Обряд «Посажение на коня»




ПАСПОРТ ОБРЯДА

Обряд приобщения к казачьему роду: Цель данного действа состоит в своеобразной казачьей инициации - мальчик уже не просто ребенок, он казак, наследник и продолжатель славных традиций предков (в том числе, и воинских), будущий защитник.

Обряд записан в станице Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края в сентябре 2020 года со слов:

ü Усачев Алексей Владимирович 22.10.1958 года рождения, место рождения: станица Беломечетская, образование среднее, потомственный казак, атаман станичного казачьего войска

ü Черкасова (в девичестве Остроухова) Любовь Михайловна 23.06.1945 года рождения, место рождения: хутор Широкий (окрестности ст. Беломечетской, ныне не существует), потомственная казачка, образование среднее специальное (Школа механизации), работала трактористом, комбайнером, пенсионерка

Хронологические рамки бытования: вторая половина XIX века - 1917 годы.

Территориальное распространение: бытовал у казаков-хопёрцев переселенцев из станицы Донской Азово - Моздокской оборонительной линии.

 

Черкасова Л.М.:

Издревле у казаков существует обычай «посажения на коня» (посвящения в казаки), символизировавший принятие ребёнка в казачью общину.

Обычно этот обряд совершался, когда мальчику исполнялся год, или когда прорезывался первый зуб. В этот же день казачонку крёстный «подрезал чуб» – срезал прядку волос, которая на протяжении всей жизни казака хранилась за иконой и потом клалась в гроб.

Были времена, когда после признания казачьим обществом в мальчике будущего воина – казака, власти наделяли его землёй, чем пользовались родители и проводили обряд посажения на коня даже и до года – «лишь бы в седле удержался».

Другие делали акцент именно на достижении мальчиком 3-х лет и называли этот важный для ребенка праздник по-простому - «день штанов». Всё дело в том, что лет до трёх мальчик бегал в рубахе, а штаны были положены уже только тому, кто в седле удержался и признан был казаками.

Усачев А. В.:

Сейчас этот обряд проводится, когда ребенку исполняется 5 – 6 лет. Как правило, мальчику помогает сесть на коня отец, дядя или крёстный. Шашка одевается на мальчика, как при службе. Конь и посажённый на него проходят три круга перед казаками и обществом. В присутствии атамана, мать снимает шашку с сына и передает ему: «Возьми атаман, послужи, а казаку нужно еще подрасти».

 

Содержание обряда:

Церемония «посажения на коня» проводилась рядом с Храмом или на специально оборудованной площадке. Крестный сажал казачонка верхом на коня, которого держал под уздцы отец. Взрослые казаки – родственники со стороны отца и матери – помогали держать коня и страховали малыша. Коня обводили вокруг Храма или плаца.

Священник, окормляющий казачье общество, или старейший в роду в это время читал молитву небесному заступнику казачонка. Присутствующие — атаман казачьего общества, атаманское правление, старики и гости-казаки – смотрели, как он будет себя вести, и по приметам старались угадать судьбу будущего воина: схватится за гриву – будет жив; заплачет, повалится с коня – быть убитому.

Затем отец брал сына на руки, а крёстный надевал на них обоих портупею с дедовской шашкой так, чтобы издали казалось: идет казак при шашке. И таким образом они вместе с крестным еще раз обходили вокруг Храма или плаца.

Подойдя к женщинам — матери, крестной, сестрам и другим родственницам — крёстный говорил: «Казака принимайте! Да за ним доглядайте! Чтоб был не квёлый, до всякой работы скорый, чтоб Богу молился да шашке учился! Чтоб малых не забижал, старших уважал, а к родителям был почтительный!». Все присутствующие кланялись матери, поздравляя ее с казаком, и шли в Храм, где окормляющий казачье общество священник служил благодарственный молебен, на котором провозглашается многолетие новому казаку, всем казакам России, казакам вышестоящего и данного казачьего общества. По согласованию со священником, молебен мог быть отслужен не в Храме, а на месте проведения церемонии.

 

 

 

Источники и литература:

1. Усачев Алексей Владимирович 22.10.1958 года рождения, место рождения: станица Беломечетская, образование среднее, потомственный казак, атаман станичного казачьего войска

2. Черкасова Любовь Михайловна, 23 июня 1945 года рождения, место рождения: хутор Широкий (окрестности ст. Беломечетской, ныне не существует), потомственная казачка, образование среднее специальное (Школа механизации), работала трактористом, комбайнером, пенсионерка.

Черкасова Л.М. (слева) и Дорошенко Анастасия (8 кл)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: