Понятие памяти. классические и современные теории




Содержание

 

Введение

1. Понятие памяти. классические и современные теории

2. Виды, типы, процессы и механизмы памяти

3. Техника и приемы развития памяти

Заключение

Список литературы


Введение

 

В риторике память занимает один из пяти разделов, каждый из которых отражает определенные моменты в подготовке и реализации речи.

Память - это процесс запоминания информации, который может быть как механическим, так и логическим. Память является неотъемлемой частью человеческого сознания. Она необходима человеку, чтобы накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. В ее формировании участвуют три различных процесса, таких как запоминание, хранение и воспроизведение.

За долговременное хранение памяти отвечает особый участок мозга - гиппокампус, который также несет ответственность за хранение эмоций (исследование ученых из Университета Принстона в Нью-Джерси - 13.11.2000 www.mnw.ru <https://www.mnw.ru>). На мой взгляд, здесь прослеживается непосредственная связь между эмоциями и памятью, потому как лучше всего запоминаются именно те события и моменты нашей жизни, которые были связаны с какими-либо впечатлениями или переживаниями.

Память играет важную роль в ораторском искусстве. Для оратора имеет большое значение запомнить подготовленную им речь для последующего публичного воспроизведения. Обыкновенно это относительно большие объемы текстовой информации, которые трудно запомнить без предварительной подготовки и специальных техник.

Наша цель - выяснить, каким образом мы можем повлиять на улучшение нашей памяти, а также какие приемы мы можем использовать для запоминания конкретной интересующей нас информации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

дать понятие памяти и рассмотреть классические и современные теории памяти;

выделить основные виды и типы памяти;

изучить основные процессы и механизмы памяти;

проанализировать индивидуальные особенности развития памяти;

а также освоить специальные упражнения, направленные на развитие памяти.

память упражнение запоминание повторение


Понятие памяти. классические и современные теории

 

Память изучается различными науками, такими как психология, нейрофизиология и риторика. В каждой из перечисленных наук память имеет свое понятие.

В психологии память - это связующее звено между прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого "я" и выступает таким образом в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

Объём памяти, длительность и надёжность хранения информации, как и способность к восприятию сложных сигналов среды и выработке адекватных реакций, возрастают в ходе эволюции по мере увеличения числа нервных клеток (нейронов) мозга и усложнения его структуры. Такое объяснение памяти дает наука нейрофизиология, изучающая механизмы деятельности нервных клеток.

В риторике память была определена еще в античности, как часть (канон) риторической разработки речи. Состав канонов на протяжении веков не претерпел существенных изменений. Всего различают пять канонов (этапов риторического действия):

) нахождение или изобретение материала речи или текста (inventio);

) расположение, или композиция, материала (dispositio);

) словесное выражение, или дикция (elocutio);

) память, запоминание (memoria);

) исполнение, произнесение (actio).

Память (memoria) - способность воспроизводить прошлое - считалась у древних одной из составных частей благоразумия. Риторика заключала в себе искусство запоминания истины. Однако память обременена не только сохранением и воспроизводством "истины", но ее духовным измерением и осмыслением. В запоминании проявляются многообразные способности говорящего: воображение, внимание, сосредоточенность, умение концентрироваться, отбирать, систематизировать, удерживать и воспроизводить идеи.

Изучение памяти началось давно, когда человек стал смутно догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. Первую развернутую концепцию памяти дал Аристотель в трактате "О памяти и воспоминании". Согласно Аристотелю, память свойственна и человеку, и животному, воспоминания же - только человеку. Память есть "как бы своеобразное отыскивание образов" и "бывает только у тех, кто способен размышлять, делать вывод, что прежде он уже видел, слышал или испытывал нечто подобное".

Одной из первых психологических теорий, возникшей в XVII веке, была ассоциативная. В ее основе лежит понятие об ассоциации, как связи между отдельными психическими феноменами и явлениями внешнего мира. Представителями данного научного направления были Д. Юм, У. Джемс, Г. Спенсер и др. Так, запоминание рассматривалось ими как образование ассоциаций, а их воспроизведение - как использование уже имеющихся. Многократное повторение одних и тех же процессов во времени было особым условием для образования ассоциаций. Однако, данная теория имела ряд несовершенств.

На смену ассоциативной теории пришла гештальт-теория. Исходным понятием была уже не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная, целостная организация - гештальт. Исследуя память, сторонники данной теории предполагали, что как при запоминании, так и при воспроизведении материал выступает в виде целостной структуры, а не сложившегося случайного набора элементов. Следует отметить, что, несмотря на определенные успехи и достижения, гештальтпсихология не смогла дать обоснованный ответ на самые важные вопросы исследования памяти, а именно на вопрос о ее происхождении.

В начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Представители этой теории утверждали, что процесс запоминания находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей. Наиболее яркими представителями данного направления были А. Бине и К. Бюлер, доказавшие, что на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала.

Современная риторика, рассматривая процессы памяти, опирается на фундаментальные исследования физиологов, психологов, нейро- и психолингвистов (П.К. Анохина, П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.И. Жинкина, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева и др.), посвященные изучению деятельности мозга, физиологических основ памяти, процессов кодирования языка и декодирования речи, описанию видов памяти, процессов взаимодействия оперативной и долговременной памяти и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: