Урок 128. Внеклассное чтение: сказки Г.-Х. Андерсена
Тип урока: постановка и решение учебной задачи | ||
Педагогические задачи: создать условия для формирования умения работать с книгой, содержанием; читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков | Метапредметные: Познавательные: определять основную идею произведения (эпического и лирического), выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и в оценивании событий; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы | Личностные: оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Сколько принцесс дочек было у морского царя? – Когда русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря? – Что увидела русалочка, когда первый раз всплыла на поверхность моря? – Кто спас принца во время бури на море? – Что взяла ведьма за помощь у русалочки? – Почему у всех сестер русалочки не стало роскошных длинных волос? – Почему русалочка превратилась в морскую пену? – Сколько лет живут русалочки? – Любил ли принц русалочку, как она его? – Могла ли русалочка спастись? Что для этого она должна была сделать? – Какое решение приняла русалочка? – На какую жертву прошла русалочка, чтобы принц полюбил ее? – Во что превратилась русалочка после смерти? | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Учащиеся выразительно читают отрывок из сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка», который их заинтересовал. Учитель может спросить детей о том, почему выбрали именно этот отрывок. – 6 дочерей. – С 15 лет. – Корабль, людей, принца. – Русалочка. – Голос. – Они их отдали ведьме за то, чтобы она помогла русалочке избавиться от смерти. – Ее не полюбил принц, а это было условие ведьмы. – Русалочки живут 300 лет | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Разгадайте анаграммы и угадайте героев сказок. ТУКОНЁ АССЕЦНИРП БОЙРАЗНИЦА САПОНИВС – Кто является автором этих литературных героев? – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Любите ли вы сказки? А любите вы играть? Сегодня мы поиграем и вспомним сказки Г.-Х. Андерсена, а заодно проверим, как хорошо вы их знаете | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока, определяют задачи чтения и составляют план. Решают анаграммы: ТУКОНЁ – утёнок. АССЕЦНИРП – принцесса. БОЙРАЗНИЦА – разбойница. САПОНИВС – свинопас | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Работа в группах | Организует работу в группах. – Восстановите последовательность плана сказки. • Жизнь во дворце. • Тоска русалочки. • Принц встречает принцессу. • Разговор с ведьмой. • Какая она – человеческая жизнь? • Последняя ночь. • Принц спасен. • Дорога к ведьме. • Отношения с принцем. • Морская семья. • Наблюдение за принцем. • Русалочка узнает о решении принца. • Прекрасный принц. • Русалочка превратилась в человека. • Встреча с сестрами. • Гибель русалочки. • Морской бал во дворце. • Она стала прекрасной девушкой. • Страшная буря. • Принятое решение | Работают в группах. Восстанавливают план сказки: 1) Морская семья. 2) Прекрасный принц. 3) Страшная буря. 4) Принц спасен. 5) Тоска русалочки. 6) Наблюдение за принцем. 7) Какая она – человеческая жизнь? 8) Морской бал во дворце. 9) Дорога к ведьме. 10) Разговор с ведьмой. 11) Принятое решение. 12) Русалочка превратилась в человека. 13) Она стала прекрасной девушкой. 14) Жизнь во дворце. 15) Отношения с принцем. 16) Принц встречает принцессу. 17) Русалочка узнает о решении принца. 18) Последняя ночь. 19) Встреча с сестрами. 20) Гибель русалочки | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре |
IV. Викторина по творчеству Г.-Х. Андер-сена | Проводит литературную викторину. – Сколько сказок написал Г.-Х. Андерсен? – Назовите известные вам сказки Андерсена. – Какая сказка была всех дороже для Андерсена и почему? – Как в Дании хранят все, что связано с именем Андерсена? – Отгадайте, из каких сказок приведены цитаты. Карточка 1. Хорошо было за городом. Стояло лето. Золотилась рожь, зеленел овес, сено было сметано в стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски: этому языку он выучился у матери. За полями и лугами тянулись леса, а в лесах были глубокие озера. Да, хорошо было за городом… В чаще лопуха было глухо и дико, как в самом густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. Карточка 2. Так прилетели они в теплые края, солнце здесь сияло намного ярче, небо казалось вдвое выше, а вдоль канав и изгородей рос зеленый и черный виноград. В рощах зрели лимоны и апельсины, пахло душистой мятой, а по дорогам бегали прелестные ребятишки и играли с бабочками… Но ласточка летела все дальше, и чем дальше, тем прекраснее становилась земля. Карточка 3. Стоит уже солдат на лестнице, и вот-вот накинут ему петлю на шею, и тогда сказал он, что ведь всегда, когда казнят преступника, исполняют какое-нибудь его невинное желание. А ему так хочется выкурить трубочку. Карточка 4. Теперь обманщики стали требовать еще больше денег, шелку и золота; но они только набивали себе карманы, а на работу не пошло ни одной нитки. Как и прежде, они сидели у пустых станков и делали вид, что ткут. Карточка 5. Народ валом повалил за город посмотреть, как будут жечь ведьму. Жалкая кляча везла телегу, в которой сидела Элиза; на нее накинули плащ из грубой мешковины; ее чудные длинные волосы были распущены по плечам, в лице не было ни кровинки, губы тихо шевелились, шепча молитвы, а пальцы плели зеленую пряжу. Карточка 6. Император велел принести ларцы прямо в большую залу, где принцесса играла со своими фрейлинами в гости; других занятий у нее не было. Увидав большие ларцы с подарками, принцесса захлопала от радости в ладоши. – Ах, если бы тут была маленькая киска!– сказала она. Но появилась прелестная роза. – Ах, как это мило сделано!– сказали все фрейлины. – Больше чем мило! – сказал император. – Это прямо недурно. Но принцесса потрогала розу и чуть не заплакала. – Фи, папа!– сказала она.– Она не искусственная, а настоящая. Карточка 7. Жил-был принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жены непременно принцессу, да не какую-нибудь, а самую настоящую…. Карточка 8. Жила на свете одна женщина. У нее не было детей. А ей очень хотелось ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье. – Узнайте сказку по ключевым словам. Карточка 1. Королева, санки, Кай, метель. Карточка 2. Утка, яйцо, мечта, лебедь. Карточка 3. Коробка, кораблик, танцовщица. Карточка 4. Сад, птица, император. Карточка 5. Зонтик. Карточка 6. Горошина, перина. Карточка 7. Скорлупа грецкого ореха, зерна. Карточка 8. Крапива, братья. – Решите кроссворд. По горизонтали: 4. Какие по жанру литературные произведения особенно любил сочинять Г.-Х. Андерсен? 6. Птичка, которая своим чудесным пением спасла китайского императора от смерти. 8. Имя девочки, которая родилась в бутоне цветка. 10. Сказка о глупой принцессе, которую наказал бедный, но умный принц. 11. Волшебный предмет Оле-Лукойе. По вертикали: 1. Птичка – верная подруга Дюймовочки. 2. Сказка о необыкновенном серебряном цветке с золотым сердечком и жаворонке, которые погибли в неволе. 3. Красивая птица, в которую превратился гадкий утенок. 5. Мальчик, сердце которого от злого волшебства превратилось в кусочек льда. 7. Волшебный предмет, который смастерил для принцессы свинопас. 9. Героиня сказки «Дикие лебеди». – Прочитайте полученное слово в выделенных клетках | Отвечают на вопросы. Выполняют задание. – Г.-Х. Андерсен написал 176 сказок. – Сказка «Снежная королева» особенно была дорога автору, так как в ней отразились воспоминания детства. Маленький Ганс дружил в детстве с соседской девочкой Лисбет. Они часто вместе играли в зимние вечера, в ящике выращивали лук и петрушку. Очертание ледяной женщины почудилось Гансу в дни болезни его отца. – На родине писателя, в старом городе Оденсе, созданы статуи, изображающие отдельных персонажей его сказок. В Копенгагене всех восхищает статуя русалки из сказки Андерсена «Русалочка». В Дании стало традицией украшать елку под Новый год книгами Андерсена. Отгадывают названия сказок. Карточка 1. «Гадкий утенок». Карточка 2. «Дюймовочка». Карточка 3. «Огниво». Карточка 4. «Новое платье короля». Карточка 5. «Дикие лебеди». Карточка 6. «Свинопас». Карточка 7. «Принцесса на горошине». Карточка 8. «Дюймовочка». Узнают название сказки по ключевым словам. Карточка 1. «Снежная королева». Карточка 2. «Гадкий утенок». Карточка 3. «Стойкий оловянный солдатик». Карточка 4. «Соловей». Карточка 5. «Оле-Лукойе». Карточка 6. «Принцесса на горошине». Карточка 7. «Дюймовочка». Карточка 8. «Дикие лебеди». Решают кроссворд. Ответы. По горизонтали: 4. Сказки. 6. Соловей. 8. Дюймовочка. 10. Свинопас. 11. Зонтик. По вертикали: 1. Ласточка. 2. Ромашка. 3. Лебедь. 5. Кай. 7. Горшок. 9. Элиза – Андерсен | Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
V. Домашнее задание | Объясняетдомашнее задание. Нарисовать рисунки к произведению | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Сохранять учебные задачи |
VI. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
|
|
|