Министерство образования, науки и молодежи
Республики Крым
АКАДЕМИЯ БИОРЕСУРСОВ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Агрономический факультет
Кафедра технологии производства, хранения и переработки продукции
овощеводства и стандартизации
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к самостоятельной работе по дисциплине
«Сортовые технологии в овощеводстве открытого грунта и бахчеводстве»
Направление подготовки 35.04.05 «Садоводство»
Профиль подготовки «Плодоовощеводство и виноградарство»
Симферополь 2015
Методические указания подготовлены доцентом кафедры технологии производства, хранения и переработки продукции овощеводства и стандартизации Дементьевым Ю.Н. под редакцией заведующего кафедрой доктора т.-х. наук
Турбина В.А.
Рекомендована к изданию на заседании кафедры ТПХ и ППО и С,
протокол №, от 2015 г.
Зав. кафедрой ТПХ и ППО и С,
доктор техн. наук, профессор ______________ В.А.Турбин
Рассмотрена и рекомендована к изданию методической комиссией
агрономического факультета, протокол № _______ от «_________» 2015 г.
Председатель учебно-методической комиссии
агрономического факультета
кандидат с.-х. наук, доцент ____________ М.Е.Сычевский
Рецензенты: доцент Корниенко Н.Я.
доцент Бурлак В.А.
Введение
Сорт, гибрид определяют технологию. Агроном-организатор с.-х. производства должен хорошо знать основные сорта и гибриды зоны своей деятельности, и способы агротехнологии распространенных овощных культур.
Задачей сегодняшнего дня является расширение ассортимента овощных культур.
Для полного представления необходимо в летнее время несколько раз побывать на поле, записать, зарисовать или сфотографировать отдельные растения в динамике их роста и развития.
|
Агротехнологию овощных культур в открытом и защищенном грунте изучают в соответствии с принятой классификацией по ботанико-производственным признакам, а именно: группы капусты, корнеплоды, луки, плодовые (овощные), многолетники, зеленные и клубневые.
Порядок изучения следующий: народнохозяйственное значение, биологические особенности, требования, предъявляемые к природным условиям. Надо четко уяснить, при каких условиях растения проходят стадии развития, определяющие образование продуктового органа и переход к плодоношению. Технологию каждой культуры необходимо усваивать по схеме, указанной в программе.
Общие принципы подхода к культуре едины, но конкретные сорта, сроки, схема размещения, удобрения, полив и т.д. зависят от почвенно-климатических условий. Поэтому, изучать вопросы выращивания надо применительно к конкретной зоне.
Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине составлены с расчетом максимальной индивидуализации заданий по темам, что дает возможность студентам все работы выполнять самостоятельно, пользуясь учебником, учебными пособиями и практикумом. Это облегчит изучение предмета студентам, получающим возможность заниматься во внеаудиторное время.
Методические указания.
Самостоятельной работе по дисциплине предшествует изложение материала на лекциях, самостоятельная работа студентов над литературными источниками и краткое объяснение задания преподавателем в течение 8-10 минут
|
Затем студенты, пользуясь учебными и справочными пособиями, самостоятельно выполняют задания, заполняя соответствующие таблицы приложения.
Задание по разработке агротехнологического плана конвейерного выращивания культуры в открытом грунте выдается преподавателем индивидуально каждому студенту в соответствии с вариантами заданий.
При выполнении самостоятельного задания студент должен тщательно изучить сорта выбранной овощной культуры, хозяйственные признаки, пищевкусовые особенности и сроки их высева.
При разработке агротехнологии применительно к условиям Крыма, студент должен выбрать предшественник, перспективные сорта, разработать комплекс мер по обработке почвы, внесению удобрений и гербицидов, подготовке семян, рассады, перечислить основные приемы по уходу за растениями и уборке урожая. Все мероприятия по возделыванию должны планироваться с минимальными затратами ручного труда и максимальной механизацией, особенно по уборке и транспортировке урожая.
Задание считается выполненным после принятия его преподавателем и выставлении соответствующей оценки.
Материальное обеспечение.
1. Методические указания перспективных сортов (гибридов).
2. Периодическая печать и учебная литература читальных залов:
- Агроогляд: овочі та фрукти / Журнал для плодоовочевого бізнесу.
- Настоящий хозяин/ Агрожурнал.
- Овощеводство / Украинский журнал для профессионалов.
Литература.
1.Лихацький В.И., Бургарт Ю.С. Овочивництво: Практикум.- К.: Вища школа, 1994.-366 с.
2. Кузьмин В.М., Мохнатий М.Е. Механизашя виробництва овоч!в.-К.: Урожай, 1977.
|
3. Руденко Н.Е., Земляков Л.Е. Справочник по индустриальным технологиям производства овощей. - М.: Агропромиздат, 1986. - 288 с
4. Справочник по овощеводству / Под ред. профессора В.А.Брызгалова. -Л.: Колос, 1971.-472 с.
5. Справочник овощевода степи Украины/ Состав. Д.П.Билык, Б.С.Ангел.- Одесса: Маяк. 1988. 304 с.
6. Сорти овочевих i баштанних культур / за ред. проф. Ф.А.Ткаченка. -К.:Урожай, 1978.-328
7. Сич З.Д., Бобось І.М.Сортовивчення овочевих культур.-К.:Нілан-ЛТД, 2012.578 с.
8. Электронная библиотека [Электронный ресурс] IPRbooks.ru
9. Каталог сортів рослин.www.sops. gov. ua
10. http:www.agromage.com/stat-id.
11. https://ru.wikipedia.org.ru
12. https://www.ovoschevodstvo.com
13.https://taklif.uz/
14.https://at-g.com.ua
15. http:www.sadovo. ru/category
Тема: «Сортовая характеристика овощных и бахчевых культур».
Работа выполняется по следующей схеме:
I. Преподаватель выдаёт студенту задание по одной из нижеприведённой овощной или бахчевой культуре (табл.1).
II. По каждому из нижеприведенных вопросов студенту необходимо дать развернутые ответы.
III. Составить график конвейерного выращивания и поступления продукции заданной культуры течение круглого года в открытом грунте (с учетом сортов и сроков сева).
IV. Составить технологическую карту выращивания овощной (бахчевой) культуры в условиях Крыма, с учетом сорта и сроков поступлення продукции.
V. Определение затрат и расчет экономической эффективности выращивания овощной культуры.
Таблица 1.
I. Варианты заданий
№ вар | Культура | № вар. | Культура | № вар | Культура | № вар | Культура |
1. | редис | 15. | пастернак | 29. | свекла | 43. | фасоль |
2. | капуста белокоч. | 16. | физалис | 30. | шпинат | 44. | горох |
3. | перец | 17. | сельдерей листовой | 31. | капуста цветная | 45. | бобы |
4. | брокколи | 18. | укроп | 32. | петрушка | 46. | порей |
5. | редька зимняя | 19. | морковь | 33. | томат | 47. | эскариол |
6. | тыква | 20. | сельдерей корневой | 34. | кольраби | 48. | лук острый |
7. | дайкон | 21. | щавель | 35. | баклажан | 49. | чеснок |
8. | дыня | 22. | ревень | 36. | редька летняя | 50. | мангольд |
9. | савойская капуста | 23. | лук сладкий | 37. | картофель | 51. | листовая овощная |
10. | кресс- салат | 24. | сельдерей черешковый | 38. | эндивий | 52. | спаржа |
11. | кабачок | 25. | базилик | 39. | арбуз | 53. | салат кочанный |
12. | брюссельская | 26. | чабер | 40. | огурец | 54. | лук батун |
13. | салат спаржев. | 27. | иссоп | 41. | краснокочанная | 55. | салат |
14. | пекинская | 28. | салат листовой | 42. | патиссон | 56. | артишок |
II. Вопросы
для описания выбранной культуры
1. Народно-хозяйственное значение культуры, её пищевая ценность.
2. Происхождение и краткая история окультуривания.
(При ответе на этот вопрос необходимо указать латинское название овощной (бахчевой) культуры, её центр происхождения, историю проникновения в Крым).
3. Указать ботанические и биологические особенности культуры. (Охарактеризовать соцветие, плод, орган, используемый в пищу, отношение к теплу, влаге, свету, удобрениям).
4. Указать виды, подвиды, разновидности, формы, сортотипы культуры. Какие из них распространены в Крыму?
5. Перечислить селекционные станции России и Крыма.
6. Классификация сортового многообразия. (Перечислить сорта и гибриды отечественного, европейского, и американского происхождения, включенные в Реестр сортов Крыма на ближайший год).
7. Дать характеристику отечественным и зарубежным сортам, гибридам для конвейерного выращивания в условиях Крыма (Указать оригинатора выведенного сорта (гибрида), назначение, вегетационный период, устойчивость к болезням, урожайность и т.д.).
8. Указать апробационные признаки культуры.
9. Указать основные сортовые признаки культуры.
10. Охарактеризовать особенности изменчивости сортов данной культуры в условиях Крыма.
11. Указать продолжительность жизни сорта, гибрида (пример) и указать причины гибели.
III. Примерный график конвейерного выращивания и поступления продукции заданной культуры
Рис. 1. Конвейерное поступление капусты белокочанной
Таблица 2.