I. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ УСТНОЙ РЕЧИ




Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей

.—— М.: Просвещение, 1981. —191 с, ил.

Оглавление

Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей 1

ПРЕДИСЛОВИЕ. 2

I. ОСНОВЫОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ УСТНОЙ РЕЧИ.. 3

ЗНАЧЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ. ЗВУКОВАЯ ПРИРОДА УСТНОЙ РЕЧИ. ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА.. 3

ОРГАНЫОБРАЗОВАНИЯ РЕЧИ И ЕЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ИХ СТРОЕНИЕ И РАБОТА.. 6

СИСТЕМА ФОНЕМ, ИЛИ ЗВУКОВ, РУССКОГО ЯЗЫКА. МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. 10

АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЗВУКОВ РЕЧИ.. 12

УПОТРЕБИТЕЛЬНОСТЬ РАЗНЫХ ЗВУКОВ В ЖИВОЙ РЕЧИ.. 14

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЙ ГЛУХИХ ПРОИЗНОШЕНИЮ... 15

СЕНСОРНАЯ БАЗА ДЛЯ УСВОЕНИЯ ГЛУХИМИ УСТНОЙ РЕЧИ.. 16

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ... 20

МЕТОДЫФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ. 20

СПОСОБЫПОСТАНОВКИ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСА И ЗВУКОВ У ГЛУХИХ. 22

II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ ПРОИЗНОШЕНИЮ. 24

РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ... 24

РАБОТА НАД ГОЛОСОМ. ПОСТАНОВКА ГОЛОСА.. 26

ДЕФЕКТЫГОЛОСА И ИХ УСТРАНЕНИЕ. 31

РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ.. 33

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.. 34

ДИФТОНГИ (ДВОЙНЫЕ ЗВУКИ). 44

ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ. 46

Глухие взрывные п, т, к. 46

Глухие фрикативные с, ш, х. 53

Согласные ф и в. 64

Аффрикаты. 66

Носовые звуки м, н. 72

Боковой согласный звук л. 77

Вибрант р. 80

Взрывные звонкие согласные б, д, г. 85

Фрикативные звонкие согласные з, ж.. 92

МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ. 95

СОЧЕТАНИЕ ЗВУКОВ. 96

РАБОТА НАД СЛОВОМ... 98

РАБОТА НАД ФРАЗОЙ.. 111

III. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫНАД ПРОИЗНОШЕНИЕМ... 114

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ ПРОИЗНОШЕНИЮ... 115

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ. 119

ФОРМЫОРГАНИЗАЦИЙ РАБОТЫНАД ПРОИЗНОШЕНИЕМ... 122

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫНА УЧЕБНУЮ ЧЕТВЕРТЬ. УРОКИ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ... 123

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ В ШКОЛЕ ГЛУХИХ. ИХ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ. 130

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАРЯДКИ В ШКОЛЕ ГЛУХИХ. 137

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ... 140

РАБОТА НАД ПРОИЗНОШЕНИЕМ В СЛУХОВОМ КАБИНЕТЕ ШКОЛЫГЛУХИХ. 142

УРОК ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. 145

УЧЕТ СОСТОЯНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ. 148

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.. 153

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Со времени последнего издания методики обучения глухих произношению (См.: Рау Ф. А., Рау Ф. Ф. Методика обучения глухонемых произношению. М., 1959.) прошло более двух десятилетий. За это время были исследованы (Исследования вопросов обучения глухих учащихся произношению были осуществлены Г. С. Александровой, К. А. Александровской, И. Г. Багровой, В. И. Бельтюковым, К. А. Волковой, В. Кацарски, Е. П. Кузьмичевой, В. Д. Лаптевым, А. М. Масюниным, М. М. Мамедовой, Г. Г. Молотковой, Л. В. Николаевой, Л. П. Назаровой, Н. М. Назаровой, Ф. Ф. Pay, Н. Ф. Слезиной, М. 3. Сониным, Э. С. Хупацария, Н. И. Шелгуновой) многие важные вопросы, связанные с формированием у глухих детей произносительной стороны речи. Назовем некоторые из них: роль остаточного слуха в формировании произношения, психологические основы использования остаточного слуха при обучении произношению, факторы внятности речи глухих, темп речи глухих, контроль глухих учащихся за собственной речью, определение разборчивости речи глухих.

Теоретическая разработка этой проблемы нашла свое практическое воплощение в определении содержания обучения произношению, его методов и организации: были созданы новые программы, пособия для студентов и учителей, подготовлены и изданы учебники для учащихся всех классов восьмилетней школы глухих, созданы специальные кинофильмы методического характера.

Постановление Совета Министров СССР от 17 января 1975 года «О мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития» и Приказ министра просвещения СССР от 27 января 1975 года внесли принципиальное изменение в систему обучения глухих и слабослышащих школьников устной речи (ее восприятию и воспроизведению).

Значительное увеличение времени на индивидуальные занятия по развитию слуха и формированию произношения в подготовительном — пятых классах (в 4,5 раза), оснащение учебного процесса звукоусиливающей аппаратурой, использование остаточного слуха глухих школьников на всех уроках привели к тому, что в современных условиях формирование произносительных навыков осуществляется двумя путями: в ходе специально организованного обучения (уроки техники речи, фонетические зарядки, индивидуальные занятия) и информально (без специального обучения, на основе подражания речи учителя).

Если путь целенаправленного формирования у глухих звуковой речи традиционен, то информальный путь стал возможен впервые за всю историю обучения глухих произношению за счет широкого использования остаточного слуха глухих.

При подготовке данного пособия были учтены данные, полученные в результате проведенных исследований и в ходе экспериментальной проверки эффективности обучения произношению с широким использованием имеющегося у глухих учащихся остаточного слуха.

Однако все развивающаяся и совершенствующаяся система обучения устной речи (ее восприятия и воспроизведения) выдвигает перед сурдопедагогикой все новые проблемы, решение которых — дело ближайшего будущего.

Данная книга рассчитана прежде всего на учителей школы глухих. Кроме того, она может быть использована учителями школы для слабослышащих и студентами сурдопедагогических отделений дефектологических факультетов. Пособие может быть весьма полезно воспитателям школ для детей с недостатками слуха, родителям детей, страдающих отсутствием или недоразвитием слуха.

Следует отметить ту большую положительную роль, которую сыграли администрация и педагогический коллектив экспериментальной школы глухих при Институте дефектологии АПН СССР в проверке на практике теоретических положений и методических приемов обучения произношению в новых условиях.

I. ОСНОВЫОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ УСТНОЙ РЕЧИ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: