В моей практике был пион, правильное навание которого удалось определить
только через двадцать лет.
Коллекция росла, а для определения сортов нужны были зарубежные книги с описанием пионов. Первая американская книга о пионах с подробным описанием старых сортов — автор Джеймз Бойд 1928 г. Вторая книга пионы — автор Джон Уистер 1955 г. Затем в 1985-86 г. к нам в Россию, благодаря Капинос Д. Б. Попал американский регистр по пионам в котором были собраны все описания до 1975 г. Дополнительную помощь по определению старых сортов оказали две маленькие книжечки по пионам 1917 и 1923 гг. - автор Алис Хардинг.
И так Сара Бернар, какая она всё-таки тёмно-розовая или светло-розовая?
В книге Бойда 1928 г. она тёмная, у Красновой Н.С. в 1960 г. она интенсивно розовая. Так откуда появилась светлая Сара Бернар и от кого она к нам попала?
В каталогах американца Клема, владелеца огромного питомника, Сара Бернар описана, как яблонево-розового цвета или сишелл-пинк(цвета морской раковины). Другие американские владельцы питомников писали, что Сара Бернар тёмная или насыщенная по цвету, а продавали светлую. Так где-же правда?
Дело в том, что у американцев были перепутаны многие европейские сорта ещё в начале деятельности Американского Пионового Общества, которое было основано в 1903 г. В 1904 г АПО обратилось за помощью к французскому оригинатору Дессеру, который направил в США список с описанием 549 французских и бельгийских сортов, а затем и коллекцию пионов в Корнельский университет из 235 сортов.
АПО провело огромную работу по выявлению сортов двойников, были выявлены даже сорта которые имели по 4-5 других названий. Но не все пионоводы были согласны с проделанной работой. Поэтому через 20-25 лет, после выхода книги по пионам в 1928 г., вместо нормальной тёмной Сары Бернар опять появилась светлая.
|
Даже Алис Хардинг, которая была у самого Лемуана, описывает Сару Бернар,
как однородного цвета, лилово-малиново-розовая повсюду и в тоже время указывала, что в каталогах у других пионоводов она яблонево-розового цвета, но на самом деле оттенок вдвое темнее в окраске, чем эти поспешные заключения.
Для более точного определения окраски пионов АПО пригласило крупнейшего
специалиста по розам мистера Стивенса, в учебнике он даёт объяснение цветовых стан- дартов. А вот, как Сара Бернар описана в учебнике Бойда за 1928 год, цветок очень крупный, тёмный малиново-розовый, края слегка светлее.
Светлая Сара Бернар это старый прославленный фаворит сорт Эжени Верди(1864) г. Вот её описание у Бойда, цветок очень крупный, малиново-розовый, бледный на краях лепестков. Отличительная её особенность это хороший финиш цветения, то есть цветок сохраняет свои лучшие качества до самого конца. Нежный серебристо-розовый или сишелл-пинк(цвета морской раковины) или яблонево-розовый все эти описания подходят для Эжени Верди. Это сорт хамелеон, на суглинках у неё окраска как в описании по Бойду, на супесях она светло-розовая с серебристыми краями, а на торфянниках она яблонево-розовая, почти белая с лёгкой розовинкой. А тёмная Сара Бернар прекрасна для выставки, но не надёжна в цветении, окраска у неё выгорает до лилово-розовой со светлыми широкими краями и быстро теряется первоначальная прекрасная форма.
Основная разница этих пионов в том, что у Эжени Верди серебристо-белая кайма видна сразу, как цветок раскроется, а у Сары Бернар при раскрытии тёмный однородный малиново-розовый цвет и нет серебристо-белой каймы, она начинает проявляться позже, когда лепестки начинают блекнуть. Где же американцы спрятали тёмную Сару Бернар? Они, причём очень опрометчиво, в 1952-1953 гг. изобрели пион Алекс Флеминг, сначала якобы это старый французский сорт у которого известна родительская пара, но неизвестен оригинатор, потом английский, а теперь голландский сорт, даже оригинатора (Блонк) и того придумали.
|
А в Росии ещё интереснее сорт Мисс Экхарт из Мгу и Алекс Флеминг они похожи друг на друга, как две капли воды. У обоих тёмный малиново-розовый цвет и одинаковые: форма цветка, куст, листья, стебли, срок цветения. Наши пионоводы уже давно выращиали Мисс Экхарт из МГУ, прежде чем к ним попал сорт Алекс Флеминг. А попал он в нашу страну лет на 20-25 позже, чем Мисс Экхарт. А какая же Мисс Экхарт настоящая? По описанию Красновой у неё бомбовидная форма и ярко-розовый цвет. Вот так настоящую тёмную малиново-розовую, розовидную, Сару Бернар американцы превратили в Алекса Флеминга, а наши в Мисс Экхарт, и это называется двойной прокол.
В одну из своих встреч с Михаилом Ивановичем Акимовым, я спросил его почему
Сара Бернар по описанию тёмно-розовая, а на выставке у нас она светло-розовая. Михаил
Иванович покачал головой и сказал была одна Сара, а стала другая. Так её определили в
Главном Ботаническом Саду сказал Михаил Иванович, а развивать эту тему далее почему-то не захотел.
Профессор Сондерз и его коллеги: Уистер, Литтл, Стивенз, Фьюкс, Кристман, Бранд, Бойд и Терлоу, проделали титаническую работу по определению и описанию сортов пионов и они не могли ошибиться с описанием Сары Бернар. У меня к этим цветоводам огромное уважение, а вот более поздним американским заводчикам пионов удалось из Эжени Верди сделать Сару Бернар и весь мир убедить, что она серебристо- розовая и сохраняет форму до конца цветения, но описания Сондерса и его коллег опровергают эту подтасовку с пионами.
|
Свой тёмный малиново-розовый, розовидный пион, французский оригинатор Лемуан в 1906 году назвал в честь темноволосой красавицы актрисы Сары Бернар (1844-1923).
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е С О Р Т О В П И О Н О В — П Р О Д О Л Ж Е Н И Е
Пожалуй начнём с красных сортов лактифлоры, она менее многочисленна, чем
белые и розовые сорта.
Первым вызвал подозрение сорт Карл Розенфилд, привозился он на выставку, когда
цвели сорта ранней лактифлоры. Потом Дима Капинос привёз сорт Ричард Карвел, который
попадал на выставку в одно время с Карлом Розенфилдом. Когда внимательно посмотрели
оба сорта, то они ничем не отличались друг от друга. Приоритет получил Ричард Карвел, т. к
по описанию он заявлен, как ранний сорт, а Карл Розенфилд — среднего срока цветения. На
этом вроде и всё как-бы успокоилось.
Вырос и у меня в саду Ричард Карвел. Когда куст стал большой, в одно из цветений,
смотрел на него, а в голове промелькнуло, где-то я такое уже видел в своём саду. Лет за
десять до этого определял красный пион у которого не было названия и определил его, как
сорт Франсуа Руссо. Оказалось, что Ричард Карвел и Франсуа Руссо ничем не отличались друг от друга, а я от этого был просто в шоке. Но на этом я конечно успокоится не мог. Пришлось заново смотреть дополнительные материалы по пионам. Просматривая статью «Дома у Бранда», обнаружил, что пион Ричард Карвел не имеет тычинок, а у моих сортов они были. Значит всё таки Франсуа Руссо, а не Ричард Карвел и не Карл Розенфилд.
Зацвёл у меня пион Сер Джон Франклин, яркий среднего тона малиновый, бомбовид-
ный. Посмотрел описания, там Сер Джон Франклин, розовидный, тёмно-красно-малиновый,
а здесь совсем другое. Года через три задачка разрешилась. Бомбовидный, малиновый пион оказался сортом Ричард Карвел. Удалось в Порпаксе посмотреть цветение настоящего Карла
Розенфилда, оно протекает в средние или средне-поздние сроки, значительно позже, чем у
Ричард Карвела и Франсуа Руссо. Вот, как в трёх названиях, а сколько путаницы!
В своём большинстве розовые пионы определялись без особых сложностей, так
Экберт Джером Шейлор распространялся под названием Линней, Пьерр Дюшар, как Грациэлла, Бланч Кинг, как Гладис Тейлор, Сара М. Нейпир, как Клемансо. С Евангелиной и
Мадам Буланже было посложнее, но под какими названиями они распространялись видно
в таблице (несоответствия в названиях пионов).
А вот в белых пионах пришлось решать самые настоящие головоломки. Сначала я
думал, что такая путаница пионов возникла в ГБС, но постепенно продвигаясь в своей опре- делительной работе пришёл к выводу, что почти все белые пионы не соответствующие описанию были получены из США.
Начнём пожалуй с сорта Миссиз Дж. В. Эдлунд. Описание высоты стеблей и листьев можно сказать сходится, величина цветка не сходится, то, что цветёт в наших садах имеет крупный цветок, а в регистре указан очень крупный, срок цветения очень поздний. Правда Клем вносит поправку и пишет, что срок цветения средний. Рейтинг у м-з Эдлунд высочайший 9.51, а у нашего пиончика его едва можно дотянуть до 8.9. На выставках дошло до того, что этот несоответствующий пион, стали выставлять за Аншантресс, потому, что у него зеленова-тые наружные лп., хотя срок цветения средний, а у Аншатресса поздний. Где искать, с чего начать? Понаблюдав за этим пионом, пришёл к выводу, что это французский сорт. И вот только по цветку и среднему сроку цветения, удалось определить, что это лемуановский сорт Мадам Эскари. Помогло то, что у Бойда и в регистре подробно описан сам цветок. Вот Клем определить этот пион не смог, а только правильно указал срок цветения.
Алис Хардинг распространялся, как Ля Пьонс (Краснова Н. С. не смогла его опреде-лить) и, как Мистер Фраготт. Какова же здесь загвоздка, она заключается в том, что бледный телесно-розовый оттенок и малиновые полоски, только у перворядных лп. с наружной сторо-ны, поэтому, когда смотрят на цветок сверху, то видна внутренняя сторона более крупных наружных лп, а она вся белая, только со стороны прикрепления верхушки стебля к основа-нию цветоложа видны розоватые оттенки и малиновые полоски.
Алезия, цв. у неё густомахровый, крупный, аромат розы с ландышем, высокий габи-
тус с прекрасными ст., промышленный сорт. К нам он попал из США под названием А. Е. Кандерд. К сожалению у настоящего А. Е. Кандерда нет аромата розы и цветок у него очень
крупный и куст пониже.
Теперь Элса Сасс. Первую получил от Акимова, вырос кустище высотой 90 см, а
позднее добавил ещё до 100 см. Ну какая это Элса Сасс? Определять пришлось долго, но
оказалось, что это сорт Виктори. Вторая Элса Сасс из Бирюлёво имела близнецов-двойников: соответственно Доктор Дж. Х. Нили и Рамоуна Линз и все три одинаковые. А пион, то краса-вец на загляденье кремово-белый с одинаковыми лп., 20 см в диаметре, почти, как шар, толь-ко слегка прижатый сверху, и куст адекватный 80-90 см высоты с крупными листьями да ещё умеренный аромат в придачу и позднее цветение. А ведь это замечательный американский сорт 1951 года А. Е. Кандерд, который так запутали в США. Доктор Дж. Х. Нили имеет сред-ний срок цветения, хороший аромат и более слабые стебли. Рамоуна Линз имеет такие же оттенки, как сорт Соланж и даже в полном роспуске, ну а по форме значительно уступает А. Е. Кандерду. С Элсой Сасс опять мимо так, как у неё низкий габитус. Попал ко мне один
белый пион, как неивестный. Когда вырос кустик средней высоты и зацвёл, я удивился все цв. были белые, плоские, как утюгом приглаженные, да ещё с ароматом. Первоначально я его определил, как Миссиз А. М. Бранд, но, как оказалось дальше это было неправильно. Потом сорт, как говорят заделился и выпал из тех пионов за которыми я постоянно наблюдал. Прошло много лет и мне пришлось опять понаблюдать за этим сортом. Если его охарактери-зовать короче, то это сеянец от Соланжа со всеми «соланжевыми» оттенками, во время рос- пуска. При полном раскрытии цветок крупный, совершенно розовидный с крупными белыми лп. и лёгким ароматом. Габитус куста стойкий около 75 см. Но самое главное, что лп. имеют текстуру подобно вельвету, а этим признаком обладает только Элса Сасс. Вот такой прекрасный этот сорт Элса Сасс и получен он от Соланжа.
Аншантресс, который из МГУ не соответствовал описанию, у него не было зеленова-тых наружных лп. и был он слишком ароматный. А вот пион Касабланка от Капинос Д. Б.
имел зеленоватые наружные лп., цв. - очень крупный, шаровидной формы, пушистый и аромат слабый, куст мощный и высокий с сильными стеблями и цветение в поздние сроки.
Были сомнения, насчёт силы и мощности Аншантресса, но как всегда помог дополнительный
материал. Замечательная Алис Хардинг, она первая указала в своей книге, что Аншантресс сильно-растущий пион. Пожалуй, Аншантресс один из самых мощных белых сортов. Вот, так получилось сажал Касабланку, а вырос Аншантресс, кстати рейтинг у него абсолютно точный 8.9. Ну, а настоящая Касабланка имеет приятный аромат, которого нет у Аншантресса.
Мадам Эмиль Лемуан или Памяти Гагарина? Растило большинство цветоводов сорт
Памяти Гагарина и не подозревало, что на самом деле этот пион называется Мадам Эмиль Лемуан. Как то Дима Капинос дал делёнку и сказал, что Мадам Эмиль Лемуан обалденный
сорт, сам увидишь. Ешё, когда рост куст, весной во время отрастания побегов, я обратил
внимание, на то, что в коллекции у меня есть пион с такими побегами, но запасся терпением
и стал ждать, когда зацветёт. Зацвёл один к одному Памяти Гагарина. Пришлось подробно
изучить описание и стало понятно, что это Мадам Эмиль Лемуан. На выставке, я незаметно
просмотрел все Памяти Гагарина и только один экспонат не имел тычинок. И вот Македонс-кая описывая сорт Памяти Гагарина сообщает нам, что в цветке нет, пестиков и тычинок!
Мунглоу наверное лучший белый пион да ещё с лунным свечением внутри. Почему
не Джоузеф Кристи, а Мунглоу? Здесь видимо кто-то запутался в сортах Роузфилда. Оба
этих сорта лучшие у Роузфилда. Но только один имеет одинаковые крупные лп. и лунное
свечение изнутри это Мунглоу. У Джоузефа Кристи оригинатор просто указывает, что он розовидного типа, а про крупные лп. ни слова нет. Поэтому все обладатели Джоузефа Кристи, который они приобрели в клубе цветоводов, на самом деле выращивают сорт Мунглоу и в
этом нет никаких сомнений. Нельзя не вспомнить, что первый Мунглоу, показанный на выс-
тавках, оказался сортом Соланж, а второй — имел отблеск от жёлто-зелёных петалоид, о
которых оригинатор нигде не сообщал.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Наверное многие почитав определение сортов, скажут зачем себе ломать голову
открой лучше интернет и посмотри там всё найдёшь и про все сорта. Да безусловно интернет
может и помочь, но только в том случае если вы хорошо разбираетесь в пионах. Но во многих
местах вас подстергают двойные описания, одно из них верное, а другое совершенно проти-
воположное. С фотографиями ещё сложнее, очень много накладок, когда снят один сорт, а
рекламируют это фото для другого сорта. Если к примеру в командной строке набрать: пос-мотреть фото какого либо сорта, то компьютер вам выдаст все разные фото, но зато с одним названием.
Комерциализация пионов у нас в России стала развиваться не так давно, а вот на
Западе это уже два столетия. В погоне за прибылью в США ещё до создания АПО бизнес
так запутал пионы и наплодил массу двойников так, что Бойду, Сондерзу и его помощникам четверть века всё это пришлось разгребать.
Сейчас почти в каждой пионовой фирме реализуется сорт Элса Сасс у одних она
70-80 см высоты, у других 90 см, у третьих 96 см, у четвёртых 62 см, но есть где пишут (62 — 90 см). То есть фирмачи не несут никакой ответственности за то, что они реализуют, бизнес превыше всего. А ведь Элса Сасс настоящая только одна. Сам оригинатор пишет, что у неё
текстура подобна вельвету, хоть бы один на это обратил внимание.
А вот француз Жак-Люк Ривьер меня удивил. Казалось, что именно в его фирме можно найти настоящие французские сорта, без всяких подставок. Но даже быстрый прос-мотр выявил, что за Алезию, и Виктуар дё ля Марн реализуют совершенно другие сорта.
За Джон Хауард Уигелл (лактифлора), он продаёт гибрид Отена 1939 года! Печально, но это факт.
Но есть фирмы, где это самый настоящий семейный бизнес, где участвует всё семей-
ство, как у Клема. Они поддерживают репутацию своей фирмы и промахи у них очень редки.
Ни в США, ни в Канаде, за последние 50-60 лет не оказалось специалистов, разбира-ющихся в старых сортах пионов, поэтому и получился такой винегрет, который поступает в
Россию. Плюс к этому многие фирмачи считают, что всё равно в России никто не разберётся
с пионами и присылают заведомо подставки. Так по заказу фирмы «Порпакс» были получены старые сорта лактифлоры от «Brand Peony Farm», но и здесь я обнаружил несоответствия.
Конечно работу по определению сортов и неправильных названий нужно продолжать
и самое главное есть люди, которые могут это сделать.
Ну, а главный итог этой продолжительной работы в том, что удалось точно восстано-вить, якобы утерянные, лучшие сорта европейской селекции, такие, как: Алезия, Алис Хардинг, Аншантресс, Аргентина, Дениз, Император, Келуэй'з Глориос, Клемансо, Лямартин, Мадам Эмиль Лемуан, Мари Крусс, Сара Бернар, Розин, Эжен Биго, Эжени Верди и др.
Оригинатор по гладиолусам, лилиям, нарциссам, пионам и флоксам Елисеев Н. В.
2014 год.