В данном случае 00-0b-2b-3f-4a-5c — это и есть искомый MAC-адрес.




Транспортный уровень (Transport layer) — 4-й уровень сетевой модели OSI предназначен для доставки данных без ошибок, потерь и дублирования в той последовательности, как они были переданы. При этом не важно, какие данные передаются, откуда и куда, то есть он предоставляет сам механизм передачи. Блоки данных он разделяет на фрагменты, размер которых зависит от протокола, короткие объединяет в один, а длинные разбивает. Протоколы этого уровня предназначены для взаимодействия типа точка-точка. Пример: TCP, UDP, SCTP. UDP (User Datagram Protocol — протокол пользовательских дейтаграмм) — это транспортный протокол для передачи данных в сетях IP без установления соединения. Он является одним из самых простых протоколов транспортного уровня модели OSI. Его IP-идентификатор — 0x11. В отличие от TCP, UDP не подтверждает доставку данных, не заботится о корректном порядке доставки и не делает повторов. Зато отсутствие соединения, дополнительного трафика и возможность широковещательных рассылок делают его удобным для применений, где малы потери, в массовых рассылках локальной подсети, в медиапротоколах и т.п. Transmission Control Protocol (TCP) (протокол управления передачей) — один из основных сетевых протоколов Интернета, предназначенный для управления передачей данных в сетях и подсетях TCP/IP. Выполняет функции протокола транспортного уровня модели OSI. TCP — это транспортный механизм, предоставляющий поток данных, с предварительной установкой соединения, за счёт этого дающий уверенность в достоверности получаемых данных, осуществляет повторный запрос данных в случае потери данных и устраняет дублирование при получении двух копий одного пакета (см. также T/TCP). В отличие от UDP гарантирует целостность передаваемых данных и уведомление отправителя о результатах передачи. Реализация TCP, как правило, встроена в ядро ОС, хотя есть и реализации TCP в контексте приложения. Когда осуществляется передача от компьютера к компьютеру через Интернет, TCP работает на верхнем уровне между двумя конечными системами, например, браузером и веб-сервером. Также TCP осуществляет надежную передачу потока байтов от одной программы на некотором компьютере к другой программе на другом компьютере. Программы для электронной почты и обмена файлами используют TCP. TCP контролирует длину сообщения, скорость обмена сообщениями, сетевой трафик. Механизм действия протокола В отличие от традиционной альтернативы — UDP, который может сразу же начать передачу пакетов, TCP устанавливает соединения, которые должны быть созданы перед передачей данных. TCP соединение можно разделить на 3 стадии: Установка соединения, Передача данных, Завершение соединения. Установка соединения. Процесс начала сеанса TCP - обозначаемое как "рукопожатие" (handshake), состоит из 3 шагов. 1. Клиент, который намеревается установить соединение, посылает серверу сегмент с номером последовательности и флагом SYN. Сервер получает сегмент, запоминает номер последовательности и пытается создать сокет (буферы и управляющие структуры памяти) для обслуживания нового клиента. В случае успеха сервер посылает клиенту сегмент с номером последовательности и флагами SYN и ACK, и переходит в состояние SYN-RECEIVED. В случае неудачи сервер посылает клиенту сегмент с флагом RST. 2. Если клиент получает сегмент с флагом SYN, то он запоминает номер последовательности и посылает сегмент с флагом ACK. Если он одновременно получает и флаг ACK (что обычно и происходит), то он переходит в состояние ESTABLISHED. Если клиент получает сегмент с флагом RST, то он прекращает попытки соединиться. Если клиент не получает ответа в течение 10 секунд, то он повторяет процесс соединения заново. 3. Если сервер в состоянии SYN-RECEIVED получает сегмент с флагом ACK, то он переходит в состояние ESTABLISHED. В противном случае после тайм-аута он закрывает сокет и переходит в состояние CLOSED. Процесс называется "трехэтапным согласованием" ("three way handshake"), так как несмотря на то что возможен процесс установления соединения с использованием 4 сегментов (SYN в сторону сервера, ACK в сторону клиента, SYN в сторону клиента, ACK в сторону сервера), на практике для экономии времени используется 3 сегмента. Передача данныхПри обмене данными приемник использует номер последовательности, содержащийся в получаемых сегментах, для восстановления их исходного порядка. Приемник уведомляет передающую сторону о номере последовательности байт, до которой он успешно получил данные, включая его в поле «номер подтверждения». Все получаемые данные, относящиеся к промежутку подтвержденных последовательностей, игнорируются. Если полученный сегмент содержит номер последовательности больший, чем ожидаемый, то данные из сегмента буферизируются, но номер подтвержденной последовательности не изменяется. Если впоследствии будет принят сегмент, относящийся к ожидаемому номеру последовательности, то порядок данных будет автоматически восстановлен исходя из номеров последовательностей в сегментах. Для того, чтобы передающая сторона не отправляла данные интенсивнее, чем их может обработать приемник, TCP содержит средства управления потоком. Для этого используется поле «окно». В сегментах, направляемых от приемника передающей стороне в поле «окно» указывается текущий размер приемного буфера. Передающая сторона сохраняет размер окна и отправляет данных не более, чем указал приемник. Если приемник указал нулевой размер окна, то передача данных в направлении этого узла не происходит, до тех пор пока приемник не сообщит о большем размере окна. В некоторых случаях передающее приложение может явно затребовать протолкнуть данные до некоторой последовательности принимающему приложению, не буферизируя их. Для этого используется флаг PSH. Если в полученном сегменте обнаруживается флаг PSH, то реализация TCP отдает все буферизированные на текущий момент данные принимающему приложению. «Проталкивание» используется, например, в интерактивных приложениях. В сетевых терминалах нет смысла ожидать ввода пользователя после того, как он закончил набирать команду. Поэтому последний сегмент, содержащий команду, обязан содержать флаг PSH, чтобы приложение на принимающей стороне смогло начать её выполнение. Завершение соединения Завершение соединения можно рассмотреть в три этапа: Посылка серверу от клиента флагов FIN и ACK на завершение соединения. Сервер посылает клиенту флаги ответа ACK, FIN, что соединение закрыто. После получения этих флагов клиент закрывает соединение и в подтверждение отправляет серверу ACK, что соединение закрыто.

Механизм обеспечения надежности: последовательные номера. Основополагающей идеей в проектировании протокола является то, что каждый октет данных, посылаемый на TCP соединение, имеет номер очереди. Поскольку каждый октет пронумерован, то каждый из них может быть опознан. Приемлемый механизм опознания является накопительным, так что опознание номера X означает, что все октеты с предыдущими номерами уже получены. Этот механизм позволяет регистрировать появление дубликатов в условиях повторной передачи. Нумерация октетов в пределах сегмента осуществляется так, чтобы первый октет данных сразу вслед за заголовком имел наименьший номер, а следующие за ним октеты имели номера по возрастающей. Важно помнить о том, что количество номеров для очереди, хоть и велико, но ограничено. Диапазон номеров - от 0 до 2**32-1. Поскольку набор ограничен, то все арифметические операции с номерами очередей должны осуществляться по модулю 2**32. Это совсем не означает всякий раз предварительную арифметическую проверку номеров очереди на попадание в диапазон от 2**32-1 до 0. В работе с модульной арифметикой есть некие тонкости, поэтому нужно аккурактно программировать сравнение столь больших величин. Так символ '=<' означает "меньше или равно" (по модулю 2**32). Протокол TCP должен осуществлять следующие типы сравнения для номеров очереди: (a) является ли номер в подтверждении номером очереди для октетов, уже отправленных, но еще не получивших подтверждения; (b) получили ли все октеты в сегменте подтверждение своих номеров (т.е. следует ли удалить данный сегмент из очереди на повторную посылку);(c) содержит ли пришедший сегмент ожидаемые нами номера (т.е. "перекрывает" ли этот сегмент окно получателя).

Разрешение доменных имен в IP-адреса: система доменных имен DNS. DNS (Domain Name System — система доменных имён) — компьютерная распределённая система для получения информации о доменах. Чаще всего используется для получения IP-адреса по имени хоста (компьютера или устройства), получения информации о маршрутизации почты, обслуживающих узлах для протоколов в домене (SRV-запись). Распределённая база данных DNS поддерживается с помощью иерархии DNS-серверов, взаимодействующих по определённому протоколу. Основой DNS является представление об иерархической структуре доменного имени и зонах. Каждый сервер, отвечающий за имя, может делегировать ответственность за дальнейшую часть домена другому серверу (с административной точки зрения — другой организации или человеку), что позволяет возложить ответственность за актуальность информации на серверы различных организаций (людей), отвечающих только за «свою» часть доменного имени. DNS обладает следующими характеристиками: Распределённость администрирования. Ответственность за разные части иерархической структуры несут разные люди или организации. Распределённость хранения информации. аждый узел сети в обязательном порядке должен хранить только те данные, которые входят в его зону ответственности и (возможно) адреса корневых DNS-серверов. Кеширование информации. Узел может хранить некоторое количество данных не из своей зоны ответственности для уменьшения нагрузки на сеть. Иерархическая структура, в которой все узлы объединены в дерево, и каждый узел может или самостоятельно определять работу нижестоящих узлов, или делегировать (передавать) их другим узлам. Резервирование. За хранение и обслуживание своих узлов (зон) отвечают (обычно) несколько серверов, разделённые как физически, так и логически, что обеспечивает сохранность данных и продолжение работы даже в случае сбоя одного из узлов. DNS важна для работы Интернета, ибо для соединения с узлом необходима информация о его IP-адресе, а для людей проще запоминать буквенные (обычно осмысленные) адреса, чем последовательность цифр IP-адреса. В некоторых случаях это позволяет использовать виртуальные серверы, например, HTTP-серверы, различая их по имени запроса. Первоначально преобразование между доменными и IP-адресами производилось с использованием специального текстового файла hosts, который составлялся централизованно и автоматически рассылался на каждую из машин в своей локальной сети. С ростом Сети возникла необходимость в эффективном, автоматизированном механизме, которым и стала DNS.

TELNET (TErminaL NETwork) — сетевой протокол для реализации текстового интерфейса по сети (в современной форме — при помощи транспорта TCP). Название «telnet» имеют также некоторые утилиты, реализующие клиентскую часть протокола. Выполняет функции протокола прикладного уровня модели OSI. Устройство. Хотя в сессии Telnet выделяют клиентскую и серверную сторону, протокол на самом деле полностью симметричен. После установления транспортного соединения (как правило, TCP) оба его конца играют роль «сетевых виртуальных терминалов» (Network Virtual Terminal, NVT), обменивающихся двумя типами данных: Прикладными данными (то есть данными, которые идут от пользователя к текстовому приложению на стороне сервера и обратно); Командами протокола Telnet, частным случаем которых являются опции, служащие для уяснения возможностей и предпочтений сторон. Хотя Telnet-сессии, выполняющейся по TCP, свойственен полный дуплекс, NVT должен рассматриваться как полудуплексное устройство, работающее по умолчанию в буферизированном строковом режиме. Прикладные данные проходят через протокол без изменений, то есть на выходе второго виртуального терминала мы видим именно то, что было введено на вход первого. С точки зрения протокола данные представляют просто последовательность байтов (октетов), по умолчанию принадлежащих набору ASCII, но при включенной опции Binary — любых. Хотя были предложены расширения для идентификации набора символов, но на практике ими не пользуются. Применения Исторически Telnet служил для удалённого доступа к интерфейсу командной строки операционных систем. Впоследствии его стали использовать для прочих текстовых интерфейсов, вплоть до игр MUD и анимированного ASCII-art. Теоретически, даже обе стороны протокола могут являться программами, а не человеком. Иногда клиенты telnet используются для доступа к другим протоколам на основе транспорта TCP. Протокол telnet используется в управляющем соединении FTP, то есть заходить на сервер командой telnet ftp.example.net ftp для выполнения отладки и экспериментов не только возможно, но и правильно (в отличие от применения клиентов telnet для доступа к HTTP, IRC и большинству других протоколов). Безопасность В протоколе не предусмотрено использование ни шифрования, ни проверки подлинности данных. Поэтому он уязвим для любого вида атак, к которым уязвим его транспорт, то есть протокол TCP. Для функциональности удалённого доступа к системе в настоящее время применяется сетевой протокол SSH, при создании которого упор делался именно на вопросы безопасности. Так что следует иметь в виду, что сессия Telnet весьма беззащитна, если только не осуществляется в полностью контролируемой сети или с применением защиты на сетевом уровне (различные реализации виртуальных частных сетей). По причине ненадёжности от Telnet как средства управления операционными системами давно отказались. SSH (Secure SHell — «безопасная оболочка») — сетевой протокол прикладного уровня, позволяющий производить удалённое управление операционной системой и туннелирование TCP-соединений (например, для передачи файлов). Схож по функциональности с протоколами Telnet и rlogin, но, в отличие от них, шифрует весь трафик, включая и передаваемые пароли. SSH допускает выбор различных алгоритмов шифрования. SSH-клиенты и SSH-серверы доступны для большинства сетевых операционных систем. SSH позволяет безопасно передавать в незащищённой среде практически любой другой сетевой протокол. Таким образом, можно не только удалённо работать на компьютере через командную оболочку, но и передавать по шифрованному каналу звуковой поток или видео (например, с веб-камеры). Большинство хостинг-провайдеров за определенную плату предоставляют клиентам доступ к их домашнему каталогу по SSH. Это может быть удобно как для работы в командной строке, так и для удалённого запуска программ (в том числе графических приложений). Поддержка SSH реализована во всех UNIX‑подобных системах, и на большинстве из них в числе стандартных утилит присутствуют клиент и сервер ssh. Существует множество реализаций SSH-клиентов и для не-UNIX ОС. Большую популярность протокол получил после широкого развития анализаторов трафика и способов нарушения работы локальных сетей, как альтернативное небезопасному протоколу Telnet решение для управления важными узлами. Для работы по SSH нужен SSH-сервер и SSH-клиент. Сервер прослушивает соединения от клиентских машин и при установлении связи производит аутентификацию, после чего начинает обслуживание клиента. Клиент используется для входа на удаленную машину и выполнения команд. Для соединения сервер и клиент должны создать пары ключей — открытых и закрытых — и обменяться открытыми ключами. Обычно используется также и пароль. Генерация пары ключей (в UNIX-подобных ОС) осуществляется командой $ ssh-keygen. SSH-туннель — это туннель, создаваемый посредством SSH-соединения и используемый для шифрования туннелированных данных. Используется для того, чтобы обезопасить передачу данных в Интернете. Особенность состоит в том, что незашифрованный трафик какого-либо протокола шифруется на одном конце SSH-соединения и расшифровывается на другом.

FTP (File Transfer Protocol — протокол передачи файлов) — протокол, предназначенный для передачи файлов в компьютерных сетях. FTP позволяет подключаться к серверам FTP, просматривать содержимое каталогов и загружать файлы с сервера или на сервер; кроме того, возможен режим передачи файлов между серверами. Протокол FTP относится к протоколам прикладного уровня и для передачи данных использует транспортный протокол TCP. Команды и данные, в отличие от большинства других протоколов, передаются по разным портам. Исходящий порт 20, открываемый на стороне сервера, используется для передачи данных, порт 21 — для передачи команд. Порт для приема данных клиентом определяется в диалоге согласования. В случае, если передача файла была прервана по каким-либо причинам, протокол предусматривает средства для докачки файла, что бывает очень удобно при передаче больших файлов. Протокол не шифруется, при аутентификации передаются логин и пароль открытым текстом. Процесс нешифрованной авторизации проходит в несколько этапов (символы \r\n означают перевод строки): Установка TCP-соединения с сервером (обычно на 21 порт) Посылка команды USER логин\r\n Посылка команды PASS пароль\r\n Если к серверу разрешён анонимный доступ (как правило, лишь для загрузки данных с сервера), то в качестве логина используется ключевое слово «anonymous» или «ftp», а в качестве пароля — адрес электронной почты: USER anonymous\r\n PASS someone@email\r\n После успешной авторизации можно посылать на сервер другие команды. ABOR — Прервать передачу файла. CDUP — Сменить директорию на вышестоящую. CWD — Сменить директорию. DELE — Удалить файл (DELE filename). EPSV — Войти в расширенный пассивный режим. Применяется вместо PASV. HELP — Выводит список команд принимаемых сервером. LIST — Возвращает список файлов директории. Список передается через соединение данных. MDTM — Возвращает время модификации файла. MKD — Создать директорию. NLST — Возвращает список файлов директории в более кратком формате чем LIST. Список передается через соединение данных. NOOP — Пустая операция. PASV — Войти в пассивный режим. Сервер вернет адрес и порт к которому нужно подключиться чтобы забрать данные. Передача начнется при введении следующих команд RETR, LIST и тд. PORT — Войти в активный режим. Например PORT 12,34,45,56,78,89. В отличие от пассивного режима для передачи данных сервер сам подключается к клиенту. PWD — Возвращает текущую директорию. QUIT — Отключиться REIN — Реинициализировать подключение. RETR — Скачать файл. Перед RETR должна быть команда PASV или PORT. RMD — Удалить директорию. RNFR и RNTO — Переименовать файл. RNFR — что переименовывать, RNTO — во что. SIZE — Возвращает размер файла. STOR — Закачать файл. Перед STOR должна быть команда PASV или PORT. SYST — Возвращает тип системы(UNIX, WIN, …) TYPE — Установить тип передачи файла(Бинарный, текстовый). USER — Имя пользователя для входа на сервер.

220 FTP server ready. USER ftp //Анонимус

230 Login successful. PASV

227 Entering Passive Mode (192,168,254,253,233,92)//Клиент должен открыть соединение на переданный IP LIST

150 Here comes the directory listing. //Сервер передает список файлов в директории

226 Directory send OK. CWD incoming

250 Directory successfully changed. PASV

227 Entering Passive Mode (192,168,254,253,207,56) STOR gyuyfotry.avi

150 Ok to send data. //Клиент передает содержимое файла

226 File receive OK. QUIT 221 Goodbye. Аргумент 192,168,254,253,207,56 означает, что соединение к серверу ожидается на узле с IP-адресом 192.168.254.253 на порту 207 << 8 + 56 = 53048 (где << - операция побитового сдвига, 207 записывается в младший разряд, а потом сдвигается в старший, чтобы в младший записать 56 или 207*256+56=53048). На многих FTP-серверах существует каталог (под названием incoming, upload и т. п.), открытый на запись и предназначенный для закачки файлов на сервер. Это позволяет пользователям наполнять сервер свежими данными.

HTTP (HyperText Transfer Prоtocоl — «протокол передачи гипертекста») — протокол прикладного уровня передачи данных (изначально — в виде гипертекстовых документов). Основой HTTP является Технология «клиент-сервер», то есть предполагается существование потребителей (клиентов), которые инициируют соединение и посылают запрос, и поставщиков (серверов), которые ожидают соединения для получения запроса, производят необходимые действия и возвращают обратно сообщение с результатом. Всё программное обеспечение для работы с протоколом HTTP разделяется на три большие категории: Серверы как основные поставщики услуг хранения и обработки информации (обработка запросов). Клиенты — конечные потребители услуг сервера (отправка запроса). Прокси для выполнения транспортных служб. Для отличия конечных серверов от прокси в официальной документации используется термин origin server (исходный сервер). Разумеется, один и тот же программный продукт может одновременно выполнять функции клиента, сервера или посредника в зависимости от поставленных задач. В спецификациях протокола HTTP подробно описывается поведение для каждой из этих ролей. Первоначально протокол HTTP разрабатывался для доступа к гипертекстовым документам Всемирной паутины. Поэтому основными реализациями клиентов являются браузеры. Структура протокола Каждое HTTP-сообщение состоит из трёх частей, которые передаются в указанном порядке: Стартовая строка (Starting line) — определяет тип сообщения; Заголовки (Headers) — характеризуют тело сообщения, параметры передачи и прочие сведения; Тело сообщения (Message Body) — непосредственно данные сообщения. Обязательно должно отделяться от заголовков пустой строкой. Заголовки и тело сообщения могут отсутствовать, но стартовая строка является обязательным элементом, так как указывает на тип запроса/ответа. Обычный GET-запрос: Запрос клиента:

GET /wiki/страница HTTP/1.1

Host: ru.wikipedia.org

User-Agent: Mozilla/5.0 (X11; U; Linux i686; ru; rv:1.9b5) Gecko/2008050509 Firefox/3.0b5

Accept: text/html

Connection: close

(пустая строка)

Ответ сервера:

HTTP/1.1 200 OK

Date: Wed, 11 Feb 2009 11:20:59 GMT

Server: Apache

X-Powered-By: PHP/5.2.4-2ubuntu5wm1

Last-Modified: Wed, 11 Feb 2009 11:20:59 GMT

Content-Language: ru

Content-Type: text/html; charset=utf-8

Content-Length: 1234

Connection: close (далее следует запрошенная страница в HTML).

Метод HTTP — последовательность из любых символов, кроме управляющих и разделителей, GET Используется для запроса содержимого указанного ресурса. С помощью метода GET можно также начать какой-либо процесс. В этом случае в тело ответного сообщения следует включить информацию о ходе выполнения процесса. Клиент может передавать параметры выполнения запроса в URI целевого ресурса после символа «?»: GET /path/resource?param1=value1&param2=value2 HTTP/1.1. HEAD Аналогичен методу GET, за исключением того, что в ответе сервера отсутствует тело. Запрос HEAD обычно применяется для извлечения метаданных, проверки наличия ресурса (валидация URL) и чтобы узнать, не изменился ли он с момента последнего обращения. Заголовки ответа могут кэшироваться. При несовпадении метаданных ресурса с соответствующей информацией в кэше копия ресурса помечается как устаревшая. POST Применяется для передачи пользовательских данных заданному ресурсу. Например, в блогах посетители обычно могут вводить свои комментарии к записям в HTML-форму, после чего они передаются серверу методом POST и он помещает их на страницу. При этом передаваемые данные (в примере с блогами — текст комментария) включаются в тело запроса. Аналогично с помощью метода POST обычно загружаются файлы на сервер. PUT Применяется для загрузки содержимого запроса на указанный в запросе URI. Если по заданному URI не существовало ресурса, то сервер создаёт его и возвращает статус 201 (Created). Если же был изменён ресурс, то сервер возвращает 200 (Ok) или 204 (No Content). Сервер не должен игнорировать некорректные заголовки Content-* передаваемые клиентом вместе с сообщением. Если какой-то из этих заголовков не может быть распознан или не допустим при текущих условиях, то необходимо вернуть код ошибки 501 (Not Implemented). PATCH Аналогично PUT, но применяется только к фрагменту ресурса. DELETE Удаляет указанный ресурс. TRACE Возвращает полученный запрос так, что клиент может увидеть, какую информацию промежуточные серверы добавляют или изменяют в запросе. LINK Устанавливает связь указанного ресурса с другими. UNLINK Убирает связь указанного ресурса с другими. CONNECT Преобразует соединение запроса в прозрачный TCP/IP туннель, обычно чтобы содействовать установлению защищенного SSL соединения через не шифрованный прокси. Заголовок Host описывает сервер. Его значение берется из URL. Этот заголовок обязателен, потому что некоторые IP-адреса могут обслуживать несколько имен DNS одновременно, и серверу необходимо каким-то образом различать, кому передавать запрос.

HTML (HyperText Markup Language — «язык разметки гипертекста») — стандартный язык разметки документов во Всемирной паутине. Большинство веб-страниц создаются при помощи языка HTML (или XHTML). Язык HTML интерпретируется браузерами и отображается в виде документа, в удобной для человека форме. HTML — теговый язык разметки документов. Любой документ на языке HTML представляет собой набор элементов, причём начало и конец каждого элемента обозначается специальными пометками — тегами. Элементы могут быть пустыми, то есть не содержащими никакого текста и других данных (например, тег перевода строки <br>). В этом случае обычно не указывается закрывающий тег. Кроме того, элементы могут иметь атрибуты, определяющие какие-либо их свойства (например, размер шрифта для элемента font). Атрибуты указываются в открывающем теге. В html для создания заголовков используются тэги: <h1>, <h2>, <h3>, <h4>, <h5>, <h6>. <h1> - самый большой по размеру заголовок, <h2> - поменьше, <h3> - еще меньше, и, наконец, <h6> - самый мелкий. Для того чтобы на странице прописать абзац, необходимо в документе html использовать специальный код в виде тега <p> (paragraph). Этот тег абзаца является парным. Между открывающимся и закрывающимся тегами абзацев записывается текст </p>. Для того чтобы сделать перенос строки, то есть начать ее с новой строки, необходимо поставить в месте обрыва строки тег <BR>. Текст перенесется на следующую строку, но при этом не будет добавлена пустая строка как это происходит при использовании тега абзаца. Пример оформления в html переноса строки, разрыва строки: Я хочу перенести текст следующий далее<BR>на следующую строку. Наличие нумерации зависит от типа списка: нумерованный или ненумерованный список. Для начала создадим ненумерованный список. Начинается список с тега <ul>, а заканчивается, разумеется, закрывающим тегом </ul>. Элементы списка добавляются внутри тега <ul> с помощью тега <li>. Например, вот такой список: <ul> <li>Первый элемент</li> <li>Второй элемент</li> </ul> Тег <li> может быть как парным, так и одиночным, то есть следующая запись также является верной и результат будет тот же: <ul> <li>Первый элемент <li>Второй элемент </ul>. Нумерованный список отличается выводом номера элемента справа от самого элемента. Правила те же самые, что и с ненумерованным списком, но только начальный тег - это тег <ol>. Закрывающий тег, соответственно, </ol>. Вот пример нумерованного списка:<ol> <li>Первый элемент</li> <li>Второй элемент</li> </ol>

Таблицы Описание таблиц должно располагаться внутри раздела документа <BODY>. Документ может содержать произвольное число таблиц, причем допускается вложенность таблиц друг в друга. Каждая таблица должна начинаться тэгом <TABLE> и завершаться тэгом </TABLE>. Внутри этой пары тегов располагается описание содержимого таблицы. Любая таблица состоит из одной или нескольких строк, в каждой из которых задаются данные для отдельных ячеек.

 

Каждая строка начинается тэгом <TR> (Table Row) и завершается тэгом </TR>. Отдельная ячейка в строке обрамляется парой тегов <TD> и </TD> (Table Data) или <TH> и </TH> (Table Header). Тег <TH> используется обычно для ячеек-заголовков таблицы, а <TD> — для ячеек-данных. Различие в использовании заключается лишь в типе шрифта, используемого по умолчанию для отображения содержимого ячеек, а также расположению данных внутри ячейки. Содержимое ячеек типа <TH> отображается полужирным (Bold) шрифтом и располагается по центру (ALIGN=CENTER, VALIGN=MIDDLE). Ячейки, определенные тэгом <TD> по умолчанию отображают данные, выровненные влево (ALIGN=LEFT) и посередине (VALIGN=MIDDLE) в вертикальном направлении. Тэги <TD> и <TH> не могут появляться вне описания строки таблицы <TR>. Завершающие коды </TR>, </TD> и </TH> могут быть опущены. В этом случае концом описания строки или ячейки является начало следующей строки или ячейки, или конец таблицы. Завершающий тег таблицы </TABLE> не может быть опущен. Количество строк в таблице определяется числом открывающих тегов <TR>, а количество столбцов — максимальным количеством <TD> или <TH> среди всех строк. Часть ячеек могут не содержать никаких данных, такие ячейки описываются парой следующих подряд тегов — <TD>, </TD>. Если одна или несколько ячеек, располагающихся в конце какой-либо строки, не содержат данных, то их описание может быть опущено, а браузер автоматически добавит требуемое количество пустых ячеек. Отсюда следует, что построение таблиц, в которых в разных строчках располагается различное количество столбцов одного и того же размера, не разрешается. Таблица может иметь заголовок, который заключается в пару тегов <CAPTION> и </CAPTION>. Описание заголовка таблицы должно располагаться внутри тегов <TABLE> и </TABLE> в любом месте, однако вне области описания любого из тегов <TD>, <TH> или <TR>. Согласно спецификации языка HTML расположение описания заголовка регламентировано более строго: оно должно располагаться сразу же после тега <TABLE> и до первого <TR>. Мы рекомендуем придерживаться этого правила. По умолчанию текст заголовка таблицы располагается над ней (ALIGN=TOP) и центрируется в горизонтальном направлении. Перечисленные теги могут иметь параметры, число и значения которых различны. Однако в простейшем случае теги используются без параметров, которые принимают значения по умолчанию. Этих сведений вполне достаточно для построения элементарных таблиц. <HTML> <HEAD> <TITLE>Пример простейшей таблицы</TITLE> </HEAD> <BODY> <TABLE BORDER> <TR> <TD>Ячейка 1 строки 1</TD> <TD>Ячейка 2 строки 1</TD> </TR> <TR> <TD>Ячейка 1 строки 2</TD> <TD>Ячейка 2 строки 2</TD> </TR> </TABLE> </BODY> </HTML>

Язык каскадных таблиц стилей CSS. CSS (Cascading Style Sheets — каскадные таблицы стилей) — формальный язык описания внешнего вида документа, написанного с использованием языка разметки. CSS используется создателями веб-страниц для задания цветов, шрифтов, расположения отдельных блоков и других аспектов представления внешнего вида этих веб-страниц. Основной целью разработки CSS являлось разделение описания логической структуры веб-страницы (которое производится с помощью HTML или других языков разметки) от описания внешнего вида этой веб-страницы (которое теперь производится с помощью формального языка CSS). Такое разделение может увеличить доступность документа, предоставить большую гибкость и возможность управления его представлением, а также уменьшить сложность и повторяемость в структурном содержимом. Кроме того, CSS позволяет представлять один и тот же документ в различных стилях или методах вывода, таких как экранное представление, печатное представление. Правила CSS пишутся на формальном языке CSS и располагаются в таблицах стилей, то есть таблицы стилей содержат в себе правила CSS. Эти таблицы стилей могут располагаться как в самом веб-документе, внешний вид которого они описывают, так и в отдельных файлах, имеющих формат CSS. (По сути, формат CSS — это обычный текстовый файл. В файле.css не содержится ничего, кроме перечня правил CSS и комментариев к ним.) То есть, эти таблицы стилей могут быть подключены, внедрены в описываемый ими веб-документ четырьмя различными способами:1)когда таблица стилей находится в отдельном файле, она может быть подключена к веб-документу посредством тега <link>, располагающегося в этом документе между тегами <head> и </head>. (Тег <link> будет иметь атрибут href, имеющий значением адрес этой таблицы стилей). Все правила этой таблицы действуют на протяжении всего документа; <head>..... <link rel="stylesheet" type="text/css" href="style.css"> </head>.2)когда таблица стилей находится в отдельном файле, она может быть подключена к веб-документу посредством директивы @import, располагающейся в этом документе между тегами <style> и </style> (которые, в свою очередь, располагаются в этом документе между тегами <head> и </head>) сразу после тега <style>, которая также указывает (в своих скобках, после слова url) на адрес этой таблицы стилей. Все правила этой таблицы действуют на протяжении всего документа; <head>..... <style type="text/css" media="all"> @import url(style.css); </style> </head> 3)когда таблица стилей описана в самом документе, она может располагаться в нём между тегами <style> и </style> (которые, в свою очередь, располагаются в этом документе между тегами <head> и </head>). Все правила этой таблицы действуют на протяжении всего документа; <head>..... <style type="text/css"> body { color: red; } </style> </head> 4)когда таблица стилей описана в самом документе, она может располагаться в нём в теле какого-то отдельного тега (посредством его атрибута style) этого документа. Все правила этой таблицы действуют только на содержимое этого тега. <p style="font-size: 21px; color: green;">Рассказ о том, как вредно красить батареи</p> В первых двух случаях говорят, что к документу применены внешние таблицы стилей, а во вторых двух случаях — внутренние таблицы стилей. Для добавления CSS к XML-документу, последний должен содержать специальную ссылку на таблицу стилей. Например: <?xml-stylesheet type="text/css" href="style.css"?>



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: