Различий между обличением и осуждением




 

Этимологии слов:

«Обличать » – значит, показать истинный облик поступка.
«Осуждать » – значит вершить суд над человеком.

Обличение по своей сути является добродетелью и поэтому поощряется Богом – Лев. 19:17, Иез. 33:8.

Осуждение же является грехом и запрещается Спасителем, сказавшим «не судите, да не судимы будете» — Мф. 7:1.

Обличение совершается в осознании собственной несостоятельности в свете святости Бога – Ин. 8:7. Осуждение совершается с позиции собственной непогрешимости и, поэтому, права судить.

Обличать всегда эмоционально тяжело. Осуждать всегда естественно легко.

Обличение требует собственной чистоты. Осуждение часто совершается и не менее виновным человеком.

Обличение духовно-сдержанно. Осуждение душевно-эмоционально.

Объект суждения:

Обличение – это объективное осуждение пагубного поступка [Фил. 3:18] человека, имеющее под собой законное основание и доказательную базу – Титу 2:14-15. Осуждение же – это субъективное осуждение самого человека и мотивов его поступков.

Обличение возможно только по отношению к каждому из конкретных, определённых поступков и должно быть аргументировано «полезным для обличения» Писанием – 2 Тим. 3:16. Осуждение же почти всегда выражается «общими фразами» и часто аргументируется домыслами и мнениями.

Мотивы:

Обличение стремиться восстановить согрешившего, являясь проявлением «чистосердечной любви» к человеку, «нелицемерно верующим» ближним – 1 Тим.1:5. Осуждение же является проявлением личной внутренней неприязни к человеку и стремится разрушить жизнь обвиняемого.

Обличение всегда подкрепляется искренней молитвой о милости Бога к согрешившему. Осуждение же чаще всего выражается в, завуалированном под праведность, эгоистичном прошении о суде Божьем на осуждаемого.

Обличение стремиться исправить и сохранить авторитет согрешившего человека и поэтому, прежде всего, совершается «в глаза» один-на-один – Мтф. 18:15. Осуждение же стремиться всячески унизить осуждаемого и поэтому чаще всего совершается публично и «за спиной» самого человека.

Обличение совершается публично только после того, как все попытки личного увещевания оказались безуспешными – Мтф. 18:15-17. Осуждение же стремиться поскорее вынести «ссор из избы».

Обличение считается успешно завершенным сразу после признания человека в соделанном грехе. Осуждение использует исповеданный проступок, как аргумент для дальнейшего развития последующего унижения.

Обличение происходит из чувства сострадания и поэтому изначально совершается мягко, позитивно и с верой в скорое исправление. Осуждение является проявлением внутреннего желания вырасти в собственных глазах за счёт унижения другого и поэтому изначально жёстко, скептически настроено и без надежды на перемены.

Обличение лаконично указывает на проступок, стремясь примириться – Пр. 17:9. Осуждение драматизирует проступок, стремясь отдалиться.

Примеры:

Обличение: пророк Нафан обличает блуд царя Давида — 2 Цар. 12:1-7.

Осуждение: родственник Саула Семей осуждает царя Давида — 2 Цар. 16:5-12.

Библейские запреты:

«Ибо что мне судить и внешних? Внешних же судит Бог » — 1 Кор. 5:13

«Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его » — Рим. 14:4

«Не судите, да не судимы будете, 2 ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить » — Мтф. 7:1.

 

При возникновении или возобновлении ересей, обязанностью каждого без исключения Православного Христианина является борьба с ними. Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий в своей книге "Просветитель" учит, «что всем любящим Христа, следует обнаружить всяческое старание, усилия и благоразумную хитрость в распознавании еретиков, разыскивать их и выведывать о них, узнав же – не утаивать; тот же, кто пытается скрыть еретика – сообщник еретиков»[24].

Православные Христиане имеют право, основанное на Евангелии и Священных Канонах, отделяться, то есть, прерывать поминовение и церковно-литургическое общение со своим епископом «ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви», причем в этом случае каждому Православному Христианину позволено ограждать «себя от общения с глаголемым епископом прежде Соборного разсмотрения», как уложено святыми Отцами в 15-м Правиле святого Поместного Константинопольского Двукратного Собора. Кроме того, необходимо отделяться от епископа, который обвиняется в том, что он нераскаянно заблуждается «в вопросах благочестия и праведности», что видно из 31-го Апостольского Правила, а именно, когда он действует «против долга и правды», как объясняет канонист Зонарь[25]. Святитель Иоанн Златоуст учит, что если епископ или клирик, начальствующий в Церкви, лукав «по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший с неба»[26]. Все эти указания святых Отцов в равной степени адресованы священнослужителям, монашествующим и мирянам, которые все вместе составляют единый народ Божий – Православную Церковь Христову.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: