ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ




ОДЕВАЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ
Нарисованы: кукла в платье, один ботинок, носочек, лента в волосах (один хвостик).
Задания: находим другой парный ботинок, носочек, вторую ленту.
Игра с двухместной матрешкой: закрепить понятия «верх — низ», сформировать представления о соотношении целого и его частей, умение сопоставлять детали по размерам.

КУПАЕМ ЗАЙКУ
Нарисован: зайка в ванне.
Находим: мыло на полочке под зеркалом, полотенце на крючке, шампунь в шкафу, игрушку на полу.
Беспорядок: мыло на полу в луже, полотенце в шкафу, шампунь разлился на пол, игрушка — на полке под зеркалом.
Набор для игр с водой: тренировать различные способы использо­вания черпачков и мисочек — зачерпывать, обливать, переливать жидкость из одной емкости в другую, вылавливать предметы из воды.

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
Нарисованы: целые пузыри и половинки больших и маленьких мыльных пузырей.
Ищем: половинки нужного размера.
Показываем: все большие пузыри, затем все маленькие.
Мыльные пузыри: демонстрировать длительный выдох, учить ре­бенка дифференцировать короткий и длительный выдохи, трениро­вать с ним результативное дутье — выдувать мыльные пузыри.

УЧИМСЯ ДУТЬ ВМЕСТЕ
Показываем: дерево с желтыми листьями сгибается под ветром, листья летят — дерево без листьев.
Дидактическая игра «Осенние листья»: демонстрировать длитель­ный выдох, учить ребенка дифференцировать короткий и длительный выдохи, тренировать с ним результативное дутье — сдувание листьев с ладони (сдуть один лист, два листика, три листика, много листьев).

ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА
Нарисованы: мальчик и девочка; мальчик в зеленой куртке, а девочка — в красном пальто. У мальчика надет один ботинок, шарф и одна варежка, у девочки — один сапог, шарф и одна перчатка.
Найти на полке для одежды: вторую варежку и перчатку, на полке для обуви — второй сапог и ботинок.

Показать: парные предметы одежды на полностью одетых маль­чике и девочке: вот ботинок — где его пара?
Дидактическая игра «Одеваем куклу на прогулку»: выделить все парные предметы одежды в гардеробе куклы.

ГОТОВИМ УГОЩЕНЬЕ ДЛЯ ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ
Нарисованы: косточка, внизу 3 косточки (поменьше, такая же и большая).
Задание: найди такую же косточку для собаки. Миска с молоком: внизу 3 миски (такая же, больше, самая боль­шая).
Задание: найди такую же миску для кота.
Морковь: внизу 3 моркови (маленькая, больше, такая же).
Задание: найди такую же морковку для зайца.
Игра с формочками-вкладышами:развивать практическое умение сопоставлять разные размеры формочек (вложить меньшую в боль­шую, поставить меньшую на большую).

ПОМОГАЕМ МАМЕ
Нарисованы: мама и папа, в середине листа — несколько предме­тов их одежды (свитер, блуза...).
Показать: где папины вещи, а где мамины.
Показать: парные вещи на каждом человеке.
Игра с трехместной матрешкой: упражняться в различии кон­трастных величин, в составлении целого из двух частей (с учетом различных размеров и форм частей матрешки).

СНЕГ И ВОДА
Рисунок: большая сосулька свисает с края крыши, тающая со­сулька, лужица воды.
Набор для игры с водой: показать ребенку, что одинаковый объем воды можно налить в различные по форме стеклянные емкости, познакомить с понятиями «пустой — полный».

ЯБЛОКО И АПЕЛЬСИН
Сложить: половинки красного яблока. Сложить: половинки зеленого яблока.
Игра с формочками от киндер-сюрпизов: закрепить с ребенком выполнение целенаправленных действий (открыть, закрыть, вкла­дывать, доставать сюрприз), учить сопоставлять части и целое.

ДОМ И ЕГО ЧАСТИ
Что забыл нарисовать художник? Дом и дом без крыши. Дом и дом без двери. Дом и дом без окна.
Дидактическая игра «Постройка домика для петушка» *: постро­ить дом для игрушки из больших кубов.

СЕМЬЯ
Мама помыла посуду. Помоги маме найти и поставить на полку парные чашки и блюдца.
Набор для игр с водой: показать ребенку, что в различных емко­стях может находиться одинаковый объем воды, закреплять поня­тия «пустой — полный».

ГДЕ ЖИВУТ ЖИВОТНЫЕ
Зимой все спрятались в свои норки, одни хвосты торчат. Найди, кто здесь спрятался. Медведь. Лиса. Мышь.
Дидактическая игра «Постройка домика для мышки и мишки»: построить дом для двух игрушек из маленьких и больших кубов.

ДЕТЕНЫШИ
Найди маму!
Цыпленок в центре: внизу — курица, утка, гусыня.
Утенок в центре: внизу — курица, утка, гусыня.
Поросенок в центре: внизу — свинья, корова, лошадь.
Теленок в центре: внизу — свинья, корова, лошадь.
Строительный материал: построить загородку из кирпичиков (в центре — любая сюжетная игрушка домашнего животного или птицы).

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
Покажи всех детишек.
Все дети. (Котята, медвежата, зайчата.)
Зайчиха: где ее дети? Сколько детей у зайчихи? (Один, много.)
Подробное описание игры см.: Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. СЛ. Новоселовой, М., 1985. С. 74.
Медведица: где ее дети? Сколько детей у медведицы? (Много.)
Кошка: где котята? Сколько котят у кошки? (Много.)
Строительный материал: построить мостик, чтобы животные могли ходить через речку в гости (выбор строительных блоков для моста нужной длины).

ЕДЕМ В ГОСТИ
Покажи: паровоз, первый вагон, последний вагон.
Кто едет в первом вагоне? (Мальчик.) Кто едет в последнем вагоне? (Никто).
Тот же поезд едет в обратном направлении.
Покажи: паровоз, первый вагон, последний вагон.
Кто едет в первом вагоне? (Никто.) Кто едет в последнем ваго­не? (Мальчик.)
Игра в поезд с вагончиками (едет, меняет направление).
Дидактическая игра «Едет поезд с вагончиками »: научить детей менять расположение паровоза относительно вагончиков при езде поезда в противоположных направлениях (вперед — назад).

ДЕЛАЕМ КОРМУШКУ ДЛЯ ПТИЦ
Покажи, где сидит одна птичка (на ветке), а где сидит много птичек (в кормушке). Корма много или мало?
Птички склевали корм и улетели. Сколько птичек в кормушке? (Ни одной.) Сколько корма осталось в кормушке? (Корма нет.)
Игра с формочками-вкладышами: выбрать мисочку для корма птиц контрастного размера (для голубя и воробышка).

МАСЛЕНИЦА
Чучело горит — чучело сгорело. Что случилось с чучелом, поче­му его больше нет?
Снежная баба — снежная баба растаяла. Что случилось со снеж­ной бабой?
Игра с тестом «Сделаем блины» *: научить ребенка делать блин­чики из теста (хлопать ладошкой по шарику из теста), выложить на игрушечную посуду по одному блину каждому гостю.

ЗВЕНЯТ РУЧЬИ
Дети собирают воду из ручья в ведерки. У мальчика большое ведро, а у девочки маленькое.
В какое ведро воды можно налить больше — в большое или маленькое?
Набор для игр с водой: научить практическому навыку установле­ния отношений «меньше — больше».

ВЕСЕННИЙ ЛЕС
Где показалось больше травы: на полянке или под деревом? Что больше:
— дерево или кустик;
— дерево или травинка;
— травинка или кустик.
Покажи, где больше травинок и кустиков?
Дидактическая игра «Ставим букет в вазу »: научить практиче­скому навыку выбора вазы для веточек (мимозы, багульника) раз­ной длины (большая и маленькая).

ИЩЕМ ПОДСНЕЖНИКИ В ЛЕСУ
Где подснежников меньше, а где больше?
Сравни три цветка-подснежника: большой, поменьше, самый маленький.
Дидактическая игра «Наливаем воду в вазу »: учить переливать воду из одного сосуда в другой (из лейки в вазу), демонстрируя на практике сохранение количества вещества.

ПТИЦЫПРИЛЕТЕЛИ
Покажи на дереве, на какой из веток сидит одна птица.
А где сидят две птицы?
Покажи, где больше всего сидит птиц?
Дидактическая игра «Напои птиц»: научить практическому на­выку подбора каждой птичке собственной мисочки для воды, пере­ливанию воды из одной емкости в несколько разных емкостей.

ДОЖДЬ В ГОРОДЕ
Парные предметы одежды.
Сколько зонтиков? (Один.)
Сколько туч на небе? (Две.)
Сколько детей у мамы? (Два ребенка.)
Сколько у мамы дочек? (Одна.)
У мамы один сын или два сына? (Один.)
Дидактическая игра «Найди вторую ленточку » *: научить практи­ческому навыку правильного подбора одинаковых ленточек (по цвету и длине).
Мальчику лучше предложить вариант игры «Найди второй шнурок».

ПРОГУЛКА В ПАРК
Сколько детей гуляет в парке? (Много.) Какой ребенок самый маленький? (В коляске.) Покажи всех мальчиков. Покажи всех девочек.
Сколько мальчиков катается на велосипеде? (Трое.) Сколько девочек катается на качелях? (Две.) Покажи всех детей в песочнице. Покажи всех мальчиков в песочнице. Покажи всех девочек в песочнице.
Дидактическая игра «Найди потерянную пуговицу»: научить прак­тическому навыку выбора из похожих пуговиц двух одинаковых.

ГОРЯЧО — ХОЛОДНО

Две дорожки, каждая ведет к своему деревцу, под которым рас­тет гриб (под одним деревом — большой, под другим — маленький). Обе дорожки приведут зайку к деревьям.
Третья дорожка ведет к озеру (зайка не умеет плавать, может утонуть в воде).
Показать дорожку к большому грибу, к маленькому грибку.
Дидактическая игра «Под каждой елочкой растет грибок»: на­учить практическому навыку установления отношения «поровну» при сравнении двух множеств.

ЧТО ДЕЛАЮТ ЗВЕРИ И ПТИЦЫВЕСНОЙ?
Медведица вышла на прогулку с двумя медвежатами. Сколько медвежат?
Птичка снесла одно яйцо. Сколько птенчиков у нее появится?
Эта птичка снесла три яйца. Сколько птенчиков у нее появится?
Дидактическая игра «Сколько птичек вылупится из яиц » (с ис­пользованием формочек от киндер-сюрпризов): научить практиче­скому навыку устанавливать отношения «поровну» при сравнении двух множеств.

ВОЛШЕБНОЕ ДЕРЕВО: ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНИЕ
Каждый ребенок держит в руке одну цветную ленточку — найди мешочек, завязанный такой же ленточкой. Почему один мальчик не смог найти свой подарок? (Он потерял ленточку.) Покажи, какой подарок ему достанется.
Дидактическая игра «Найди лишний подарок»: научить ребенка устанавливать отношения «больше — меньше» при сравнении двух множеств.

ПОЧТА ОТ ДРУЗЕЙ
Угадай, чье это письмо. Мишки, мышки, зайки?
Конверт с маркой «морковка».
Конверт с «бочонком меда».
Конверт без марки.
На чьем конверте не хватает марки?
Дидактическая игра «Найди пустой конверт» (остальные конверты с открытками): обучить ребенка устанавливать отношения «больше — меньше» при сравнении двух множеств, помочь усвоить понятия «пу­сто», «пустой».

ВЕСЕННИЕ РАБОТЫВ САДУ
Сколько детей работает в саду? Сколько девочек работает в саду?
У каждой девочки в руках лейка. Сколько леек у всех девочек?
Один мальчик копает лопатой. Сколько лопат у всех ребят?
Двое мальчиков пилят дерево пилой. Сколько пил у всех ребят?
Один мальчик забивает молотком гвоздь — он делает сквореч­ник. Сколько молотков у всех ребят?
Есть ли пилы и молотки у девочек? Сколько леек в руках у мальчиков?
Набор для работы с песком: научить устанавливать отношения «больше — меньше», «поровну» при лепке куличиков из песка с использованием одинаковых ведерок и ведерок разного размера, закрепить понятия «пустой — полный».

В ДОБРЫЙ ПУТЬ
Сколько машин едет по дороге? (Четыре.) Сколько вагонов у поезда? (Двенадцать.) Сколько паровозов у поезда? (Один.) Сколько самолетов летает по небу? (Один.) Сколько лодочек плавает по реке? (Две.)
Дидактическая игра «Транспорт»: научить передвигать транспорт­ные средства (машинки, поезд, самолет, лодочку) в нужном на­правлении, учитывая их основные ходовые качества (летает, плава­ет, ездит по дороге, ездит везде) и скорость передвижения (быст­ро, медленно).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: