Конкретизация эквивалентов




Акт коммуникации

Для описания акта коммуникации следует ответить на следу­ющие вопросы:

Кто'?

Что говорит?

По какому каналу?

Кому?

С каким эффектом?

В ходе научного изучения процесса коммуникации акцент делается на одном из перечисленных вопросов. Исследователи, изучающие составляющую "Кто", т.е. коммуникатора, уделяют основное внимание факторам, инициирующим и направляющим акт коммуникации. Мы называем эту отрасль исследований ана­лизом контроля. Специалисты, изучающие вопрос о том, "что говорится" включены в т.н. контент-анализ. Исследования спе­цифики радио, прессы, кинематографа и других каналов комму­никации, составляют предмет медиа анализа. В тех случаях, когда в фокусе внимания исследователей оказываются индивиды, ох­ваченные средствами массовой коммуникации, мы говорим об анализе аудитории. При обсуждении вопроса влияния на аудито­рию центральной является проблема анализа эффектов.

Насколько подобное деление является необходимым, зави­сит от конкретных научных и управленческих целей, стоящих пе­ред исследователем. <...>

Структура и функция

Переходя к более детальному обсуждению, сделаем следую­щее уточнение. В меньшей степени нас интересуют отдельные


212 Lasswell, H.D. 'The structure and function of communication in society" in Bryson, (ed.) The Communication of Ideas. N. Y.: Harper and Brothers. 1948.



Хрестоматия по курсу


Структура и функции коммуникации в обществе



 


       
   
 
 

 


составляющие акта коммуникации. Предметом анализа будет акт коммуникации как таковой, в его отношении к целостному соци­альному процессу. Любой процесс может быть изучен в двух аспектах, а именно, структурном и функциональном. В данном случае анализ коммуникации будет связан со специфическими реализациями ряда функций. Эти функции могут определены как 1) наблюдение или надзор за окружающей обстановкой; 2) обеспечение взаимосвязи частей общества в соответствии с из­менениями среды; 3) передача социального наследия или опыта от одного поколения к другому.


входной импульс окажется слишком слабым для его восприятия и последующей трансляции. В высших центрах отдельные пото­ки модифицируют друг друга, производя результаты, во многом отличные от возможных результатов самостоятельного движе­ния каждого из них. Любой передающей станции не свойственна как полная проводимость, так и ее полное отсутствие. Аналогич­ные категории могут быть использованы для анализа происходя­щего между членами сообщества животных.

 


 


Биологические эквиваленты

 

Рискуя использовать ложные аналогии, мы, тем не менее, будем рассматривать жизнь общества в определенном ракурсе. ч А именно — какую роль играет коммуникация на каждом уров-■ не жизни общества в целом. Жизнеспособные совокупности, как относительно изолированные, так и объединенные в группы, обладают специфическими возможностями приема стимулов от окружающей среды. Те и другие стараются поддерживать внут­реннее равновесие и реагировать на изменения среды в направ­лении поддержания этого равновесия. Процесс реакции связан с поиском решений, приводящих части целого к гармоническому состоянию. У многоклеточных животных имеются специальные группы клеток, ориентированных на выполнение функций вне­шних контактов и внутренних связей. <..:>

Часто отдельные члены в сообществах животных выполняют специфические роли наблюдения за внешней средой. Некоторые из них действуют как "часовые", находящиеся в стороне от стада или стаи и поднимают тревогу в случае появления волнующих их изменений окружающей обстановки. Достаточно рева, кудахта­нья или пронзительного визга "часового" для приведения стада в движение. При этом одной из специфических сторон деятельно­сти "лидеров1' является принуждение "последователей" к при­способлению к обстоятельствам, о которых возвестили часовые. Внутри отдельного, сложного организма входящие нервные импульсы, равно как и исходящие импульсы передаются посред­ством нервных волокон. Критическим процесс передачи может стать на транслирующей станции. Это произойдет в случае, если


Конкретизация эквивалентов

При более детальном исследовании становится ясно, что процессы коммуникации в человеческом обществе имеют мно­го аналогов, наблюдающихся в физических организмах, в част­ности, в сообществах животных. Например, дипломаты государ­ства находятся во многих странах мира и посылают информацию в несколько пунктов ее сбора. Очевидно, что эта входящая ин­формация, направляемая от многих к нескольким подвергается здесь взаимному сопоставлению и анализу. Обработанная та­ким образом информация распространяется затем "веерообраз­но" от нескольких ко многим — подобно тому как министр ино­странных дел выступает перед публикой, статья попадает на страницы прессы или фильмы новостей распространяются по кинотеатрам. В данном случае линии связи, идущие от внешней среды государства, являются функциональным эквивалентом центростремительных каналов, передающих нервные импульсы к центральной нервной системе отдельного животного. То же относится к средствам передачи сигнала тревоги в стае.

Центральная нервная система организма является только частью, включенной в целостный поток центростремитель­ных — центробежных импульсов. Существуют автоматические системы, которые могут влиять друг на друга без подключения "высших" центров. Стабильность внутреннего состояния под­держивается посредством вегетативных или автономных эле­ментов нервной системы. Точно также, большинство сообще­ний, циркулирующих в любом государстве, не являются охваченными центральными каналами коммуникации. Они про­исходят в семье, среди соседей, в магазинах и других локальных


контекстах. Аналогично происходит большинство образователь­ных процессов.

Следующая группа важных эквивалентов касается коммуни­кационных цепей. В зависимости от типа связи между коммуни­катором и аудиторией цепи могут быть одно- либо двухсторон­ними. Двухсторонняя коммуникация наблюдается в том случае, когда передающие и приемные функции выполняются с равной частотой двумя или несколькими индивидами. Беседу можно рассматривать как пример двухсторонней коммуникации. Для современных средств массовой коммуникации характерна су­щественная роль тех, кто контролирует печатное производство, передающее оборудование и т.п. формы. Вместе с тем, аудито­рии свойственна "обратная реакция", которая обычно происхо­дит с некоторой задержкой. В этой связи многие "контролеры" массовой коммуникации используют сейчас научные выбороч­ные методы для отслеживания реакции на свою деятельность.

Цепи двухсторонних контактов особенно очевидны среди больших метрополий, политических и культурных центров мира. Например, Нью-Йорк, Москва, Лондон и Париж осуществляют интенсивные двухсторонние контакты, даже в том случае, когда объем контактов резко сократился (как между Москвой и Нью-Йорком). Даже мало значимые города приобретают значение мировых центров в случае приобретения ими статуса столиц (Кан­берра в Австралии, Анкара в Турции, Округ Колумбия в США). Такой культурный центр как Ватикан находится в интенсивных двухсторонних отношениях с лидирующими центрами по всему миру. Даже такой специфический центр как Голливуд, несмотря на преобладание распространяемых им материалов, получает огромное количество сообщений.

Следующее уточнение касается контроля сообщений и цент­ров управления потоками сообщений. Центр сообщений в ог­ромном здании Пентагона в Вашингтоне имеет своей задачей не более чем передачу входящих сообщений адресатам. Эта роль распространителя книжной продукции, диспетчера, радиоинже­нера и других технических служащих, связанных с процессом распространения массовой информации. Последние кардиналь­но отличается от деятельности тех, кто влияет на содержание со­общений, кто выполняет функции редакторов, цензоров, пропа­гандистов. Говоря о роли специалистов в целом, мы будем


 

 

 

подразделять их на манипуляторов (контролеров) и управленцев. Первые обычно работают над содержанием сообщений, вторые такой деятельностью не занимаются.

 

Потребности и ценности

Как было показано выше, существуют ряд функциональ­ных и структурных аналогий между коммуникацией в челове­ческих обществах и животном мире. Однако это не означает, что для успешного изучения процессов коммуникации <...> могут использоваться методы адекватные для анализа живот­ных или отдельных физических организмов. Из опыта сравни­тельной психологии известно, что когда мы описываем в каче­стве стимулов какую-либо часть окружения крысы, кошки иди обезьяны (т.е. ту часть среды, которая оказалась в сфере внима­ния животного) мы не можем непосредственно задавать воп­росы нашему объекту. Необходимо использовать другие сред­ства для анализа их восприятия. В случае, когда объектом анализа являются человеческие существа, становится возмож­ным использовать интервьюирование. (Однако не следует вос­принимать это слишком однозначно. Иногда приходится пред­полагать обратное тому, о чем человек сообщил в качестве своего намерения. В этом случае мы полагаемся на другие ин­дикаторы, как вербальные, так и невербальные.)

При изучении живых существ целесообразно рассматривать то, как они видоизменяют среду в процессе реализации потреб­ностей и, соответственно, поддерживают постоянным состояние внутреннего равновесия. Удовлетворение потребностей в еде, половых потребностей, и другие виды активности, включающие контакт с окружающей средой, могут быть изучены на базе срав­нений. Поскольку человеческим существам свойственно прояв­лять речевые реакции, то мы можем исследовать значительно больше связей и отношений, чем при изучении нечеловеческих сообществ213. Используя данные, представленные в речевом виде.

При скурпулезной работе, речевые события могут быть описаны также высоконадежно и валидно, как и многие неречевые события, которые значительно чаще используются в качестве данных в науч­ных исследованиях.


 

мы можем изучать человеческое общество в терминах ценнос­тей. В категориальном плане ценности идентифицируют объек­ты удовлетворения или вознаграждения. В Америке, например, не нужно использовать сложные исследовательские процедуры для показа того, что власть и уважение относятся к ценностям. Это может быть продемонстрировано, например, при прослу­шивании торжественного заявления, при рассмотрении многих других общественных проявлений.

В принципе возможно установление перечня ценностей рас- пространенных в исследуемой группе. Затем мы можем опреде­лить значимость ценностей для членов группы и расположить их в соответствии с этим порядком. Без колебаний можно утверждать, что в условиях индустриальной цивилизации власть, благосостоя­ние, уважение, просвещение относятся к ценностям. Этот пере­чень, хотя и неполный, позволяет отчасти описать социальную структуру в большинстве стран мира. Поскольку ценности рас­пределены не равномерно, то социальная структура отражает от­носительно высокую концентрацию власти, богатств и прочих ценностей в руках немногих. В некоторых случаях такая неравно­мерность передается от поколения к поколению. При этом фор­мируются касты, а не мобильное в социальном плане общество.

В каждом обществе ценности организованы и распределены в соответствии с более или менее четкими структурными уста­новлениям (институтами). Институты предполагают коммуника­цию, которая направлена на поддержание сообщества как тако­вого. К коммуникации в данном случае относится идеология, причем в контексте власти идеологию подразделяют на полити­ческую доктрину, политическую формулу и миранду214. Приме­нительно к Соединенным Штатам это может быть проиллюстри­ровано доктриной индивидуализма; пунктами Конституции, представляющими собой формулу; а также церемониями, ле­гендами и мифами общественной жизни, относящимися к ми-ранде. Идеология транслируется подрастающему поколению через такие специфические образования как семья и школа.

214 Данный подход основывается на работах Ч.Э.Мерриама, Г.Моска, К.Мангейма. Систематическое изложение проблематики приведено в работе Lassweli H.D., Kaplan A. Power and Society. New Haven: Yale University Press. 1950.


Идеология является только частью мифов конкретного об­щества. Одновременно могут существовать контр-идеологии, направленные против доминирующих доктрины, формулы и миранды. Сейчас властные отношения в мировой политике на­ходятся под серьезным влиянием идеологического конфликта двух супердержав — Соединенных Штатов и России. Правящие элиты рассматривают друг друга как потенциальных противни­ков. Причем это происходит не только из-за представлений, что противоречия между интересами государств могут быть реше­ны посредством войны. Не менее актуально понимание, что ис­пользуя свою идеологии оппонент может влиять на нелояльные элементы внутри страны, ослабляя, тем самым, позиции правя­щего здесь класса.

Социальный конфликт и коммуникация

При определенных условиях, отдельные представители пра­вящей элиты, особенно встревоженные действиями других, по­лагаются на коммуникацию как средство сохранения власти. Поэтому одной из функций коммуникации является обеспече­ние информацией об активности и возможностях других элит. Опасность того, что каналы информации и знаний будут контро­лироваться другими, приводит к тенденции использования скры­того наблюдения. Поэтому шпионаж распространяется особен­но широко в мирное время. Более того, делаются попытки засекречивания "себя" с целью противодействия активности по­тенциального противника. Также коммуникация используется для установления контактов с аудиторией, находящейся за граница­ми другой державы. <...>

Правящие элиты весьма чувствительны к потенциальным угрозам, исходящим от их окружения внутри страны. Здесь по­мимо использования открытых источников информации исполь­зуются и секретные средства. Применяются меры предосторож­ности для сохранения в секрете как можно большего числа политических вопросов. При этом идеология элит утверждается, а контр-идеология подавляется.

Для обозначенных выше процессов могут быть проведены параллели с феноменами, наблюдающимися в животном мире. Специальные органы используются для наблюдения за возмож-


 

 

у

ностями или угрозами, исходящими от внешней среды. Сходство это включает также наблюдение за внутренней средой. Среди животных наблюдаются случаи, когда лидеры стада проводят яро­стные атаки, целью которых одновременно является как первое, так и второе. Поэтому тщательное наблюдение осуществляется и за внешней, и за внутренней средой. Хорошо известны способы, уменьшающие возможности наблюдения противника. К ним от­носится, например, изменение защитной окраски хамелеона. Однако здесь не различаются "секретные" и открытые способы, присущие человеческому обществу. <..'.>



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: