Лабораторная работа № 8. Теоретические сведения.. Порядок выполнения работы.




Лабораторная работа № 8

Исследование цепи переменного тока с последовательным соединением резистора и индуктивности.

Цель: Исследовать физические процессы в цепи с последовательным соединением резистора и индуктивности.

Теоретические сведения.

Реальные цепи, содержащие индуктивность, всегда имеют и активное сопротивление: сопротивление провода обмотки и подводящих проводов. Поэтому рассмотрим электрическую цепь (рис. 1), в которой через катушку индуктивности L, обладающую активным сопротивлением R, протекает переменный ток .

Рис. 1.

Через катушку и резистор протекает один и тот же ток, поэтому в качестве основного выберем вектор тока и будем строить вектор напряжения, приложенного к этой цепи.

Напряжение, приложенное к цепи, равно векторной сумме падений напряжений на катушке индуктивности и на резисторе:

. (1)

Напряжение на резисторе, как было показано выше, будет совпадать по фазе с током:

,

а напряжение на индуктивности будет равно ЭДС самоиндукции со знаком минус (по второму правилу Кирхгофа):

.

Мы видим, что напряжение на индуктивности опережает ток на угол . Построив векторы , и и, воспользовавшись формулой (1), найдем вектор . Векторная диаграмма показана на рис. 2.

Рис. 2.

Мы видим, что в рассматриваемой цепи ток отстает по фазе от приложенного напряжения , но не на , как в случае чистой индуктивности, а на некоторый угол . Этот угол может принимать значения от 0 до и при заданной индуктивности зависит от значения активного сопротивления: с увеличением R угол уменьшается.

Как видно из векторной диаграммы, модуль вектора равен

,

где величина

называется полным сопротивлением цепи, а величина

называется реактивным сопротивлением катушки индуктивности. Сопротивление резистора R называют активным, потому что в этом элементе происходит безвозвратное преобразование электрической энергии в тепловую энергию. В индуктивном элементе же электрическая энергия преобразуется в энергию магнитного поля катушки, а затем наоборот – энергия магнитного поля катушки преобразуется в энергию электрического тока. Поэтому катушка индуктивности обладает реактивным сопротивлением.

Сдвиг по фазе ф между током и напряжением в данной цепи также определяется из векторной диаграммы:

.

 

Разделив стороны треугольника напряжений (рис. 2) на значение тока в цепи, получим треугольник сопротивлений (рис. 3), в котором R — активное сопротивление, Z — полное сопротивление, - реактивное сопротивление.

Рис. 3.

Из рис. 3 следует, что

; .

Умножив стороны треугольника напряжений (рис. 2) на значение тока в цепи, получим треугольник мощностей (рис. 4).

Рис. 4.

Здесь S — полная мощность, Q — реактивная мощность и Р — активная мощность. Из треугольника мощностей следует, что

;

;

.

Активная мощность характеризует ту часть полной мощности, которая тратится на выполнение полезной работы.

Реактивная мощность Q всегда связана с обменом электрической энергией между источником и потребителем. Ее измеряют в вольт-амперах реактивных (вар).

Полная мощность S содержит в себе как активную, так и реактивную составляющие — это мощность, которая потребляется от источника электроэнергии. При Р = 0 вся полная мощность становится реактивной, а при Q = 0 — активной. Следовательно, составляющие полной мощности определяются характером нагрузки. Полная мощность измеряется в вольт-амперах (ВА). Эта величина указывается на табличках приборов переменного тока.

 

Порядок выполнения работы.

Отчет сделать в электронном варианте, создав файл MS Word по шаблону «Фамилия_№ группы_Лабораторная 8.docx» и сохранив его в папке «Отчеты лаб 8» на диске вашей группы. Отчет должен содержать название работы, цели. Далее после фразы «Ход работы», необходимо написать номер своего варианта и по порядку выполнить задания. В отчет поместить скриншот собранной схемы с параметрами, указанными в Вашем варианте, заполненные таблицы данных, графики, привести расчеты.

