ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОТКАЗА ОТ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ВАКЦИНАЦИИ ОТ КОВИД
ДЕТАЛЬНАЯ ИНСТРУКЦИЯ С ОБРАЗЦАМИ ЗАЯВЛЕНИЙ В КОНЦЕ.
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
Детальная инструкция в конце. Внимательно дочитайте до конца!
Частью 3 статьи 37 Конституции РФ гарантированы права каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно абз. 6 ст. 21 ТК РФ «Работник имеет право на: полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда...».
Статьей 76 ТК РФ предусмотрено, что «Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:
-....
- не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;
- по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
|
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
То есть если работник отстранен не по своей вине, то заработная плата должна начисляться.
Таким образом, ТК РФ ничем не поможет и не защитит работников именно по причине положения этого закона, выделенного курсивом. Однако работник в любом случае вправе ссылаться на наличие у него конституционной гарантии безопасности труда, поскольку понуждение работника к вакцинации от коронавируса, учитывая отсутствие безусловных доказательств безопасности вакцины, нарушает эту гарантию, подвергает риску существенного ухудшения здоровья, может причинить вред любой степени тяжести в виде поствакцинальных осложнений.
Рассмотрим специфику трудовых обязанностей именно педагогов
Часть 9 статьи 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" обязует педагогов проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
|
Обязанности вакцинироваться не предусмотрено данным положением закона не предусмотрено.
ВЫВОД: нарушенные трудовые права педагоги могут восстановить только через суд, однако суд, в данном случае вряд ли будет придерживаться указанным принципом иерархии законов и применять положения Конституции РФ в ущерб обязанию вакцинироваться. Суды подчинятся распорядительным указаниям органов власти.
Тогда попробуем защититься медицинскими правами
В соответствии с ч.1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" «Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:
- …
- получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;
- выбор медицинской организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего медицинскую деятельность,
- отказ от профилактических прививок.
В соответствии с частью 2 настоящей статьи отсутствие профилактических прививок влечет: отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
То есть отстранить от работы действительно возможно на основании ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
|
Пунктом 12 «Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 825) предусмотрено обязательное проведение профилактических прививок для работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Однако перед вакцинацией требуется взять у гражданина информированное согласие на медицинское вмешательство.
Часть 1 статьи 41 Конституции РФ регламентирует, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Частью 1 ст. 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ предусмотрено, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Согласно п.5 Приказа Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н (ред. от 17.07.2019) "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2013 N 28924) «Перед оформлением информированного добровольного согласия лечащим врачом либо иным медицинским работником гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, предоставляется в доступной для него форме полная информация о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, о последствиях этих медицинских вмешательств, в том числе о вероятности развития осложнений, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи».
В силу п.5 ст.19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Пациент имеет право на получение консультаций врачей-специалистов; получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья».
Согласно ст.23 настоящего закона «Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние...».
Что касается «прививок от гриппа на всякий случай», то ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации», а не директор организации по мотиву «на всякий случай».
Кроме того, частью 3 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ статьи 11 предусмотрено, что профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний.