески будут уклоняться от выдачи своих детей на барские потехи, граф предписывает "обнадежить их, что будут они у нас содержаны во всякой милости и в награждении, дабы могли охотнее ехать".
Как раз ко времени рождения Дегтярева шереметевская капелла значительно увеличивается и совершенствуется. В эти же годы для нужд капеллы в Борисовке создается одна из первых в России особая певческая школа, которая выявляла хорошие детские голоса и давала юным хористам начальное музыкальное образование и певческие навыки. Выполняя один из подобных "заказов" для капеллы, вотчинное начальство остановило свой выбор на семилетнем Степане Дегтяреве, которому суждено было впоследствии возглавить хор крепостных Шереметева и сделать его образцом певческого исполнительства конца XVIII века, стать одним из крупнейших композиторов своего времени, автором первой русской оратории на национальный сюжет "Минин и Пожарский" и десятков концертов, ставших классическими.

 

"Современник Д. Бортнянского, ровесник Н. Карамзина, С. Дегтярев (или, как он сам подписывался, Дехтярев) занял в истории русской музыки заметное место. Автор многих хоровых концертов, уступавших, по мнению современников, лишь сочинениям Бортнянского, создатель первой русской оратории, переводчик и комментатор первого на русском языке универсального в своей широкоохватности труда по музыке (трактата В. Манфредини) - вот главные заслуги Дегтярева.

В его сравнительно недолгой жизни сталкивались крайности - почет и унижение, служение музам и обслуживание хозяина: он был крепостным. Мальчиком его вывезли при наборе певчих из далекого от обеих столиц села Борисовка - вотчины Шереметевых, дали блестящее для крепостного образование, предоставив возможность, помимо прочего, посещать лекции в Московском университете и обучаться музыке у европейской знаменитости - Дж. Сарти, с которым, он предпринял в целях совершенствования образования кратковременную поездку в Италию.

Дегтярев был гордостью известного крепостного театра и капеллы Шереметевых в пору их расцвета, участвовал в концертах и спектаклях как хормейстер, дирижер и актер, выступал в главных ролях вместе со знаменитой Парашей Жемчуговой (Ковалевой), обучал пению, создавал для капеллы собственные сочинения. Добившись таких вершин славы, которых не достиг ни один из крепостных музыкантов, он, однако, всю жизнь испытывал тяжесть своего крепостного положения, о чем свидетельствуют распоряжения графа Шереметева.

По духовному завещанию графа Дегтярев получил волю, но остался без средств и, уезжая из владений графа, не мог нанять подводы, чтобы увезти свои вещи. Он сжег тогда все свои ноты и рукописи, вследствие чего до нас дошла лишь часть его сочинений, распространившихся в копиях по церковным хорам России. Общее число сохранившихся сочинений Дегтярева (главным образом, концертов) не превышает 60-ти; Дегтярев - автор первой русской оратории "Минин и Пожарский", на слова Н.Д. Горчакова, исполненной в первый раз в 1811 г. в Москве под личным управлением автора и имевшей огромный успех; повторена в 1818 г., при открытии памятника Минину и Пожарскому. Другие оратории Дегтярева: "Освобождение Москвы в 1812 г." и "Бегство Наполеона"; последняя осталась неоконченной. Две первые оратории изданы в Москве в последнее время.
Обещанная и годами ожидавшаяся вольная была дана сенатом (поскольку после смерти графа не обнаружилось необходимых документов) лишь в 1815 году - через 2 года после смерти самого Дегтярева.

В настоящее время известны названия более 100 хоровых произведений композитора, из них обнаружено примерно две трети сочинений (в основном в виде рукописей). Вопреки обстоятельствам жизни Дегтярева, но в соответствии с господствовавшей эстетикой в них преобладает мажорный гимнический тон, хотя, быть может, особенно впечатляют моменты скорбной лирики. Композиторский стиль Дегтярева тяготеет к классицистскому. Величественная простота, продуманность и уравновешенность форм его произведений вызывают ассоциации с архитектурными ансамблями того времени. Но при всей сдержанности в них ощутима и трогательная чувствительность, навеянная сентиментализмом.

Самое известное сочинение композитора - оратория "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" (1811) - запечатлело настроения высокого общественного подъема, единения всего народа.

"... г-н Дехтярев своею ораториею доказал, что он может поставить имя свое наряду с первейшими композиторами в Европе. Немногия музыкальныя произведения знаменитейших иностранных авторов приняты были с толикою похвалою от всей публики, как музыка г-на Дехтярева. Рукоплескания сопровождали почти каждый куплет ея. Оркестр состоял почти из 200 единственно русских музыкантов и певцов под управлением самого г-на Дехтярева. Величественные хоры с музыкою роговою, прекраснейшия арии, гармонические переходы тонов и мастерския фуги, из коих составлена оратория, утвердят навсегда славу г-на Дехтярева между его соотечественниками и даже в других государствах", - писал Гаврила Романович Державин после премьеры первой русской оратории "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" Степана Аникеевича Дегтярёва.

И так случилось, что оратория «Минин и Пожарский», написанная за два года до смерти композитора, стала не только вершиной его творчества, но, как уже было отмечено, и первой русской ораторией. И всё же в этом опусе музыкальных оперных новаций Россини, конечно же, еще не ощущается: величественность хоровых страниц оратории и ее виртуозные вокальные партии, скорее, — в духе Генделя. Однако в ансамблевых соборно-молитвенных фрагментах этой уникальной партитуры, исполняемых солистами, как раз и содержится то, что говорит о самобытной национальной самоидентификации: патриотизм, духовность и святость пустили в эту партитуру свои глубокие, истинно русские морально-психологические корни, при этом явив на свет совершенно удивительную гармонию и потрясающе многокрасочную мелодику.

«Величественные хоры с музыкою роговою, прекраснейшие арии, гармонические переходы тонов и мастерские фуги, из коих составлена оратория, утвердят навсегда славу г-на Дехтярёва между его соотечественниками и даже в других государствах», — далеко не безосновательно полагал всё тот же Державин.

Уже после победы в Отечественной войне 1812 года и после смерти композитора высочайшим царским повелением оратория Степана Дегтярёва была включена в программу торжеств, посвященных открытию 20 февраля 1818 года на Красной площади в Москве памятника Минину и Пожарскому скульптора Ивана Мартоса.

 

Это исполнение состоялась в Благородном собрании силами музыкантов императорского оркестра и всех полков гвардии, московских театральных артистов и хора придворных певчих.

Впоследствии оратория Дегтярёва исполнялась только фрагментарно, и лишь в конце XX века она прозвучала полностью (правда, без участия рогового оркестра), а ее партитура впервые была опубликована лишь в 2006 году, то есть спустя 195 лет после создания!

Сейчас происходит возрождение интереса к творчеству Дегтярева, и многим, думается, еще предстоит открыть для себя этого мастера.

ТЕМА 3.

Степан Дегтярев. Оратория "Минин и Пожарский, или освобождение Москвы"

История оратории С.А. Дегтярёва «Минин и Пожарский или освобождение Москвы». Ее сочинение было приурочено к двухсотлетнему юбилею освобождения России от польских захватчиков. Эта дата не оставила равнодушных в творческой среде России в целом в начале XIX века. К прославлению героического подвига К. Минина и Д. Пожарского присоединились писатели и поэты, литераторы и историки, скульпторы и художники.

В 1809 году при участии президента Академии художеств, скульптора И.П. Матроса и художника О.А. Кипренского начинается работа над известным памятником Минину и Пожарскому в Москве. В 1806 году Гавриил Державин заканчивает работу над либретто оперы «Пожарский, или освобождение Москвы».

Не исключением становится и литератор Н.Д. Горчаков, который начинает работать над созданием поэмы, изначально планируемой для создания именно либретто музыкально-драматического произведения. Такая постановка вопроса требовала тесного взаимодействия с композитором, в качестве которого автором, при поддержке Державина, был избран С.А. Дегтярев, который характеризовался Н.Д. Горчаковым, как «один из превосходнейших новых Авторов Певческой музыки». По мнению Державина, С.А. Дегтярев был одним из наиболее выдающихся европейских композиторов того времени и как никто другой подходил для работы над произведением. И действительно, тандем оказался весьма творческим и работоспособным. Уже через полтора месяца 1811 года оратория была готова. По имевшейся традиции всякое художественное произведение должно было сначала быть одобрено элитой столицы, а уже затем могло быть представлено на суд широкой публике. Оратория имела ошеломляющий успех в среде серьезных критиков, была одобрена и благословлена на показ широкой публике, что, безусловно, способствовало успешному дебюту произведения. Однако для дебюта предстояло подобрать большое количество исполнителей, в число которых вошли представители студенческого хора университета, частной капеллы меценатов. Это был первый состав исполнителей оратории. Премьеру оратории играл университетский оркестр.

Успех премьеры, которая состоялась 9 марта 1811 года, был достаточно высоким. Зрители с восторгом аплодировали во время пушечной пальбы в завершении оратории. Дегтярёва называли выдающимся композитором современности. Журнал «Вестник Европы» с гордостью писал: «…господин Дегтярёв своей Ораторией доказал, что он может поставить имя своё наряду с первейшими композиторами в Европе. Оратория переведена уже одним учёным мужем на итальянский язык, и полная партитура музыки с итальянскими словами отправлена будет в Неаполь».

Оратория имела большой успех, одновременно способствовала поднятию боевого духа и чувства патриотизма у народа. Такое влияние объяснялось и такими событиями, как победа в войне со Швецией 1808-1809 годов, непрекращающиеся военные действия с Турцией и Ираном, угроза нашествия наполеоновской армии. Спустя месяц, 11 апреля оратория была исполнена ещё раз по требованию публики. Этому событию сопутствовали похвальные рецензии Г.Р. Державина, стихи Н.Д. Иванчина-Писарева, отзыв, А.И. Тургенев – директора департамента духовных дел министерства народного просвещения и духовных дел. К этому событию было приурочено и пожалование Александром I Николаю Горчакову бриллиантового перстня. Не смотря на ошеломляющий успех произведения, о Степане Дегтярёве, композиторе, дирижёре и организаторе всего действа не было сказано ни слова из-за его низкого сословного статуса. Однако, двадцатый век не обошёл стороной это выдающееся произведение. Первый детальный анализ оратории был выполнен С.В. Смоленским выдающимся хоровым деятелем России, хормейстером с богатым практическим опытом и энциклопедическими теоретическими познаниями, в очерке «Оратория С.А. Дегтярёва «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» в 1907 году. По его же инициативе были напечатаны отдельные номера из оратории. Особенно остро интерес к оратории проявился в годы Великой Отечественной войны. Печатается монография Н.А. Елизаровой «Театры Шереметевых», на страницах которой Дегтярёву посвящён отдельный раздел. Растет интерес к произведению, которое все чаще связывают с именем С.А. Дегтярёва. И сегодня особый интерес для нас представляет хор «Славься», который, как идейно, так и в музыкально-драматургическом плане является прообразом «Славься» М.И. Глинки из его «Ивана Сусанина». Его ликующие распевы как бы предвосхищают такую же тему в финале оперы Глинки. Форма хора достаточно интересна, несмотря на то, что она куплетная.

Первый куплет написан в простой двухчастной форме, открывается небольшим оркестровым вступлением, в основе которого лежит основная тема хора. Эта тема звучит торжественно, гармонический язык достаточно прост (тоника-доминанта), но не кажется примитивным. Далее следует первая часть-первый куплет хора. Настроение его ликующее, торжественное, лучезарное. Тематический материал и фактура имеют много общего с музыкой венских классиков. В первую очередь, тут заметно влияние В. Моцарта, его возвышенно-героический стиль.

Второй куплет родственен первому. Носит такой же величаво-патриотический возвышенный характер. Форма куплета также простая двухчастная.

Третий куплет написан не в аккордовой фактуре, как предыдущие два, а в полифонической. Такая смена фактуры достаточно интересна. Начинается куплет сольными партиями альта и сопрано. Звучание солистов сопровождает партия кларнета. Несколько позже вступают сольные альт и бас. Средняя часть куплета наполнена стреттными (Stretto - сжатие - имитационное проведение темы с меньшим расстоянием вступления, чем при первоначальной имитации.) проведениями темы.

Четвёртый куплет также написан в полифонической фактуре, богат мелодическими перекличками голосов, несколько похож на предыдущую часть. Завершается небольшой кодой, торжественной, ликующей, в основе которой лежит тематический материал вступления и первых частей. Мысль Г.Р. Державина, о том, что «…оратория Минин и Пожарский должна составить важную эпоху в истории нашей отечественной музыки», остаётся актуальной и в наши дни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: