Лекция №3
Школьный стресс
Стресс (англ. stress – напряжение, давление) представляет собой состояние психологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.
В зависимости от причины воздействия стрессы подразделяются на
физиологические и психологические.
Физиологический стресс возникает под воздействием внешних факторов окружающей среды, которые имеют угрозу для внутреннего гомеостаза организма.
Психологический стресс (реакция на травмирующие психологические стимулы). Его, в свою очередь, некоторые авторы разграничивают на эмоциональный стресс (связанный как с негативными, так и позитивными аффектами) и информационный стресс (перегруженность информацией).
Г. Селье стресс считал нормальной и необходимой адаптивной реакцией.
В соответствии с оценкой (положительной или отрицательной) стресс делится на: Эустресс - имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».
В патологии обычно имеется в виду дистресс, то есть отклонения от нормальной реакции напряжения, проявляющаяся эндокринной дисфункцией, соматическими нарушениями, психологическим расстройством и дезорганизацией поведения. Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться.
Причины стресса могут быть внутренними и внешними. Внешние – это жизненные перипетии и изменения, находящиеся под нашим контролем. Внутренние причины – находящиеся в нашем разуме, в большей степени являются плодом воображения.
Признаки стрессового состояния могут проявляться в таких симптомах:
• В трудностях во время засыпания и беспокойном сне;
• Усталости после нагрузки, что совсем недавно не утомляло ребенка;
• Беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
• Невнимательности, отсутствии сосредоточенности.
• Тревожности и непоседливости.
• Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, требует его;
• Упрямства;
• Постоянном жевании ребенком чего-то, очень жадному, без разбора, глотании пищи (иногда, наоборот, наблюдается стойкое нарушение аппетита);
• Отказ контактов, стремление к уединению, в отказе принимать участие в играх сверстников;
• Подергивание плечами, качание головой, трепете рук;
• Снижении массы тела или, наоборот, проявлении симптомов ожирения;
• Повышенной тревожности;
Все вышеперечисленные признаки свидетельствуют о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.
|
Рекомендации для учащихся:
1. Признайтесь себе в слабых и сильных сторонах;
2. Никогда не говорите о себе плохо;
3. Высыпайтесь, позволяйте себе расслабиться;
4. Соблюдайте режим труда и отдыха, правильный и оптимальный режим дня. Этот факт поможет избежать вам стрессовых ситуаций или преодолеть их;
5. Радуйтесь каждому своему успеху в учебе, хвалите себя («Я – молодец!», «У меня получилось!» и т.д.);
6. Дружите с одноклассниками - это поможет вам противостоять стрессу.
7. Гуляйте на воздухе, занимайтесь активно спортом.
8. Планируйте свой будущий день. Это поможет вам избежать нехватки времени, т.е. стрессогенного фактора.
|
Рекомендации учителям:
1. Всегда оставаться на уроках в спокойном состоянии, избегать повышения голоса на детей;
2. Постараться предупреждать детей о предстоящей контрольной или самостоятельной работе, чтобы не создавать ситуации неожиданности;
3. Заранее ознакомить учащихся с критериями оценки;
4. Рассматривать ребенка как человека, личность, а не только ученика. Д
4. Всегда давать ребенку шанс исправления плохой оценки;
5. Не задерживать детей после звонка. Дети должны иметь время для отдыха и разрядки после интеллектуального труда на перемене.
6. Учитель должен постараться найти общий язык с учениками.
Рекомендации родителям:
1. Прежде всего, проявляйте любовь и заботу к ребенку, создайте благоприятный климат в семье. Школьник должен знать, что, несмотря на любые ошибки, его любят и помогут, когда ему тяжело.
2. Не сравнивайте его с другими, не оценивайте его действий, а помогайте решать конкретные проблемы и задачи. Важно, чтобы вы имели доверительные отношения и ребенок наверняка знал, что его поймут и ему помогут.
3. Используйте музыкальные паузы, игру на детских музыкальных инструментах.
4. Занимайтесь с ребенком, используя природные материалы - глину, песок, воду, краски.
5. Для снятия нервного напряжения научите ребенка использовать технику мышечного расслабления.
6. Используйте активные игры на свежем воздухе.
7. Организуйте ребёнку оптимальный режим дня и приучите его следовать данному режиму.
8. Поддерживайте ребёнка в трудной ситуации.
|
Одним из довольно распространённых видов стресса является экзаменационный стресс.
К неблагоприятным факторам периода подготовки к экзаменам можно отнести:
+ интенсивную умственную деятельность;
+ повышенную статическую нагрузку;
+ крайнее ограничение двигательной активности;
+ нарушение режима сна;
+ эмоциональные переживания.
Рекомендации по преодолению экзаменационного стресса: Во время подготовки к экзаменам в режиме дня должно предусматриваться обычное время пробуждения и отхода ко сну, питания, пребывания на воздухе. Занятия по подготовке к экзаменам должны проводиться в период наибольшей функциональной активности организма - в утренние часы. Через каждые 45 мин занятий необходимы короткие перерывы, а после 2,5-3ч - 2-й завтрак и более длительный отдых на воздухе. Ребенку необходимо делиться своими переживаниями, переключаться на занятия, приносящие удовлетворение, постараться принять негативные события как необходимость совершить позитивные действия (по принципу: все, что ни делается, все к лучшему) и т.д.
Для родителей: Собрать информацию о процессе проведения ЕГЭ, чтобы экзамен не был ситуацией неопределённости. Проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку, верить в его силы; Участвовать в подготовке к ЕГЭ. Организовать режим, наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ.
Работоспособность школьника
Работоспособность – это способность организма человека качественно и с достаточной интенсивностью выполнять умственную или физическую работу.
Работоспособность – это способность организма человека качественно и с достаточной интенсивностью выполнять умственную или физическую работу.
Уровень умственной работоспособности изменяется в течение дня и имеет три фазы: врабатывания, оптимальной работоспособности и утомления.
Первая фаза – врабатывание. Организм ребенка в начале любой работы не может сразу достичь необходимого уровня активности нервных и других физиологических процессов. Требуется некоторое время для вхождения в работу, или врабатывание.
Вторая фаза – оптимальной работоспособности – характеризуется наиболее продуктивной работой и наивысшим уровнем работоспособности.
Третья фаза – утомление или период снижения работоспособности.
Утомление - это естественное физиологическое состояние организма, вызванное предшествующей деятельностью и состоящее в снижении функциональных возможностей и работоспособности.
У школьников утомление развивается при интенсивной или длительной учебной деятельности. Утомление выполняет две функции:
1. Защитную, охраняя нервную систему от чрезмерного истощения;
2.Является стимулятором восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей.
Протекает в две стадии.
1) Сначала ослабевает активное внутреннее торможение, повышается возбудимость и появляется двигательное беспокойство.
2) Вторая стадия связана с ослаблением возбуждения и усилением процессов торможения, что проявляется в снижении силы, скорости и точности выполняемой работы.
Предупреждение утомления является важной задачей при организации жизни детей на всех возрастных этапах. Главным условием ее решения является строгое соблюдение рационального режима дня.
Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем в резком снижении работоспособности, что служит сигналом к прекращению работы. Первые признаки утомления хорошо знакомы педагогу: у ребенка ухудшается концентрация внимания, снижается темп работы, наблюдается двигательное беспокойство, повышается количество ошибок, нарушается координация движений (ее первый признаком – изменение почерка) и т.п.
Физиологические изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и вскоре исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха.
Если по каким-то причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный или неполноценный отдых, болезнь) восстановление функционального состояния органов и систем не происходит, у ребенка развивается переутомление.
Переутомление- это более глубокие и стойкие изменения в организме, вызванные интенсивной или длительной работой на фоне неполного восстановления работоспособности.
Развитию переутомления способствуют: неправильная организация труда; несоответствие уровня нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям организма; игнорирование гигиенических требований режима и условий труда и отдыха; стрессовая педагогическая практика.
Выраженные признаки переутомления:
- стойкое снижение умственной и физической работоспособности;
- выраженные нервно-психические расстройства
(нарушение сна, чувство страха, истеричность,различные фобии);
- стойкие вегетативные нарушения (аритмия, вегетодистония по гипертоническому или гипотоническому типу);
- снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.
В связи с возможностью утомления и переутомления детей и подростков в процессе обучения и воспитания необходимо нормировать умственную работу ребенка (длительность и интенсивность) с учетом половых, возрастных и индивидуальных особенностей развития. Следует также учитывать динамику работоспособности ребенка в течение дня и недели, режим отдыха, питания и сна.
Для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение учебного года большое значение имеют каникулы (осенние, зимние и весенние). Установлено, что за каникулярные дни полностью исчезает накопившееся утомление.