Перечень учебных изданий, дополнительной литературы, интернет-ресурсов,




ІI. Цели занятия.

Учебные.

Знать:

- предмет фармакологии и задачи, стоящие перед наукой;

- основные этапы развития фармакологии;

- источники получения лекарственных веществ;

- профессиональную терминологию: «лекарственное вещество», «лекарственное средство», «лекарственная форма», «лекарственный препарат»;

- принципы классификации и номенклатуру лекарственных средств;

- функции аптеки;

- понятие о списках лекарственных средств А и Б;

- правила хранения и учета лекарственных средств в отделениях стационаров.

Воспитательные цели:

- способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

- формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

- добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

- воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.

- расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.

Развивающие цели:

- cпособствовать развитию у студентов чувства профессиональной гордости, понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

- развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность, педантизм при заполнении медицинских документов; - развивать умение использовать полученные знания на других дисциплинах.

Способствовать формированию соответствующих ПК (2.1- 2.4, 2.6) и ОК (1, 8)

В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Изучение данной темы является базой, на которой будут формироваться следующие профессиональные компетенции, соответствующие основному виду профессиональной деятельности:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

VІ. Список литературы.

Перечень учебных изданий, дополнительной литературы, интернет-ресурсов,

Основные источники:

1. Федюкович Н. И. Фармакология: учебник [Текст] / Н. И. Федюкович, Э. Д. Рубан. - Изд. 10-е, испр. и доп. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013. – 700 с., с.

2. Крыжановский С.А. Фармакология. В 2 т.: учебник для студ. сред. проф. учебн.заведений/ С.А.Крыжановский. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 848 с., с.

3. Нековаль И.В., Казанюк Т.В. Фармакология – Киев, ВСВ «МЕДИЦИНА», 2011.- 520 стр., с.

Дополнительные источники:

1. Майский В. В. Фармакология с общей рецептурой:учеб. [Текст] / В. В. Майский, Р. Н. Аляутдин. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 238 с.

2. Харкевич Д. А. Фармакология с общей рецептурой: учебник [Текст] / Д. А. Харкевич. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 459 с.

3. Кузнецова Н. В. Клиническая фармакология: учеб. [Текст] / Н. В. Кузнецова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 271 с.

Интернет – ресурсы:

1. Интернет – портал взаимодействие лекарственных препаратов [Электронный ресурс] // https://www.pharmacological.ru/vzaimodejstvie_ls/

2. Интернет – портал энциклопедия лекарств [Электронный ресурс] //

https://www.rlsnet.ru.

3. Интернет – портал Категория: «Фармакология » | Интерактивный портал [Электронный ресурс] //https:// delfinet.ru/category/medicina/farmakologiya.

 

 

Приложение 1

План лекции

Вопрос1. Предмет и задачи фармакологии. Вопрос 2.Основные этапы развития фармакологии. Вопрос 3. Источники получения лекарственных веществ (сырьё растительного, животного, минерального, бактериального происхождения, синтез, метод биотехнологии). Вопрос 4. Понятие о лекарственных веществах, лекарственных препаратах, лекарственных формах. Вопрос 5.Принципы классификации лекарственных средств. Вопрос 6. Международное непатентованное наименование лекарственного средства (МНН), патентованное лекарственное средство. Вопрос 7. Основные сведения об аптеке. Вопрос 8. Понятие о списках лекарственных средств А и Б. Вопрос 9. Правила хранения и учета лекарственных средств в отделениях стационаров.

Вопрос 1. Предмет и задачи фармакологии.

Фармакология (греч. Pharmacon – лекарство, logos – учение) – наука о лекарственных средствах (ЛС), о взаимодействии лекарственных веществ с организмом экспериментальных животных, человека, а также путях изыскания новых лекарственных средств, а также о применении их с целью лечения и профилактики заболеваний. По выражению известного фармаколога и токсиколога, академика Черкеса А.И., «фармакология – это наука о физиологических и биохимических механизмах действия лекарственных средств, их физико-химических особенностях, путях введения в организм, распределении, преобразовании, выведении, дозировании…Это наука о закономерностях взаимодействия физиологических систем живого организма с лекарственными средствами (монокомпонентными и комплексными веществами)».

Фармакология состоит из двух разделов: общей фармакологии и частной фармакологии. Каков предмет фармакологии, т.е. то, что фармакология изучает? Фармакология изучает: - лекарственные средства;- взаимодействие лекарственных веществ с организмом человека (причём, общая фармакология изучает общие закономерности действия лекарственного средства на организм, а частная – изучает фармакокинетику и фармакодинамику различных фармакологических групп и отдельных ЛС); - источники получения новых лекарственных веществ; - возможности применении ЛС с целью лечения и профилактики заболеваний.

Задачами фармакологии являются:

1. испытание новых фармакологических средств,

2. разработка методов наиболее эффективного и безопасного применения лекарственных препаратов,

3. клинические исследования и переоценка старых препаратов,

4. информационное обеспечение и консультативная помощь медицинским работникам.

Наиболее важной задачей фармакологии является изыскание новых, эффективных и безвредных ЛС как за счет изыскания новых лекарственных веществ, так и за счет создания новых комбинаций известных лекарственных веществ.

Фармакология тесно взаимодействует с общемедицинскими и клиническими дисциплинами. Это связующее звено между теоретическими науками и практической медициной.

Фармакология считается основой терапии. И.П.Павлов писал: «…фармакология представляется пограничной областью, где происходит особенно интенсивно обмен услуг между естественнонаучной основой медицины – физиологией и специально медицинским знанием – терапией и где, поэтому в особенности чувствуется огромная взаимная полезность одного знания для другого».

Фармакология имеет разделы:

1.Биохимическая фармакология - изучает биохимические процессы, лежащие в основе действия лекарственных средств.

2. Клиническая фармакология – влияние лекарственных средств на организм больного человека.

3. Токсикология – действие на организм ядов и токсичных доз лекарственных веществ.

4. Педиатрическая фармакология - влияние лекарственных средств на организм ребенка.

5. Хронофармакология - изменение фармакологической активности лекарственных средств в зависимости от физиологических ритмов организма.

6. Фармакогененетика – генетические механизмы взаимодействия организма и лекарственного вещества.

7. Гериатрическая фармакология – изучает особенности действия лекарственных средств на организм пожилого человека, поиском лекарственных средств профилактики преждевременного старения, профилактики и лечения хронических заболеваний у пожилых людей.

Вопрос 2. Основные этапы развития фармакологии. Вклад ученых в развитие науки. К экзамену Вы обязательно прочитаете краткий курс истории становления фармакологии. Я расскажу Вам об эмпирическом этапе развития науки. История применения лекарственных веществ в медицине восходит к древнейшим временам. Уже давно люди при заболеваниях инстинктивно стремились для облегчения своих страданий прибегать к той или иной терапии. Лечебные средства они черпали из мира растений, а по мере накопления опыта стали использовать вещества животного и минерального происхождения. Отыскание лечебных средств было эмпирическим, то есть на основании личного опыта, причем внимание обращалось прежде всего на такие средства, которые привлекали древнего человека формой, окраской, запахом, вкусом, сильным физиологическим действием. Самые древние письменные источники по фармакологии или лечению больных обнаружены на территориях Индии и Китая.

Древнегреческий врач Гиппократ использовал для лечения целые лекарственные растения. Позднее медики пришли к выводу, что в лекарственных растениях содержатся действующие начала, которые можно отделить от ненужных (балластных) веществ.Римский врач II века нашей эры Клавдий Гален, широко применял извлечения (вытяжки) из лекарственных растений. Спиртовые вытяжки из лекарственных растений применяют до сих пор. Это настойки и экстракты. В память о Галене они названы галеновыми препаратами. Сейчас получают вытяжки из растительного сырья максимально очищенные от балластных веществ и их можно применять не только внутрь, наружно, но и вводить в ткани организма. Их называют новогаленовыми препаратами. Большое количество лекарственных средств растительного происхождения упоминается в сочинениях таджикского медика Авиценны (Абу-Али Ибн Сина). Многие из них используются до сих пор – камфора, спорынья, препараты белены, ревеня и другие.

В X-XI веках нашей эры появились первые рукописи руководства по лекарствоведению на Руси. Они назывались «травники», «зелейники». Свободная торговля лекарственными растениями была запрещена на Руси Петром I в 18 веке. Их разрешали продавать только в аптеке.

Кроме лекарств растительного происхождения применяли некоторые неорганические лекарственные вещества. Впервые их стал использовать в медицинской практике медик Парацельс. Это были соединения железа, серы, ртути, мышьяка и др. Он применял их в больших дозах. Одновременно с лечебным эффектом они вызывали токсическое действие (вызывали отравление).От лечения массивными дозами впервые отказался медик Ганеман. Он предложил резко уменьшить дозу лекарств. Учение Ганемана получило название – гомеопатия (лечение подобного подобным). Последователи Ганемана стали называться гомеопатами.

Фармакология как наука стала развиваться в XІX веке. Об открытиях лекарственных веществ и средств мы будем знакомиться в дальнейшем на занятиях.

Вопрос 3. Источники получения лекарственных веществ (сырьё растительного, животного, минерального, бактериального происхождения, синтез).

Для проявления фармакологической активности существенное значение имеют источники получения лекарств. Источниками получения ЛС являются источники:

1.Растительного происхождения. Растения собирают в определенное время года, определенные части растений, в которых содержится наибольшее количество действующих начал (начал, оказывающих лечебное действие). Растение высушивают, отправляют на заводы, аптеки, где из них готовят лекарство. Кофеин – из листьев чая, атропин – из красавки, белены, мукалтин из корня алтея.

2.Минерального происхождения. Получают препараты путем обработки полезных ископаемых – натрия хлорид, сера, вазелин – из нефти, фенол – из каменного угля, калия перманганат, белая глина и другое.

3.Животного происхождения. Препараты получают из органов и тканей животных – натуральный желудочный сок - при мнимом кормлении собак, инсулин - из поджелудочной железы свиней, рыбий жир – из печени рыб, пантокрин - из рогов оленей, гепарин - из легкие и печень рогатого скота, из эмбриональной ткани – эрбисол.

4.Микробного происхождения. Это продукты жизнедеятельности микроорганизмов и грибов (Бензилпенициллин, стрептомицин - антибиотики).

5.Синтетического происхождения. Получены химическим путем – метамизол натрия, стрептоцид, ацетилсалициловая кислота и др.

Химический синтез (около 70% всех лекарственных средств) может осуществляться по следующим направлениям: І. Эмпирический путь: 1) Случайные находки: на основе сульфаниламидов (противомикробных средств) получен препарат бутамид (противодиабетическое средство); 2) скрининг (просеивание) – проверка любых химических соединений на биологическую активность. ІІ. Целенаправленный синтез: 1) воспроизведение биогенных веществ, образующихся в живых организмах: (адреналин, норадреналин, ГАМК, простагландины, витамины и др.); 2) создание антиметаболитов (синтез аналогов естественных метаболитов с противоположным действием: сульфаниламиды - парааминобензойная кислота); 3) химическая модификация соединений с известной биологической активностью путем введения радикалов: Например: корой надпочечника выделяется кортизон, синтетический преднизолон в 5 раз сильнее кортизона, а дексаметазон – в 35 раз. Это возможно путем небольшого изменения в молекуле гормона. Мужские половые гормоны оказывают влияние на формирование вторичных половых признаков и синтез белка. Синтез белка - это заживление ран, срастание переломов, восстановление сердечной мышцы, лечение истощенных (дистрофии). Но их нельзя назначать лицам женского пола (срослись переломы и выросли усы) и детям. Был создан препарат, отличающийся одним радикалом, и препарат действует только на синтез белка. Это метандростенолон. 4) метод биотехнологии: генной инженерии (интерферон, инсулин: например, пересадка гена человека, ответственного за выработку инсулина, непатогенному микроорганизму – кишечной палочке, позволило получить в промышленном масштабе человеческий инсулин) и клеточной инженерии (моноклониальные антитела) и другие методы.

Вопрос 4. Понятие о лекарственных веществах, лекарственных препаратах, лекарственных формах.

Фармакология, как и любая другая научная дисциплина, имеет свой язык -терминологию. Фармакологические термины позволяют четко определять характеризуемый предмет или явление и считаются обязательным элементом знаний по дисциплине.

Каждый медработник должен владеть терминологией, так как необходимо использовать для профессионального общения слова, термины, понятные врачу, медсестре, фельдшеру, акушерке. С этой целью введем в нашу речь определенные термины, а именно лекарственное вещество, лекарственное сырье, лекарственное средство, лекарственная форма и лекарственный препарат, поскольку чем больше объем знаний медицинской терминологии у медицинского работника, тем легче понимать ему коллег, независимо от их специализации.
Лекарственное вещество – химическое соединение или БАВ, которое имеет лечебные свойства, но официально не разрешено к применению для лечения больного уполномоченным органом страны (Фармкомитетом). Лекарственное сырье – вещество растительного, животного происхождения или химического синтеза, из которого изготавливается лекарственное средство, разрешенное специальным органом страны. Лекарственное растительное сырье – растительное сырье, разрешенное для медицинского применения. Лекарственное средство – это вещество или комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. Лекарственная форма – придаваемое лекарственному средству или сырью удобное для применения и стабильное при хранении состояние, при котором достигается необходимый лечебный эффект. Лекарственный препарат – это лекарственное средство в виде определенной лекарственной формы.

Соотношение разных фармакологических понятий рассмотрим на примере атропина. Лекарственное сырье, из которого получают вещество – растение Белладонна (травянистое растение, вид рода Красавка (Atropa) семейства пасленовые. Видовое название «belladonna» (белладонна) происходит от итальянских слов и в переводе на русский язык означает «красивая женщина». В старину итальянские дамы закапывали сок красавки в глаза, зрачки расширялись — и в глазах появлялся особый блеск. Кроме этого, ягодами натирали щёки, чтобы те приобрели «естественный» румянец. На Руси это растение издавна было известно как «красавка». Другое название, «бешеница», обусловлено тем, что входящий в состав растения атропин может вызвать у человека сильное возбуждение, доходящее до бешенства), лекарственное вещество – алкалоид атропин, лекарственное средство – атропина сульфат, лекарственный препарат – атропина сульфат в порошке, раствор в ампулах для инъекционного введения, раствор во флаконах для инстилляции в глаза, часто используют общую конечную часть названия: «олол» - для β-адреноблокаторов (пропранолол, ацебутолол, надолол и др.); «статин» - для одной из групп гипо- липидемических средств (ловастатин, правастатин, симвастатин; в последнее время эту группу препаратов стали упрощённо называть «статинами», что принято даже в научной клинико-фармакологической литературе). Создание патентованных названий преследует другую цель: максимально выделить (отделить) препарат от подобных непатентованных средств, выпускаемых другими фирмами.

Вопрос 5. Принципы классификации лекарственных средств.

Все современные лекарственные средства группируются по следующим принципам:

1. Терапевтическому применению. Например, препараты для лечения опухолей, снижения артериального давления, противомикробные.

2. Фармакологическому действию, т.е. вызываемому эффекту (вазодилататоры - расширяющие сосуды, спазмолитики - устраняющие спазм сосудов, анальгетики - снижающие болевое раздражение, противоаритмические средства).

3. Химическому строению. Группы лекарственных препаратов, сходных по своему строению (гликозиды, барбитураты, бензодиазепины). Таковы все салицилаты, полученные на основе ацетилсалициловой кислоты – ацетилсалициловая кислота, салициламид, метилсалицилат и т.д.

4. Нозологическому принципу. Ряд различных лекарств, применяемых для лечения строго определенной болезни (например, средства для лечения инфаркта миокарда, бронхиальной астмы, антидиабетические средства и т.д.). Универсальной классификации не существует.

Для клиницистов наиболее удобной классификацией лекарств является та, что строится по НОЗОЛОГИЧЕСКОМУ ПРИНЦИПУ. Но лучшие классификации учитывают такие признаки препаратов, как локализация действия, фармакологическое действие, терапевтическое применение. Одной из таких классификаций, являющихся наиболее совершенной, является классификация академика М. Д. Машковского, согласно которой изложен и его известный справочник.

Вопрос 6. Международное непатентованное наименование лекарственного средства (МНН), патентованное лекарственное средство. В настоящее время существует огромное количество ЛС, каждый год появляется много новых. Система названий (номенклатура) лекарств довольна сложна. Запоминание ЛС осложняется тем, что многие из них имеют несколько названий – синонимов. Это связано с тем, что каждая фирма, выпускающая ЛС, дает ему свое торговое название. Воспроизведенные лекарственные средства (Дженерики) - лекарственные средства, поступившие в обращение после истечения срока действия исключительных патентных прав. Это препараты, содержащие идентичное лекарственное вещество. Их наличие на рынке создает конкуренцию и снижает стоимость препаратов.

Многие лекарственные средства, состоящие из одного активного вещества, могут быть названы по их химическому строению. Но в связи с большой сложностью их запоминания и неудобством применения химические названия в медицинской практике не используются. Например, широко известный в наше время анальгин, он же метамизол натрия имеет такое химическое название: 1-Фенил-2,3- диметил-4-метиламинопиразолон-5-N-метансульфонат натрия.

В настоящее время для обозначения лекарственных средств используют 2 вида названий:

1) НЕПАТЕНТОВАННЫЕ международные (МНН), которые утверждаются официальными органами здравоохранения и используются в национальных и международных фармакопеях; МНН используют в учебной и научной литературе для удобства, идентификации по принадлежности к определенной фармакологической группе и целью избежать предвзятости. В литературе понятие МНН может обозначаться как дженерическое название. Непатентованные наименования ЛС должны отвечать трём главным требованиям: иметь чёткое звучание и написание, выраженное отличие от других, уже существующих нефирменных или фирменных названий, и быть близкими к наименованиям препаратов, сходных по строению или механизму действия, т.е. принадлежащих к той же группе. Например, часто используют общую конечную часть названия: «олол» - для β-адреноблокаторов (пропранолол, ацебутолол, надолол и др.); «статин» - для одной из групп гиполипидемических средств (ловастатин, правастатин, симвастатин; в последнее время эту группу препаратов стали упрощённо называть «статинами», что принято даже в научной клинико-фармакологической литературе,).

2) КОММЕРЧЕСКИЕ, или фирменные названия, являющиеся коммерческой собственностью фармфирм. При этом один и тот же препарат может иметь множество названий. Транквилизатор диазепам имеет фирменные названия "седуксен", "сибазон", "реланиум" и т. д. Торговые названия используются фирмами-производителями для продвижения лекарственного препарата на рынке. Часто добавляют буквосочетание, определяющее принадлежность препарата к фирме (никомед, тева, кет, мак). Хотя торговое наименование по своей сути не отра- жает ни химических, ни фармакологических свойств препарата, иногда название заключает в себе как бы показание к использованию данного лекарства: Длянос – препарат для лече- ния ринитов (МНН – ксилометазолин), Диабетон – препарат для лечения сахарного диабета (МНН – гликлазид) и т. д.

Предпочтительным является выписывание лекарств под их непатентованными названиями, что снижает возможность врачебных ошибок. Такие препараты дешевле, чем медикаменты с фирменным названием. Кроме того, выписывание лекарства под их непатентованным названием дает возможность аптеке предоставить больному препарат любой фирмы, производящей данное лекарство. Воспроизведенные лекарственные средства (Дженерики) - лекарственные средства, поступившие в обращение после истечения срока действия исключительных патентных прав. Это препараты, содержащие идентичное лекарственное вещество. Их наличие на рынке создает конкуренцию и снижает стоимость препаратов.

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) принято решение, согласно которому на упаковке ЛС, кроме фирменного названия, должно быть указано единое международное непатентованное название (МНН).

Вопрос 7. Лекарственные препараты могут реализовываться только в специализированных учреждениях системы здравоохранения, имеющих лицензию – АПТЕКАХ (Apotheka- греческое, Officina – латинское, в переводе склад).

Основные функции аптеки:

- приготовление различных лекарственных форм;

- хранение готовых лекарственных форм заводского изготовления;

-реализация лекарственных средств населению и лечебным учреждениям, перевязочного материала, предметов ухода за больным, медицинского инструментария, минеральных вод, санитарно-гигиенических товаров, дезинфицирующих и инсектицидных средств.

Вопрос 8. Понятие о списках лекарственных средств А и Б.

Основным принципом хранения лекарственных средств как в аптеке, так и в стационарах является их размещение в строгом соответствии с токсикологическими группами. Все лекарственные средства с учетом возможного токсического воздействия на организм человека при неправильном их применении подразделяются на три группы. Список этих препаратов представлен в Государственной фармакопее.

К списку A (venena — яды) отнесены лекарственные средства, назначение, применение, дозирование и хранение которых в связи с высокой токсичностью должны производиться с особой осторожностью (атропин, препараты мышьяка, стрихнина, ртути, серебра и другие). В этот список включены также средства, вызывающие наркоманию (морфин, омнопон, фентанил, промедол).

К списку Б (heroica — сильнодействующие) отнесены лекарственные средства, назначение, применение, дозирование и хранение которых должны производиться с предосторожностью в связи с возможными осложнениями при их применении без медицинского контроля (например, ампициллин, ампиокс, клонидина гидрохлорид, фенобарбитал, кофеин-бензоат натрия, адреналина гидрохлорид, эфедрина гидрохлорид и другие).

Третья группа — лекарственные препараты, отпускаемые из аптек без рецептов (ацетилсалициловая кислота, аспаркам, апилак, фарингосепт и другие).
Вопрос 9. Правила хранения и учета лекарственных средств в отделениях стационаров.Медикаментозное лечение - основа терапевтического воздействия на организм больного человека. Медицинский работник среднего звена постоянно сталкивается с такими процессами и обстоятельствами, как учет, хранение, применение лекарственных препаратов.

Зависимое сестринское вмешательство - раздача лекарственных препаратов по листам врачебных назначений. Существует четко регламентованный порядок хранения лекарств, он представлен несколькими последовательными этапами:

1) назначение врачом больному необходимых лекарственных препаратов;

2) запись врачом в историю болезни и в лист врачебных назначений с определением доз и методов их использования;

3) заполнение палатной (постовой) медсестрой требования на

необходимые лекарства и передача его старшей медсестре отделения;

4) формирование общего заказа по отделению и отправка его старшей медсестрой в аптеку и получение соответствующих ЛС;

5) получение лекарственных средств постовой медсестрой от старшей медсестры;

6) доставка палатной медсестрою лекарств больному.

Постовая и процедурная медсестры несут ответственность за хранение медикаментов на своих рабочих местах. Старшая сестра осуществляет контроль и руководство за использованием и обеспечением сохранности лекарств в лечебном отделении.

Каковы же правила хранения лекарственных средств в отделении?

1. Размещение медикаментов соответственно токсикологическим группам.

2. Хранение препаратов наружного и внутреннего применения на разных полках на посту медсестры в шкафу, запирающемся на ключ.

3. Размещение медикаментов парентерального применения в стеклянных шкафах процедурного кабинета. Распределение лекарств по группам соответствует механизму действия.

4. Хранение препаратов списка А и Б осуществляют в сейфе.

5. Учитывают физико-химические свойства препаратов и сроки хранения:

а) средства, разлагающиеся на свету, выпускают в темных флаконах: настойки валерианы, пустырника хранят в шкафу при комнатной температуре;

б) скоропортящиеся препараты хранят в холодильнике: вакцины, сыворотки, отвары, настои, микстуры, суппозитории, мази;

в) сильнопахнущие средства хранят отдельно (линимент Вишневского, мазь «Феналгон», масло камфорное);

г) настойки, экстракты хранят во флаконах с притертыми пробками или плотными крышками, предотвращая возможность испарения спирта и усиления концентрации препаратов.

6. Признаки непригодности лекарств:

- порошки, таблетки - изменение цвета, структуры;

- стерильные растворы - изменение цвета, прозрачности, появление хлопьев;

- настои, отвары - изменение цвета, помутнение, появление неприятного запаха;

- мази - изменение цвета, расслаивание, прогорклый запах.

7. Сроки хранения:

1) стерильные растворы, изготовленные в аптеке, - 3 суток, под металлической облаткой - 30 суток;

2) растворы для инъекций и глазных капель, изготовленные в аптеке, - не более двух суток.

8. Ответственность за расход и хранение медикаментов, а также за порядок на местах хранения, соблюдения правил выдачи и назначения лекарств несет заведующий лечебным отделением. Непосредственным исполнителем организации хранения и расхода является старшая медсестра.

Лист врачебных назначений заполняет лечащий врач пациента после ежедневного обхода.

1. Постовая медсестра ежедневно делает выборку препаратов из листа назначений, составляет список недостающих медикаментов на посту и подает заявку старшей медсестре.

2. Старшая медсестра суммирует полученные сведения, заполняет требование на получение лекарственных средств из аптеки и подписывает его у заведующего лечебным отделением.

3. Требования на ядовитые, наркотические препараты и этиловый спирт выписывают на латинском языке, на отдельных бланках со штампом, печатью и подписью руководителя лечебного отделения или его заместителя по лечебной работе. В требованиях на ядовитые, наркотические, остродефицитные и дорогостоящие препараты указывают номер медицинской карты, ФИО пациента, диагноз.

4. Старшая медсестра получает готовые лекарственные формы ежедневно или в определенные дни по графику, а приготовленные в аптеке - на следующий день. При получении проверяет соответствие препаратов заявке, а именно требованиям-заказам: наименование этикеток, обозначение концентрации, дозировку; срок изготовления, герметичность упаковки, подпись ответственных лиц за изготовление.

Препараты, изготовленные в аптеке, имеют этикетку:

- желтую - для наружного применения;

- белую - для внутреннего применения;

- голубую - для парентерального применения.

В отделении старшая медсестра выдает лекарственные препараты на три дня постовым и процедурным сестрам согласно врачебным назначениям.

Медсестра не имеет права:

1) Заменять и исправлять этикетки на лекарственных средствах;

2) Переливать и перекладывать лекарства из одной упаковки в другую;

3) Соединять в одну одинаковые лекарственные средства из разных упаковок;

4) Хранить лекарственные вещества без этикеток;

5) Менять форму и упаковку препаратов;

6) Выдавать пациентам деформированные лекарственные формы (таблетки, капсулы, свечи).

Раздача лекарств производится только медсестрой, и принимать их больные должны в ее присутствии. Передоверять эту работу младшему медперсоналу или самому больному категорически воспрещается.
В обращении с лекарствами медсестры всегда должны быть предельно внимательны и осторожны. Прежде чем дать больному лекарство, следует прочесть надпись на упаковке и сверить дозировку.
Правила хранения и учета наркотических и сильнодействующих лекарственных средств

Хранение наркотических и сильнодействующих лекарственных средств осуществляют в сейфе, допускается хранение ядовитых лекарственных средств в отдельном металлическом или деревянном шкафу под замком.

Условия хранения в сейфе:

1. На внутренней поверхности дверцы размещают перечень препаратов

(список А: ядовитые и наркотические средства) с указанием высших разовых и суточных доз, а также противоядия - при отравлениях.

2. Книга учета наркотических средств: все листы, прошнурованы, пронумерованы, скреплены бумажным листом на последней странице с указанием количества страниц, подписью руководителя ЛПУ или его заместителей и печатью ЛПУ. Для каждого препарата выделяют отдельные листы, где указывают наименование лекарства, его количество, дату применения, ФИО пациента, номер истории болезни, количество использованных ампул, их остаток, подпись медсестры.

3. Ключи от сейфа хранят у лиц, ответственных за хранение ядовитых и сильнодействующих средств. На ночь ключи передают дежурному врачу, делая запись в «Тетради передачи ключей от сейфа с наркотическими веществами » и ставя подписи передающего и принимающего ключи и запасы наркотических средств.

Наркотические и ядовитые лекарственные средства подлежат предметно-количественному учету. Препараты вводит медсестра по назначению врача и в его присутствии, а пустые ампулы из-под наркотиков не выбрасывают, а передают старшей медсестре. Запасы ядовитых лекарственных средств в отделениях не должны превышать 5-дневной потребности, сильнодействующих - 10-дневной.

Для оказания экстренной медицинской помощи в вечернее и ночное время по жизненным показаниям разрешено создавать в приемных отделениях стационаров 5-дневный резерв наркотических средств. Этим резервом может распоряжаться ответственный дежурный врач во всех подразделениях лечебного учреждения.

Лекарственные средства списка Б хранятся в отдельном деревянном шкафу под замком.

Шкафчики А и В должны быть все время заперты, ключи от них хранятся у старшей медсестры, которая один или два раза в день выдает палатным сестрам необходимое количество препаратов.
Старшая сестра ведет годовой учет поступления и расхода каждого лекарства отдельно. Ответственность за хранение и расход лекарств, за порядок на местах хранения, соблюдение правил выдачи и назначения лекарств несет зав. отделением.

Таким образом, за соблюдением правил хранения лекарственных средств в медицинских учреждениях должна следить старшая медсестра или дежурная медсестра, производя следующие действия: фиксация температурных показателей и влажности воздуха в хранилищах (один раз за смену); проверка соответствия наименований средств указанным группам; проверка даты выпуска препаратов с целью недопущения использования средств с истекшим сроком годности и т.д. Нарушения в хранении медикаментов, выявленные в ходе контрольных мероприятий (проверка контролирующими органами), могут повлечь различные административные наказания.

Мы познакомились с предметом и задачами фармакологии, выяснили, каковы источники получения лекарственных средств, запомнили фармакологическую терминологию, уточнили возможные классификации лекарственных средств в мировой практике, узнали о распределении лекарственных средств на токсикологические группы и о правилах хранения и учета лекарственных средств. Профессия среднего медицинского работника требует высокой теоретической и практической подготовки, четкого выполнения врачебных назначений, наблюдательности, логического мышления, находчивости в экстремальных ситуациях, обязательного чувства сострадания и милосердия. Одним из таких критериев качественной подготовки специалистов являются их глубокие знания в области фармакологии и лекарственной терапии.

В заключение хотелось бы привести определение фармакологии, данное выдающимся русским физиологом, лауреатом Нобелевской премии (1904 год) в области медицины Иваном Петровичем Павловым: «Фармакология знакомит медика с его главным оружием, ибо первое по универсальности лечебное воздействие – введение в организм больного лечебных препаратов».

 

 

Приложение №2

Вопросы для фронтального опроса.

1. Что изучает фармакология, какая основная задача стоит перед наукой?

2. Какие основные источники получения лекарственных средств Вы запомнили?

3. Дайте определения «лекарственная форма», «лекарственный препарат».

4. Какие названия лекарственных средств Вы увидите на внешних упаковках ЛС?

5. Приведите возможные классификации лекарственных средств.

6. Какие функции выполняет аптека?

7. Какие правила хранения наркотических средств Вы запомнили?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: