Организация педагогического коллектива по разработке и реализации
Основной образовательной программы
Заместитель директора Нестерова О.А.
Основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования разрабатываются проблемно-исследовательскими группами педагогического коллектива МОУ «ШКОЛА № 102 Г. ДОНЕЦКА» в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования на основе Примерных основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, с учетом Программы развития МОУ «ШКОЛА № 102 Г. ДОНЕЦКА».
Главная задача данного программного документа – помочь педагогам организовать образовательный процесс в соответствии с требованиями Закона
«Об образовании» Донецкой Народной Республики (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики № I-233П-НС от 19.06.2015), Государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 27.07.2018 №670) в условиях реализации Концепций:
· Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015г. № 322;
· Концепция «Филологическое образование: русистика», утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.02.2016 №143;
· Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016г. № 843;
|
· Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2017г. № 832;
· Концепция развития математического образования, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 10.04.2018г. №315;
· Концепция исторического развития Донбасса, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.04.2018г. № 317
· Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310.
· Концепция развития инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.04.2018 г. № 318.
ООП определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.
К разработке Рабочей основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования привлекаются органы самоуправления МОУ «ШКОЛА № 102 Г. ДОНЕЦКА».
Содержание Рабочих основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, отражает требования ГОС НОО и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
|
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
· программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
· рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
· программу воспитания, развития и социализации обучающихся;
· программу коррекционной работы (при необходимости).
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации основной образовательной программы. Организационный раздел включает:
· рабочий учебный план начального общего образования;
· план внеурочной деятельности начального общего образования;
|
· календарный учебный график;
· систему условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ГОС НОО, ООО и СОО.
Образовательная организация, реализующая Рабочую основную образовательную программу начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, обязана обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений:
· с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в МОУ «ШКОЛА № 102 Г. ДОНЕЦКА»;
· с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми Рабочей основной образовательной программы, могут закрепляться в заключенном между ними и образовательной организацией договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
Необходимо помнить, чтообразовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.
При разработке Программ учитываются:
- право учреждения на выбор УМК;
- особенности МОУ и ее возможности по реализации в образовательном процессе фундаментального ядра содержания программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;
- условия реализации принципа преемственности на ступенях дошкольного и начального, начального и основного, основного и среднего образования;
Прежде всего, Стандарт устанавливает требования: к результатам освоения основной образовательной программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования; к структуре Образовательной программы, к условиям реализации Образовательной программы (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям).
Остановимся на основных компонентах Структуры образовательной программы…
Образовательная программа содержит обязательную часть (80%) и часть, формируемую участниками образовательного процесса (20% от общего объема Примерной программы).
Вследствие этого, при ее создании необходимо:
- осуществить коррекцию Примернойпрограммы, учитывая особенности и возможности МОУ по реализации фундаментального ядра содержания начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;
- показать специфику образовательного учреждения (по Стандарту программа должна учитывать тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников, при этом соотношение 80% - 20% предлагается использовать для каждого раздела этого документа).
В соответствии со Стандартом планируемые результаты освоения Образовательной программы (второй раздел проектируемого документа) должны: обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения Образовательной программы; являться основой для ее разработки; выступать содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися Образовательной программы.
Внеурочная деятельность как часть учебного плана организуется по направлениям:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.
Проектирование программы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования включает в себя…
Механизмы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования должны быть прописаны авторским коллективом МОУ:
- по учебным предметам и конкретным темам;
- по личностным, метапредметным и коммуникативным УУД
В требованиях Стандарта обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности общества.
Программа должна обеспечивать:
- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
- формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую специфику;
- формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программыначального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.
Программа коррекционной работы создается совместно с педагогами-психологами, логопедами, дефектологами, медицинскими работниками, учителями физкультуры для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа может включать в себя 5 модулей:
- концептуальный
- диагностико-консультативный
- коррекционно-развивающий
- лечебно-профилактический
- социально-педагогический
После завершения проектирования Образовательной программы целесообразно:
- провести внутреннюю экспертизу документа;
- обсудить и утвердить образовательную программу на педагогическом совете МОУ;
Таким образом, при создании образовательной программы необходимо:
- осуществить коррекцию Примерной программы (с учетом возможностей и особенностей МОУ)
- показать специфику образовательного учреждения.
Проект решения:
1. Разработать и утвердить на педагогическом совете Основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования
Ответственные заместители директора Нестерова О.А., Соболева М.Л.,
Сапрыкина Ю.Б.
Срок: апрель 2020 года
2. Провести внутреннюю экспертизу Основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.
Ответственные заместители директора Нестерова О.А., Соболева М.Л.,
Сапрыкина Ю.Б.
Срок: апрель-август 2020 года
3. Обеспечить участие каждого педагога в работе проблемно-исследовательских групп по разработке Основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.
Ответственная заместитель директора
Нестерова О.А
Срок: 2019 2020 учебный год