Публичновластные институты правового и силового типов. Юридическая интерпретация государства и права.




Принципы права

Принципы права – это основные, исходные цели, начала, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Именно в принципах и функциях права выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

Отличие принципов права от правовых идей:

· правовые идеи могут значительно опережать действующее право, а правовые принципы актальны для "своего" времени.

Отличие принципов права от правовых норм:

· принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция);

· с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права;

· определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства.

Роль принципов права в правовом регулировании

Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы. Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

По сфере действия принципы классифицируются следующим образом:

Общеправовые принципы (свойственные всем отраслям права):

1. справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением;

2. юридическое равенство граждан перед законом и судом;

3. гуманизм, отражает взаимоотношение общества и личности, это неотъемлемое качество законности, правосудия, уголовной и исправительно-трудовой политики государства;

4. демократизм, означает принадлежность всей власти народу;

5. единство прав и обязанностей - нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав;

6. законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно;

7. сочетание убеждения и принуждения - универсальные методы социального управления обществом.

Межотраслевые принципы права (общие черты нескольких отраслей права):

принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.

Отраслевые принципы права (характеризующие специфику конкретной отрасли). К ним относятся: в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном праве - презумпция невиновности);

В нутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

Публичновластные институты правового и силового типов. Юридическая интерпретация государства и права.

Юридическое понятие государства предполагает публично-властные институты, обеспечивающие хотя бы minimum minimorum свободы. Но в потестарных цивилизациях таких институтов нет. Деспотизм и тоталитаризм невозможно интерпретировать юридически, поскольку здесь свободная, неподконтрольная власти социальная деятельность — всегда преступление, она официально осуждается и подавляется, не может признаваться и защищаться публичной властью.

Юридическое понятие государства должно строиться на различении государственности как феномена правовой культуры (феномен типа res publica или state) и как феномена потестарной культуры (государство в буквальном смысле, «государь-ство»). В принципе такое различение вполне уместно, но по форме оно невыразимо на русском языке. Для обозначения публично-властных институтов мы пользуемся терминами «государство» и «государственность», невозможно перевести на русский язык с английского, что в России до Петра I вообще не было state, да и после него; в переводе получается, что в России нет государства.

Реальные государства, существующие в правовой культуре, всегда демонстрируют публично-властные институты как правового, так и силового типов, в том или ином их соотношении.

Знание о реальных государствах, особенно о публично-властных институтах социалкапитализма, опровергает возможность исключительно юридической интерпретации государственности.

Только там, где публично-властные институты правового типа доминируют, можно говорить о правовом государстве. Если же правовые и силовые институты конкурируют, то это — «полуправовое», интервенционистское, перераспределительное государство (здесь наравне с правовой свободой признаются и другие ценности, поэтому такое государство нельзя однозначно характеризовать как правовое). В условиях же деспотизма и тоталитаризма нет правовых институтов государственности, есть «деспотическая государственность».

Следует различать правовые и неправовые институты и типы государственности, подобно тому как мы различаем правовые и неправовые законы. В таком случае нужно признать, что свобода (и равенство в свободе) — это сущность права, правового закона и правового государства, но не сущность закона и не сущность государства «вообще». Сущность государственности проявляется как публично-властное обеспечение фундаментальных принципов определенной социокультуры, принуждение к их соблюдению и подавление отклоняющегося поведения. У публично-властных институтов нет правовой сущности, правовая сущность есть только у правовых институтов публичной власти, которые складываются там и постольку, где и поскольку социальные обмены строятся по принципу свободных взаимодействий и равенства в свободе.

Юридическая концепция права: государственность как объект юриспруденции представляет собой публично-властные институты правового типа, т.е. институты, в рамках которых принуждение используется для обеспечения свободы, предупреждения и подавления агрессивного насилия.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: