Конец XIX — начало ХХ веков является значимым этапом в истории мирового театра. В этот период произошла реформа драматического искусства. В России она связана с творчеством Антона Павловича Чехова и основателей Московского художественного театра — Владимира Ивановича Немировича-Данченко и Константина Сергеевича Станиславского.
Классическая драма держится на действии и на остроте конфликта. И вдруг вместо этого в чеховских пьесах возникают бесконечные разговоры и долгие размышления.
Впервые «Чайку» ставят в Петербурге в Александринском театре 17 октября 1896 года. Зритель не принимает постановку. Публика шумит и возмущается, то и дело раздаётся смех. Актёры в недоумении. Антон Павлович покидает театр, не дождавшись финала. Он твёрдо решает, что больше никогда не будет писать произведения для сцены. Ситуация кардинальным образом меняется 17 декабря 1898 года. Премьера «Чайки» в Московском художественном театре проходит с триумфом.
Режиссёры этого спектакля — Владимир Иванович Немирович-Данченко и Константин Сергеевич Станиславский. Несмотря на серьёзные опасения, Чехов решается на новую постановку.
На рубеже XIX–ХХ веков пьесы автора составляют основу репертуара Московского художественного театра. В это время выходят «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад», «Иванов».
Не случайно символом МХТ является образ чайки, летящей над волнами. Этот символ напоминает о триумфе чеховской пьесы и рождении режиссёрского театра. Произведения являются яркими примерами «новой драмы». Сквозное действие и ключевое событие теряют своё значение: на первый план выходит атмосфера произведения, созданная не только с помощью реплик героев и обстановки, но и авторского подтекста и скрытых символов. Не только диалог, ремарка, интонация, но даже молчание формирует в «новой драме» контекст, создаёт образ.
|
Ключом к пониманию подобного типа драмы могут послужить слова Чехова: «На сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы».
Исследовательница Татьяна Константиновна Шах-Азизова сравнивает композицию четырёхактных драм Чехова со структурой симфонии. В первом акте после медленного вступления заметно постепенное наращивание событий, появляются новые персонажи, происходит знакомство практически со всеми героями пьесы, с их радостями и горестями. Второй акт замедляет действие; общее настроение связано с лирическими раздумьями, беседами, рассказами героев о себе. Нарастает желание персонажей что-то решить или изменить. Второй акт готовит к кульминации. Третий акт кульминационный. Здесь происходит событие, важное для каждого из героев. В финале всё возвращается в привычное русло. Однако развязки в традиционном понимании нет. Но возникает неприятное ощущение неустроенности.
«Вишнёвый сад» — последняя и одна из самых выдающихся пьес Антона Павловича. В основе сюжета вынужденная продажа имения за долги. Однако это событие вынесено за пределы сценического воплощения, но отношение к нему позволяет раскрыться каждому из героев произведения. Станиславский пишет Чехову о пьесе: «Слышу, как Вы говорите: “Позвольте, да ведь это же фарс”... Нет, для простого человека это трагедия».
Эта пьеса в четырёх действиях. Первое начинается с обширной авторской ремарки: «Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведёт в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдёт солнце. Уже май, цветут вишнёвые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты». Комната, которая уже не выполняет своего назначения, но всё ещё называется «детской», напоминает о прошлом. Так писатель обращается к теме детства. Окна в доме закрыты, несмотря на это, переданы ощущения майского холодного утра в саду. Чеховские ремарки носят литературно-описательный характер. Они необходимы для режиссёрского воплощения атмосферы, которая должна быть отражена на сцене. Герои «Вишнёвого сада» настолько погружены в свои переживания, что диалоги становятся лишь антуражем. Они не слышат друг друга, бросают случайные реплики, не позволяющие выстроить разговор связно.
|
В пьесе встраивается общий звуковой рисунок. Фон то детализируется, сводится к конкретному акценту, то разрастается до многоголосия. Варя слушает утреннее пение скворцов. Появление на сцене Епиходова сопровождается сильным скрипом сапог. В нескольких сценах он играет на гитаре. Но вдруг в пьесе наступает такая тишина, что слышно бормотание старого слуги Фирса. Звуковой рисунок драматического развития перемежается паузами и символическими деталями, которые усиливают психологическое напряжение и формируют осознание неизбежности происходящего.
Новаторская драматургия произведений Чехова оказала значительное влияние на развитие мировой литературы и театра. И сегодня писатель является символом интеллигенции, пьесы автора ставятся в театрах по всему миру. Его именем назван один из самых престижных международных театральных фестивалей.
ВАЖНО!
Поздние произведения Чехова сформировали эстетику «новой драмы», которую современники восприняли не сразу. Нарушив классическую структуру пьес, писатель перевернул прежние представления о театре. Премьерная постановка «Чайки» в Александринском театре провалилась, зато в Московском Художественном театре спектакль прошёл с триумфом.
|
В чеховской драматургии сюжетная кульминация потеряла своё классическое значение, так же как и сосредоточенность действия вокруг основного героя. Самым важным стало настроение пьесы, созданное за счёт душевных переживаний персонажей. Поэтому в творчестве писателя 90-х годов ярко проявились эмоционально-чувственное отражение жизни и лирическая недосказанность, а художественный символ оказался основным компонентом оригинальной образности.
Основные понятия и термины
Драма настроения — жанр, в котором нет внешних конфликтов, традиционной завязки, развития действия и решения; определяется тонким психологизмом, глубокими переживаниями, эмоциональностью.
«Новая драма» — историко-литературное явление конца XIX — начала XX веков, связанное с модернизацией драмы и становлением национального театра. В «новой драме» внимание переносится с внешнего конфликта на внутренний, на душевное состояние героев, на атмосферу, настроение.
Подводное течение — внутреннее действие, формирующее чувства и эмоции персонажа, которые исподволь влияют на взаимоотношения героев и сюжет произведения.
Ремарка — указание автора в тексте драматического произведения, касающееся декорации и обстановки, а также поведения героя, его жестов, мимики, интонаций, типа речи и пауз.
Вопросы и задания
1. С каким музыкальным жанром исследовательница Т. К. Шах-Азизова сравнила четырёхактные пьесы А. П. Чехова?
с оперой
с симфонией
с маршем
с сонатой
2. Установите соответствие между названием пьесы и автором.
1) «Гроза»
2) «Горе от ума»
3) «Вишнёвый сад»
4) «Борис Годунов»
а. А. П. Чехов
б. А. Н. Островский
в. А. С. Пушкин
г. А. С. Грибоедов
3. Напишите название театра, с которым связан триумф чеховской драматургии на рубеже XIX-ХХ веков.
4. Как называется указание автора в тексте драматического произведения, касающееся декорации и обстановки, поведения героев, их жестов, мимики и т. п.
5. Род литературы, ориентированный на постановку на сцене.