Ход работы.

Вариант № ___

1. Прочитать теоретическую и практическую части и уметь устно ответить на вопросы.

1. Почему сопротивление катушки индуктивности называется реактивным?

2. По какой формуле находится сопротивление катушки?

3. Как ведут себя ток и напряжение в цепи переменного тока с последовательным соединением резистора и катушки?

4. Как получить треугольник сопротивлений?

5. По какой формуле находится полное сопротивление цепи переменного тока с последовательным соединением резистора и катушки?

6. Как получить треугольник мощностей?

7. Что характеризует активная мощность?

8. С чем связана реактивная мощность?

9. Каковы единицы измерения полной, реактивной и активной мощностей?

10. В каких пределах изменяется угол сдвига фаз между током и напряжением при последовательном соединении резистора и индуктивности?

11. Какой вид предположительно будут иметь графики S = f(L), Р = f(L), XL = f(L), UR = f(L), = f(L)?

2. Собрать схему, изображенную на рис. 5. Источник питания брать во вкладке Sourses/Power_Sourses/АC_Power, резисторы брать во вкладке Basic/Resistor, катушку индуктивности L брать во вкладке Basic/Inductor, вольтметры и амперметр брать во вкладке Indicators/Voltmeter и Ammeter соответственно, заземление - во вкладке Sourses/Power_Sourses/Ground, осциллограф XSC1 – на вертикальной панели приборов справа.

3. Переименовать элементы и раскрасить провода каналов А и В осциллографа в соответствии с рисунком (А – красный, В – синий), дважды щелкнув по нужному проводу левой кнопкой «мыши». Вольтметры и амперметр установить в режим АС.

4. Установить значения f, Е, r, Rн в соответствии со своим вариантом (см. таблицу в конце документа). Обратите внимание на размерности! Сделать скрин.

5. Включить схему. Изменяя параметры установки осциллографа, добиться того, чтобы сигналы умещались в его экран по амплитуде.

Рис. 5.

6. Изменяя значения индуктивности катушки L в соответствии с данными таблицы 1 измерить значения U, UL, UR, I и (Т2-Т1) и занести результаты измерения в таблицу. Измерение (Т2-Т1) проводить следующим образом: синий курсор осциллографа устанавливаем в начало периода синей волны, а красный курсор – в начало периода красной волны и считываем в диалоговом окне показания (Т2-Т1) с учетом размерности и знака! (рис. 6) Изменяйте шкалу развертки, если будет сложно снимать показания. Перед снятием показаний дождитесь, когда показания приборов перестанут изменяться (особенно при больших значениях индуктивности L).

Рис. 6.

 

Таблица 1.

L, Гн U, В UL, В UR, В I, А Т2-Т1, мкс
           
           
           
           
           
           
           

7. По данным таблицы 1 произвести расчет , ХL, Z, S, Q по формулам:

, где - частота источников для Вашего варианта;

;

;

;

;

.

Занести результаты вычислений в таблицу 2.

Таблица 2.

L, Гн XL, Ом Z, Ом S, ВА Q, ВАр Р, Вт
             
             
             
             
             
             
             

8. По данным таблиц 1 и 2 построить графики зависимости S = f(L), Р = f(L), XL = f(L), UR = f(L), = f(L) и поместить их в отчет.

9. Написать вывод. В выводе, ссылаясь на полученные результаты и графики, проанализировать, как ведут себя реактивное сопротивление катушки XL, угол сдвига фаз между током и напряжением , активная Р и полная S мощности с увеличением индуктивности катушки и объяснить почему.

 

Таблица данных по вариантам.

Вариант f, Гц Е, В Rн, Ом r, Ом
        0,6
        0,7
        0,8
        0,9
         
        1,1
        1,2
        1,3
        1,4
        1,5
        1,6
        1,7
        1,8
        1,9
         
        0,5
        0,75
        0,95
        1,35
        1,65

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: