Практическое занятие № 3.




Практическое занятие № 1.

Тема: История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика.

Основные понятия: политология, политика, политическая сфера общества, политические интересы, демократия, олигархия, аристократия, республика, монархия.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Развитие политических учений в Древнем мире. Конфуций (551-479 гг. до н.э.), Платон (427-347гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

2. Основные этапы политической эволюции Европейского средневековья. Церковь как политический институт. Политическая теология. Иерархия власти. Власть и закон. Св.Иоанн Златоуст (347–407).

3. Политические идеи Николо Макиавелли (1469-1527гг.).

4. Развитие политической теории раннего утопического социализма. Т.Мор (1478-1535 гг.), Т.Компанелли (1568-1639гг.).

Практическое занятие №2.

1. Проблема правового государства.

2. Политика, право, мораль, принуждение. Вечный мир. Г.-В.-Ф. Гегель (1770–1831).

3. Политика и свобода. Историзм политики. Государство и гражданское общество. Т.Джефферсон (1743–1826) Дж. Мэдисон (1751–1836) Принципы американской демократии, теория сдержек и противовесов.

4. К.Маркс и Ф.Энгельс о базисе и надстройке, о классовом характере государства. Марксизм и другие социалистические теории.

5. Поли­тико-правовая теория анархизма в трудах П. Прудона, М.А. Бакунина, П.А.Кропоткина.

6. Политико-правовые идеи «русского социализма» (народничества). А.И.Гер­цен о государстве и праве.

Практическое занятие № 3.

Тема: Современные политологические школы и концепции.

Основные понятия: неолиберализм, неоконсерватизм, ленинизм, социал-демократия, социал-реформизм, политическая модернизация, реидеологизация, деидеологизация.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Эволюция общественно-политической мысли на Западе в первой половине XX века. Теория элит Г.Моска (1856-1941). Теория бюрократии М.Вебера (1864-1920).

2. Основные направления современной американской политологии.

3. Теории конвергенции и технократии.

4. Идеи неолиберализма, неоконсерватизма, неомарксизма, социал-демократии.

5. Концепции политической модернизации.

 

СРС 1:

Сделайте анализ текста и ответьте письменно на вопросы.

Политическое сознание масс

Массы играют значительную, порой определяющую роль в современном политическом процессе. Массовое сознание, которое идёт вразрез с рациональным сознанием индивида, наделено особенностями, позволяющими легко управлять массами, в частности, посредством манипулятивного воздействия.

Политические взгляды и действия масс часто не укладываются в рамки логики и заставляют нас верить в справедливость тезисов о примате веры над разумом и подсознания над сознанием. Это происходит видимо потому, что политика для абсолютного большинства граждан - это неизвестная область с неведомыми правилами и традициями. Поэтому политическое сознание масс не может формироваться в практической деятельности людей и всегда будет существовать в виде коллективных представлений, в происхождении которых доминирующую роль играет не собственный опыт, а воздействие извне.

С психологической точки зрения политическое сознание масс представляет собой такую форму мышления, которая резко отличается от доминирующего в современной культуре логического мышления. Разные исследователи называли это мышление по-разному - первобытное, мистическое, эмоциональное, подсознательное и т.д. Это мышление ориентировано не на объективную, а на мистическую или мифологическую причинно-следственную связь. Так называемая «психологическая толпа» - масса объединяемая не общим пространством, а посредством, например, средств массовой информации является объектом политических манипуляций, подразумевающих навязывание своей воли в форме скрытого воздействия. Исследователи отмечают, что «жертва манипуляций, как правило, не осознаёт самого факта, оказанного на неё влияния. Такой эффект достигается благодаря воздействию на подсознание объекта манипуляций». Из вышесказанного очевидно, что управлять массами несомненно проще чем отдельными индивидами, благодаря особенностям массового сознания. Один из величайших манипуляторов ХХ века Гитлер говорил: «Я размешиваю народ и не общаюсь с ним, пока он не превратится в массу».

Итак, массы выходят на политическую арену в качестве одного из главных действующих лиц. Возникает необходимость управлять ими, и если в тоталитарном режиме используется террор (он может быть и чисто моральным) и страх, физическое истребление (и не только как инструмент уничтожения и запугивания, но и как нормальный инструмент управления массами), то в демократических режимах заменой этому является манипуляция как способ управления массами. Единственным видом манипуляции, с которой мы сталкиваемся при тоталитарном режиме является пропаганда.

Вопросы к тексту:

1.Какую часть населения называют массой?

2. Что значит манипулятивно воздействовать на массы?

3. Почему политическое сознание масс не может формироваться в практической деятельности людей и всегда будет существовать в виде коллективных представлений, в происхождении которых доминирующую роль играет не собственный опыт, а воздействие извне?

4. Что собой представляет политическое сознание масс?

5. Что имел в виду Гитлер, когда говорил: «Я размешиваю народ и не общаюсь с ним, пока он не превратится в массу»?

СРС 2:

Развитие отечественной политической культуры протекает в результате взаимодействия традиционных ценностей российской культуры и либерально-западных. Этот процесс взаимодействия носит сложный и неоднозначный характер. От его развития зависит будущее политической культуры России, а значит, и ее будущее. В целом возможно несколько вариантов развития политической культуры в России. Рассмотрите эти варианты. Какой из них кажется вам наиболее оптимальным, а какой — наиболее вероятным? Возможно, вы сможете предложить свою версию перспектив развития отечественной политической культуры.

Вариант I. Либеральные ценности проникают в политическое сознание российского общества. Происходит постепенное «размывание» традиционных ценностей и ассимиляция западных политико-культурных ориентаций. Либерализм оказывает значительное влияние на характер целеполагания и политического участия (экспансионистская модель взаимодействия политических культур).

Вариант 2. Распространение либеральных ценностей носит, прежде всего, сегментарный характер. Наибольшее их усвоение наблюдается среди молодежи, а также социальных групп, выигрывающих в результате проводимых реформ (ограниченная экспансия).

Вариант 3. Либеральные ценности наиболее распространены среди элитных групп. В маргинализированном же обществе усиливается ностальгический синдром, проявляющийся в активизации архаических ценностей (модель непонимания и неприятия иной культуры).

Вариант 4. В российском обществе происходит некритическое освоение либеральных идей, чреватое массовым отказом от последних в ситуации усиливающейся социальной фрустрации (модель псевдопонимания).

Вариант 5. Взаимодействие ценностей носит характер конфликта (модель конфликтного взаимодействия).

Вариант 6. «Открытие» либеральных ценностей создало ситуацию вызова российской политической культуре. Ответом на этот вызов может быть обретение политико-национальной идентичности на основе понимания, как иных форм политической культуры, так и уникальности собственной (модель открытого интеркультурного взаимодействия).

Основная литература:

1. Гаджиев К.С. Политология. Базовый курс: учебник для бакалавров / К.С. Гаджиев.- 3-е изд., перерб. и доп.- М.: Юрайт, 2015.- 467 с. 5 экз.

2. Политология [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ В.Ю. Бельский [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 423 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/8113.— ЭБС «IPRbooks»

2. Политология [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ В.Ю. Бельский [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 423 c. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/8113.— ЭБС «IPRbooks»

Дополнительная литература:

1. Исаев, Б.А. Практическая партология: генезис партий и партийно-политических систем: учебник / Б.А.Исаев. - СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2010. - 515 с.: ил. - ISBN 978-5-9676-0250-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253848 (12.09.2017).

2. Батурин, В.К. Политология: учебник для бакалавров / В.К.Батурин, И.В.Батурина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 391 с.: ил. - Библ. в кн. - ISBN 978-5-238-02812-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446890 (12.09.2017).

3. Мухаев, Р.Т. Теория политики: учебник / Р.Т.Мухаев. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 623 с. - (Cogito ergo sum). - ISBN 5-238-00952-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436735 (12.09.2017).

 

 

Тесты для самопроверки



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: