Задачи эстетического развития.




Можно выделить следующие задачи эстетического развития детей с нарушениями слуха:

  • развитие эстетического восприятия;
  • накопление эстетических представлений и образов;
  • формирование эстетических эмоций и чувств;
  • развитие эстетического вкуса, оценок и суждений;
  • освоение различных видов художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной);
  • развитие художественных способностей.

Задачи эстетического развития детей могут быть реализованы с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей и создания в дошкольном учреждении условий, способствующих эмоционально-эстетическому воспитанию.

Важнейшим условием эстетического развития детей является среда, которая окружает детей: мебель, игрушки, растения, материалы для организации художественной деятельности в группе; участок детского сада, его оборудование, зеленые насаждения и др. Особое значение необходимо придавать эстетической стороне оформления дошкольных учреждений, которое выдерживается в едином стиле. Расположение мебели, игрушек, книг, растений, рисунков и поделок дошкольников должно обеспечивать разнообразную деятельность детей. Следует избегать формального украшательства, использования игрушек и предметов лишь с целью оформления интерьера, недоступных или ненужных детям. Интерьер группы и детского сада не должен быть статичным, необходимо вносить изменения в расположение мебели, обусловленное возрастом и интересами детей, менять некоторые предметы, обновлять имеющиеся в группе произведения искусства. Важным в воспитательном отношении является использование в интерьере индивидуальных и коллективных работ детей, привлечение к ним внимания родителей и других взрослых. В группе организуются специальные зоны самостоятельной изобразительной деятельности, где располагаются необходимые материалы для свободной художественной деятельности.

Другим важным условием эстетического развития детей служат произведения прикладного искусства, художественная литература. Проблема литературного развития детей с недостатками слуха приобретает особую значимость.

 

13. ФОРМЫИ СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НС

Изобразительная деятельность – одно из основных средств эстетического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Важно развивать у ребенка чувство цвета и формы. Чем лучше дети воспринимают предмет и его свойства, тем быстрее они смогут оценить его красоту. В процессе изобразительной деятельности ребенка учат оценивать свои и чужие работы.

Взрослые пытаются вызвать у ребенка радостные эмоции при рассматривании поделок, игрушек, картин, скульптур, что развивает эстетические вкусы детей.

Особенностями изобразительной деятельности детей дошкольного возраста является то, что они не воспринимают предмет целиком. А обращают внимание на его отдельные части.

Эстетическое восприятие - способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства. При этих условиях возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребенка способности тонкого различения формы, цвета.

Чувство цвета, формы, законченности и равновесности композиционного расположения объектов - весь этот потенциал сенсорных возможностей организма является необходимым условием полноценной встречи личности с эстетическим объектом.

Необходимо развивать у ребенка эстетическое чувство цвета. Особая роль в развитии чувства прекрасного отведена искусству - произведениям искусства, несущим в себе динамику художественного образа.

С помощью конструирования, рисования, лепки, аппликации глухие и слабослышащие дети передают увиденное в природе и в быту.

Особое воздействие на ребёнка оказывает внешний облик окружающих людей, так как у не слышащих (слабослышащих) детей хорошо развито зрительное восприятие. Поэтому взрослые должны следить за своим внешним видом и поведением, ведь дети подражают им в играх и поведении.

Несмотря на нарушение слуха дети могут воспринимать музыку, ее ритмическую сторону и звуко-высотные характеристики. Благодаря музыкальному воспитанию формируется восприятие музыки, ритмических движений и речи. Также способствует развитию слухового восприятия и голоса. Воспитателю следует привлекать внимание старших дошкольников к красоте, ритмичности музыки. В быту и играх применяются музыкальные игрушки. Музыка активизирует детей, создает бодрое, веселое настроение. Также, она важна при проведении праздников, дети могут сочетать музыку с танцем.

 

 

14. ПОНЯТИЕ ГОТОВНОСТЬ К ШК ОБУЧЕНИЮ

Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

В.С.Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности [15].

Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность

 

15. ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С НС К ШКОЛЕ

Подготовка детей с нарушенным слухом к школе — комплексная задача, охватывающая все стороны жизни ребенка и тесно связанная со всем содержанием коррекционно-воспитательной работы в детском саду. Для понимания проблемы готовности глухого или слабослышащего ребенка к школьному обучению важное значение имеют учет подходов к этой проблеме в дошкольной педагогике и психологии, рассмотрение различных компонентов психологической готовности к школе. Готовность к обучению в школе предполагает необходимый уровень физического развития ребенка, позволяющий ему быстро адаптироваться к школьным нагрузкам: увеличению продолжительности уроков и их количеству, отсутствию дневного сна, иному режиму питания и т. д. Нагрузка на уроках в школе предполагает более высокий темп деятельности и работоспособности ребенка в течение длительного по сравнению с детским— подготовка детей к школе.

 

16. ОСОБЕННОСТИ ФИЗ ПОДГОТОВЛ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Некоторые родители практически не придают значение данному виду готовности к школьному обучению, уделяя больше внимания развитию умственных способностей ребёнка, т.е. интеллектуальной готовности к обучению в школе. Однако, физическая готовность к школьному обучению не менее важна. Под физической готовностью понимается общее физическое развитие ребёнка: нормальный вес, рост, объём груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6 -7 – летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики рук. Состояние нервной системы: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Каждый ребёнок перед поступлением в школу проходит медосмотр по следующим критериям:

— наличие или отсутствие хронических заболеваний;

— уровень функционального состояния органов и систем;

— степень сопротивляемости организма неблагоприятным условиям;

— уровень достигнутого развития (каждому возрасту соответствуют его анатомо-физиологические особенности);

— степень гармоничности развития ребёнка

 

Физическая готовность ребенка к обучению — это состояние здоровья, определенный уровень

морфо-функциональной зрелости его организма, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, физическая и умственная работоспособность.

Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно заблаговременно готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье.

Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры
икультуры здоровья.

 

17. ФОРМИР МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Мотивация – мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность и определяющие её направленность.

Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определёнными мотивами. В старшем дошкольном возрасте ребёнок резко меняется: совершенствуются психофизиологические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью; возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми знаниями, умениями, навыками. Основой для формирования мотивов учебной деятельности являются любознательность и любопытство, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Это качество – при умелом руководстве – может перерасти в жажду знаний, потребность к познанию.

Однако, в последние десять лет учёные констатируют значительный рост детей, не готовых к школе, не желающих идти в это образовательное учреждение. Психологи и педагоги озабочены тем, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся всё чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счёта ещё до школы. Результаты исследований показывают, что среди современных детей 7-го года жизни школьно-незрелые составляют более 40 %, что в 3 раза больше количества таких детей в 70-е и в 2 раза больше, чем в 80-е годы.

В современном мире проблема мотивационной готовности остаётся нерешённой. По мнению Н.И. Гуткиной, это связано:

- во-первых, с уменьшением числа первоклассников, посещавших до поступления в школу дошкольные образовательные учреждения;

- во-вторых, с утратой единых образовательных программ в ДОУ и отсутствием современных образовательных стандартов, ориентированных на развитие психологической готовности к школе, в том числе и мотивационной;

- в-третьих, со значимым ухудшением состояния здоровья детской популяции, снижением функциональных возможностей детей;

- в-четвёртых, с усложнением учебных требований, предъявляемых школой.

 

 

18. НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ

Переход из детского сада в школу – важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых – учение. Дошкольников подготавливают к этому: постепенно внушают им, что учеба в школе – серьезный труд, в результате которого они будут каждый день узнавать что-то новое, нужное и интересное. При этом важно поставить перед детьми перспективу, сформировать социально ценные мотивы учения. Родители, как правило, по-разному раскрывают перед детьми эту перспективу. Одни внушают детям, что будущая учеба – сплошной праздник: «Пойдешь в школу – будете ходить на экскурсии», «В школе вам будут читать интересные книжки, проводить с вами интересные сборы» и т. п. Другие, наоборот, запугивают детей предстоящими трудностями учения, строгой дисциплиной, требовательностью учителя: «Поступишь в школу – там за тебя возьмутся! Попробуешь там не послушаться!», «Пусть побегает вволю, поиграет. С осени в школу, там его никто не пожалеет».

Позиция взрослых в этом вопросе должна быть спокойной, деловитой и ободряющей. Пусть дети почувствуют: дома понимают важность их новых обязанностей, ждут от них старания и ответственности, верят в их силы. Мотивами учения, которые следует формировать у детей, могут быть такие: «В школе ты начнешь трудиться, как трудятся мама и папа», «Теперь и ты у нас становишься взрослым, и у тебя появятся новые трудовые обязанности».

19. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ГЛУХИХ

У детей дошкольного возраста наблюдается усиленное развитие всех психических процессов, в частности, мышления, памяти, восприятия и т.д. и т.п. Дети с нарушением слуха в силу своего дефекта значительно отстают от сверстников, поэтому здесь необходимо систематическое и целенаправленное воспитание. Этот процесс осуществляется именно в детском саду.

Ребенок, активно развивается при принятии живого участия в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми. У него складываются представления об окружающем мире и формируется речь. Занятия проводимые в детском саду занятия для слабослышащих и глухих дошкольников помогают им получить умения и знания, соответствующие возрасту, подготовиться к школе, а также развивают интеллектуальную деятельность. Проблемой воспитания ребенка с нарушениями слуха занимались многие исследователи-педагоги. На основании работ Н.А. Рау, Б.Д. Корсунской, А.А. Катаевой, Н.Г. Морозовой, Т.И. Обуховой можно сделать определенные выводы. Таким детям требуется специальное обучение в специализированных детских садах, хотя общие направления развития здорового ребенка и детей с дефектами слуха в целом совпадают. Слабослышащие и глухие дети обладают рядом особенностей. У них наблюдается:

  • недоразвитие в плане зрительного восприятия, в частности, низкая скорость восприятия и узнавания предметов;
  • замедленное формирование подражания, а также затруднения при выборе по образцу;
  • отсутствие речи и дефицит доречевого общения.

Последнее приводит к задержке развития словесно-логического мышления и познавательной деятельности. Поэтому следует уделять повышенное внимание именно умственному воспитанию детей с нарушениями слуха.

Можно выделить ряд задач умственного воспитания таких дошкольников.

  1. Формирование представлений и понятий об окружающем мире.
  2. Развитие познавательных психических процессов.
  3. Формирование первичных способов интеллектуальной деятельности.
  4. Формирование словесной речи.

Все вышеперечисленные задачи должны осуществляться в процессе специального обучения, труда и игры.

Формирование представлений об окружающей жизни у детей с нарушениями слуха начинается, как правило с первых дней пребывания в детском саду. Двух-трех-летние слабослышащие и глухие дети еще не владеют речью. В процессе игровой деятельности происходит ознакомление с окружающими.

 

 

20. КОММУНИКАТИВНАЯ И РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫЩАЩИХ ДЕТЙ

Коммуникативные навыки — это «способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая»

лухота — это «стойкая потеря слуха, при котором возможны самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха, восприятие обращенной речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины»

Одним из важнейших показателей психологической готовности детей с нарушением слуха к коммуникации является уровень слухоречевого развития ребенка, т. к. слух и речь являются не только средством приема и переработки информации, но и средством совершенствования процесса мышления. Чем богаче и правильнее речь ребенка, чем лучше развито умение запоминать связные тексты, чем лучше развит его физиологический и фонематический слух, тем шире возможности его коммуникативной деятельности. Различия запоминания связных текстов между глухими и слышащими детьми очень велики (глухие отстают от слышащих по полноте и связности запоминания основных мыслей текста на 3–8 лет). Трудности запоминания текстов обусловлены недостатками развития речи и словесно-логического мышления у глухих детей. Глухие дети, безусловно, отличаются от сверстников с нормальным слухом, они более замкнуты и обидчивы. У детей с нарушениями слуха происходит нарушение познавательных функций, т. е. внимания, восприятия, речи, памяти, мышления. У таких детей понижена инициатива общения с окружающим миром. Страдают ориентация в пространстве, координация движений

Особенности речи глухих и слабослышащих Ограниченное понимание речи — один из наиболее заметных и массивных симптомов коммуникативной патологии слабослышащего ребенка. Экспрессивная речь характеризуется следующими особенностями: запас слов ограничен, отличается диффузностью, расширенностью и неточностью их значений. В грамматическом строе отмечаются более или менее грубые нарушения (от однословного предложения до развернутой фразы, с ошибками в падежных согласованиях, в употреблении предлогов). В произношении слов имеется много искажений в структуре слова: интересно, что обычно сохраняется контур слов или хотя бы ударный слог, как наиболее слышимый, на этом основании могут смешиваться слова фонетически сходные.

21. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Д/С

В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.

Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем. Но, несмотря на все эти достижения, многие дети испытывают трудности при обучении в школе. Зачастую они невнимательны на уроке, не выполняют задание учителя, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, им трудно договориться с другими детьми, а самое главное — отмечается отсутствие или сниженный интерес к учебе. Складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности. Опыт показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т. д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к этой деятельности без особых затруднений. Также и для становления учебной деятельности должны быть сформированы ее предпосылки уже в дошкольном возрасте.

Предпосылками учебной деятельности являются:

- сформированность познавательного интереса;

-умение детей анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;

-умение обозначать и замещать знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования;

-умение слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу;

-сознательно подчинять свои действия правилу;

-самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;

-контроль за способом выполнения своих действий;

-умение взаимодействовать со сверстниками.

 

22. РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТ РЕБЕНКА С НЗ

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой

Проблемам развития детей с нарушениями зрения в условиях семьи уделяется внимание рядом отечественных тифлопедагогов Г. А. Буткиной, А. М. Витковской, В. П. Ермаковым, Н. Б. Лурье, Л. И. Солнцевой, В.А Феактистовой, С. М. Хорош и др. Они подчеркивают, что дошкольный возраст – это период, когда формируется «фундамент» личности ребёнка. Особенно важен этот период для ребёнка со зрительной патологией, так как познание окружающего мира необходимо осуществлять без зрительного контроля. Самостоятельно решить задачу он не может, а нуждается в систематической и постоянной помощи со стороны родителей. Они являются основными участниками педагогической реабилитации, особенно, если ребенок по тем или иным причинам не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Поэтому перед родителями стоит задача помочь ребенку в сложных условиях зрительной депривации раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в коллективе сверстников и, в перспективе, к самостоятельной жизни и полезной профессиональной деятельности.
Дети с нарушением зрения имеют ряд особенностей своего развития и, следовательно, путь помощи им семьёй отличен от нормально видящего ребёнка. Значительное снижение зрения у ребёнка может быть замечено в разное время. Однако родители должны помнить, что их реакция на зрительную патологию, так или иначе, влияет на формирование личности ребенка, на отношение к другим людям и к самому себе. Положение ребёнка с нарушением зрения в семье, его взаимоотношения с близкими людьми, могут или способствовать выработке волевых качеств и эмоциональной устойчивости, или неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию негативных сторон личности. Если ребенок часто слышит от родителей слова огорчения по поводу своего дефекта или высказывания о том, какие трудности его ожидают в будущем, то такое подчёркивание недостатка заставляет его фиксировать внимание на себе, как на человеке с особыми потребностями. Не следует также говорить о трудностях испытываемых им в присутствии других, так как это может вызывать у него неудовольствие и чувство жалости к себе.

 

23. ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЙ К ДЕФЕКТУ РЕБЕНКА

Взаимоотношения в семье. Рождение малыша с дефектом изменяет весь ход жизни семьи и является причиной продолжительной ее дезадаптации. Другие дети в семье оказываются лишенными внимания. Часто родители отдаляются от друзей, знакомых и даже родственников, которые тоже испытывают кризис; многие из них избегают встреч с такой семьей. Семья попадает в группу риска. Накладывается табу на репродуктивную функцию из страха, что несчастье может повториться. Такой ребенок требует от матери вдвое трое больше затрат времени и энергии, чем нормальный ребенок, его не принимают в детский сад, он связывает мать, как говорится по рукам и ногам. Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду.

Отношение к ребенку. Никому не хочется иметь ребенка с физическими или иными недостатками. Все ждут, что малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов в обществе и станет опорой. Ничего удивительного нет в том, что родители волнуются в ожидании ребенка: каким он родится, и если он появляется на свет с нарушениями или больным, для них это глубокое потрясение. Поначалу у них наблюдаются чувства вины, гнева, стыда, безысходности и жалости к самим себе. Иногда возникает желание убить ребенка и себя. Неспособность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка, к упованиям на несчастный случай с ним или на то, что он окажется чужим. Не секрет, что родители к такому ребенку испытывают двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают. Это и понятно: ребенок желанный и любимый, но его нарушения неожиданны, и родители это остро переживают. Многие родители надеются на чудесное ребенка и ищут все новых, особенных врачей или больницу. Пытаясь справиться с чувством вины, и излить свой гнев на кого-то еще, а не на невинного ребенка, родители не редко выбирают один из двух путей: наказывают себя — решают всю жизнь без остатка посвятить рабскому служению ребенку; перекладывают вину на других — преследуют и яростно уличают в ошибках и невнимательности врачей, социальных работников, учителей. Некоторые делают то и другое. Родители должны постараться как можно скорее обладать своими чувствами и смириться с ситуацией, иначе нарушения ребенка станут еще более выраженными, а благополучие и социальная адаптация семьи окажутся невозможными. Большинство родителей пытаются справиться со сложной ситуацией сами, без профессиональной помощи, но это опасно: могут пострадать и отношения с ребенком, и покой семьи. В идеале эмоциональное и социальное взаимодействие ребенка и родителей складываются нормально, но ребенку необходима еще дополнительная помощь, чтобы преодолеть, насколько это возможно эти нарушения.

 

24. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕМУ СВОЕГО РЕБЕНКА

Многие РОДИТЕЛИ считают, что наличие у их ребенка заболевания повлияло на неуспешность их собственной профессиональной карьеры. Одинокие матери также и неудачи в своей личной жизни связывают с наличием заболевания у их детей. Таким образом, многие родители лиц с ОВЗ склонны связывать свои жизненные неудачи с заболеванием их ребенка. Такая позиция родителей часто отрицательно сказывается на самооценке их детей.

Для обеспечения конструктивного взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать различные формы работы — как групповые, так и индивидуальные. Целью подобной работы должно стать формирование у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья адекватного образа собственного ребенка и реальных представлений о возможностях развития его профессиональной карьеры. Кроме того, необходимо проводить формирование у родителей детей с ограничениями по состоянию здоровья адекватных представлений о возможностях их собственного вклада в профессиональное обучение их детей.

Для реализации данных целей следует при взаимодействии с родителями детей с ОВЗ решать следующие задачи:

1) формировать у родителей адекватные представления как о возможностях, так и об ограничениях их детей в процессе их профессионального обучения и последующего построения профессиональной карьеры;

2) создавать у родителей понимание того, что они должны формировать у своих детей ответственность за себя самого, умение самостоятельно принимать жизненно важные решения;

3) формировать у родителей понимание того, что их собственные жизненные неудачи или успехи не зависят напрямую от заболевания их ребенка.

Родительская неадекватность в принятии ребенка с ОВЗ, недостаточность эмоционально-теплых отношений часто провоцируют развитие у детей неэффективных форм взаимодействия с социумом и формируют дезадаптивные черты личности. Преобладающими негативными личностными чертами становятся агрессивность, конфликтность, тревожность, отгороженность от окружающего мира, коммуникативные нарушения.

Для реализации данных целей следует при взаимодействии с родителями детей с ОВЗ решать следующие задачи:

1) формировать у родителей адекватные представления как о возможностях, так и об ограничениях их детей в процессе их профессионального обучения и последующего построения профессиональной карьеры;

2) создавать у родителей понимание того, что они должны формировать у своих детей ответственность за себя самого, умение самостоятельно принимать жизненно важные решения;

3) формировать у родителей понимание того, что их собственные жизненные неудачи или успехи не зависят напрямую от заболевания их ребенка.

Родительская неадекватность в принятии ребенка с ОВЗ, недостаточность эмоционально-теплых отношений часто провоцируют развитие у детей неэффективных форм взаимодействия с социумом и формируют дезадаптивные черты личности. Преобладающими негативными личностными чертами становятся агрессивность, конфликтность, тревожность, отгороженность от окружающего мира, коммуникативные нарушения.

В связи с этим необходимо реализовывать следующие направления работы с родителями детей с ОВЗ:

1) обучение родителей специальным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;

2) обучение родителей воспитательным приемам, необходимым для коррекции дезадаптивных черт личности ребенка;

3) коррекция понимания родителями проблем их ребенка — преувеличения или, наоборот, отрицания наличия проблем;

4) коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, истерических проявлений, неадекватных поведенческих реакций);

5) коррекция позиции родителей — переход в позицию поиска реализации возможностей ребенка.

 

25. ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫБЫТА ДЕТЕЙ С НЗ


Социальная интеграция детей с особыми проблемами, в том числе с нарушениями зрения, предполагает интеграцию их в сферу эстетической культуры. В связи с этим проблема эстетического воспитания таких детей всегда являлась чрезвычайно значимой как в социальном, так и в собственно педагогическом плане. Причем особенно актуализируется она на современном этапе развития общества, связанном с переосмыслением многих ценностей.Эстетическое воспитание –это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию.В основе методологии эстетического воспитания лежит научное положение, согласно которому эстетическое неразрывно связано с этическим. Такая взаимосвязь двух начал (красоты и нравственности) благоприятствует развитию личностных качеств ребенка, оказывает активное воздействие на его интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность.Эстетическая воспитанность предполагает: 1) эмоциональное отношение ко всему окружающему; 2) осмысление содержания и средств выражения прекрасного; 3) наличие эстетических и нравственных суждений; 4) стремление к самостоятельному художественному творчеству.Особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно затрагивает, прежде всего, чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создает эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность –это не врожденные качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия

1. ЗНАЧЕНИЕ РОДИТЕЛ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НЗ

 

Индивидуальность человека имеет генетическую основу. Со­отношения генотипа и влияний среды, обусловленные биологи­ческим созреванием и психическим развитием организма, опре­деляют характер и своеобразную вариативность каждого возраста.

 

Психофизиологические исследования1 показывают, что ранняя сенсорная депривация снижает развитие зрительного восприятия, формирование образа, не отражает точно и дифференцированно качества изучаемого объекта, а также дефицит мотивационного компонента внимания и негативность эмоциональной реактивнос­ти на воздействия извне. Нежелание получить новую информацию может привести к вторичной задержке психического развития ре­бенка2.

 

Поскольку все младенцы с нарушением зрения имеют врожденную патологию зрительного анализатора, то есть раннюю сен­сорную депривацию, то формирование психики такого ребенка по сравнению с нормально видящим отличается как по темпу разви­тия, так и по качественным характеристикам. Однако наблюдения за развитием и поведением двух-трехмесячного младенца с нарушением зрения свидетельствуют о том, что его реакций и действия мало чем отличаются от зрячего ровесника. Это объясняется особенностью и структурой психики малышей и связано с получае­мой ими мультимодальной информацией.

 

Для ребенка этого возраста характерно реагирование на весь ряд раздражителей, связанных в первую очередь с жизненно важными для него актами (кормление, перевертывание, речь матери, ее запах и запах молока, наконец, поза при приеме пищи). Все это вызывает у малыша предвосхищающие сосательные движения. Такое поведение Ж. Пиаже называет «позным», оно свидетельст­вует о том, что первичные сенсорные реакции ребенка носят генерализованный или слитный характер. В связи с этим выпадение

зрительных стимулов из комплекса раздражений, сопровождаю­щих любой жизненно важный акт деятельности ребенка, не нано­сит ущерба самому предвосхищающему поведению малыша.

 

Примерно к двум-трем месяцам, когда у нормально видящих детей развиваются такие зрительные функции, как фиксация взора, первые попытки прослеживающих движений глаза, отсутствие или глубокое поражение зрения становится фактором, ограничиваю­щим психическое развитие.

 

Перемещение взгляда вслед за движущимися объектами фор­мируется в возрасте от трех до пяти месяцев и позволяет нормаль­но видящему ребенку в глобальных еще малорасчлененных обра­зах воспринимать окружающее, в первую очередь мать, ее лицо, движения, тем самым создавая условия для различия зрительных качеств воспринимаемых предметов, а также дифференцировать себя во внешнем мире.

2. ФОРМЫПОМОЩИ ПОМОЩИ Д/С РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С НЗ

Узнав, что у ребёнка нарушено зрение, родители переживают сильное потрясение: многие начинают обвинять себя или других в заболевании малыша, начинают метаться, не зная, что делать и предпринять. Испробовав все возможности и потеряв надежду, что ребёнка можно вылечить, родители отчаиваются. Как это ни трудно, предстоит примириться с данной ситуацией, найти в себе силы для выхода из стрессового состояния, преодоления отрицательных эмоций и оказания помощи своему ребёнку, который в ней очень нуждается. Ему необходима поддержка и направляющее воздействие мамы и папы в гораздо большей степени, чем нормально развивающему ребёнку.

Родители же часто не знакомы с особенностями развития и воспитания. Обучения детей с нарушением зрения, поэтому не в состоянии оказать собственному ребёнку необходимую психологическую и педагогическую помощь. В лучшем случае они действуют интуитивно, и часто весьма неудачно. В худшем ограничиваются только уходом, не уделяя внимания развитию малыша. В результате этого к моменту поступления в школу оказывается, что ребёнок не готов к обучению ни морально, ни физически.

В наши специализированные группы направляются дети по направлению и рекомендации врача-офтальмолога в возрасте от 3 до 7 лет. Здесь их обучают педагоги, дефектологи, дети постоянно находятся под наблюдением врача, проходят курс необходимого лечения на специальных аппаратах. После посещения дошкольного учреждения дети имеют необходимые навыки в самообслуживании, сформированную связную речь, владеют различными специальными навыками, приёмами познания окружающего мира с помощью сохранных органов чувств (осязания, слуха, двигательно-тактильных чувств и т.д.). И что особенно важно, они имеют опыт общения со своими сверстниками и с взрослыми. У многих детей после проведённого лечения у нас и тех мероприятий, которые проводятся в детском саду, функции зрения восстанавливаются. Это даёт им возможность



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: