Внимание - это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях.
Концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте. Человек с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организацией и, наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.
Объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.
Устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа.
Переключение - намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Об особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько ребенок быстро переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие.
Распределение - возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающими.
Диагностика развития внимания.
У учащихся первых классов свойства внимания слаборазвиты, что связано с возрастными особенностями.
Для изучения свойств внимания первоклассников были использованы диагностики развития внимания психолога Ларисы Тихомировой.
(родителям выдаются диагностические листы)
Методика "Корректурная проба".
|
Методика используется для определения объема внимания, его концентрации, устойчивости.
Норма объема внимания для детей 6 - 7 лет - 400 знаков и выше.
Уровень концентрации внимания определяет количество допущенных ошибок. Безошибочное выполнение задания говорит о высоком уровне, 2-3 ошибки свидетельствуют о среднем уровне концентрации, 4-6 - о низком, 7 и более - об очень низком уровне концентрации ребенка.
Устойчивость внимания напрямую связана с работоспособностью: чем выше показатель работоспособности, чем меньше число ошибок, тем более устойчивым является внимание. Так, показатель 300-400 можно считать высоким, 200 до 300 - средним, 100 до 200 - низким, ниже 100 - очень низким.
Методика диагностики переключения и распределения внимания (видоизмененная методика Р.С. Немова).
Если ребенок способен быстро переходить от одного вида деятельности к другому, вовлекаться в работу, может выполнять несколько дел одновременно, то можно говорить о высокий уровне переключения и распределения внимания: показатель - 0,4. Средний результат - 0, 3, низкий уровень - 0,2, очень низкий уровень - 0.
Психологический практикум.
Внимание - это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! И главными помощниками ребенку в этом могут стать его родители. Есть такие игровые упражнения и задания, которые способствуют развитию внимания. С некоторыми из них мы познакомимся, чтобы затем их применять, помогая своим детям.
Группы родителей получают листы с описанием игр, упражнений для развития внимания. Каждая группа знакомится с их содержанием и готовит выступление с демонстрацией для всех остальных родителей.
|
Упражнения для развития внимания: практикум для родителей.
1 группа
Охота на кота.
Детям предлагаются тексты (одинаковы по количеству слов и длине), вырезанные из журнала, газеты. По команде дети должны вычеркнуть из текста три буквы: К, О, Т, кто сделает это быстрее и с меньшим числом ошибок, тому полагается приз.
Зеркало.
Двое играющих встают друг против друга. Один из них зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого.
2 группа
Летит - не летит.
Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы. Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т.п. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Тот, кто ошибется, платит фант.
Перед началом игры ведущий разбирает с детьми, кто летает, а кто нет. Отдельно рассказывается о летающих птицах и насекомых (с показом их на картинках), о летающих предметах, сделанных руками человека (ракета, самолет), о сказочных существах (вспомнить сказки).
Числа.
Дети встают в круг. Ведущий предлагает следующую игру: "Сейчас мы по очереди будем считать от 1 до 30. Будьте внимательны, т.к. числа, содержащие 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибется, выбывает из игры".
Выбирать можно разные числа.
3 группа
Найди различия.
Перед детьми кладут две картинки, кажущиеся на первый взгляд одинаковыми, но имеющие существенные различия. Играющие должны найти эти различия. Выигрывает тот, кто найдет их больше.
|
Наоборот.
Ребята сидят в кругу. Игра заключается в том. Что ведущий показывает какие-либо движения, а ребята должны делать наоборот. Если ведущий поднимает руки, ребята должны их опускать, если ведущий сложит ладони в кулак, дети должны разжать.
Кто ошибается, становится ведущим.
4 группа
Самый внимательный.
Участники игры встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи в начале игры.
На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибся, считаются победителями.
Пляшущие человечки.
Нарисуйте на листе бумаги несколько рядов пляшущих человечков трех-четырех видов. Эти рисунки могут чередоваться в любой последовательности. Предложите ребенку в течение 8-10 минут рассматривать ряды пляшущих человечков и отмечать карандашом человечков только одного вида.
Затем вы можете подсчитать количество ошибок, допущенных ребенком, и предложить ему посоревноваться с вами в точности выполнения задания. Несколько ваших проигрышей явно повысят интерес ребенка к игре.
Игру можно усложнить, введя новые типы фигурок или дополнительные детали (шляпы, обувь и т.п.), можно предложить это же задание, но с геометрическими фигурами.
Итоги собрания.
Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу: "Сегодня я понял(а), что внимание:"
Рекомендации родителям:
Помогите вашим детям стать внимательными.
Развивайте внимание детей, используя рекомендованные игры и подбирая другие.
Постарайтесь научить играть детей в шахматы и в шашки.
Учите детей быть наблюдательными - умеющими наблюдать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.
Памятка для родителей по развитию внимания учащихся:
- В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.
- Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.
- Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.
- Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Большое внимание обращайте на достигнутые им успехи.
- Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.
- В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.
- Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.
- Используйте специальную литературу, которая поможет вашему ребенку достичь успехов.
Список используемой литературы:
- Младший школьник. Развитие познавательных способностей. / под ред. И. В. Дубровиной. - М: Просвещение, 2003 /.
- Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1 - 4 классы. / Л. И Саляхова. - М: Глобус, 2007 /.
- Родительские собрания: 2 класс. / О. П. Варенька. - М: ВАКО, 2008 /.
- Родительские собрания. Начальная школа. 1 - 4 классы. /Н. И. Дереклеева. М: ВАКО, 2004 /.
- Лучшие родительские собрания в начальной школе: 1- 2 классы. / М. А. Алоева, В. Е. Бейсова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008 /.
- Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. / Л. Ф. Тихомирова. - М: Айриспресс, 2000 /.