Работоспособность школьника




Лекция №3

Школьный стресс

Стресс (англ. stress – напряжение, давление) представляет собой состояние психологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.

В зависимости от причины воздействия стрессы подразделяются на

физиологические и психологические.

Физиологический стресс возникает под воздействием внешних факторов окружающей среды, которые имеют угрозу для внутреннего гомеостаза организма.

Психологический стресс (реакция на травмирующие психологические стимулы). Его, в свою очередь, некоторые авторы разграничивают на эмоциональный стресс (связанный как с негативными, так и позитивными аффектами) и информационный стресс (перегруженность информацией).

Г. Селье стресс считал нормальной и необходимой адаптивной реакцией.

В соответствии с оценкой (положительной или отрицательной) стресс делится на: Эустресс - имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

В патологии обычно имеется в виду дистресс, то есть отклонения от нормальной реакции напряжения, проявляющаяся эндокринной дисфункцией, соматическими нарушениями, психологическим расстройством и дезорганизацией поведения. Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться.

Причины стресса могут быть внутренними и внешними. Внешние – это жизненные перипетии и изменения, находящиеся под нашим контролем. Внутренние причины – находящиеся в нашем разуме, в большей степени являются плодом воображения.

Признаки стрессового состояния могут проявляться в таких симптомах:
• В трудностях во время засыпания и беспокойном сне;
• Усталости после нагрузки, что совсем недавно не утомляло ребенка;
• Беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
• Невнимательности, отсутствии сосредоточенности.
• Тревожности и непоседливости.
• Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, требует его;
• Упрямства;
• Постоянном жевании ребенком чего-то, очень жадному, без разбора, глотании пищи (иногда, наоборот, наблюдается стойкое нарушение аппетита);
• Отказ контактов, стремление к уединению, в отказе принимать участие в играх сверстников;
• Подергивание плечами, качание головой, трепете рук;
• Снижении массы тела или, наоборот, проявлении симптомов ожирения;
• Повышенной тревожности;
Все вышеперечисленные признаки свидетельствуют о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.

 

Рекомендации для учащихся:

1. Признайтесь себе в слабых и сильных сторонах;

2. Никогда не говорите о себе плохо;

3. Высыпайтесь, позволяйте себе расслабиться;

4. Соблюдайте режим труда и отдыха, правильный и оптимальный режим дня. Этот факт поможет избежать вам стрессовых ситуаций или преодолеть их;

5. Радуйтесь каждому своему успеху в учебе, хвалите себя («Я – молодец!», «У меня получилось!» и т.д.);

6. Дружите с одноклассниками - это поможет вам противостоять стрессу.

7. Гуляйте на воздухе, занимайтесь активно спортом.

8. Планируйте свой будущий день. Это поможет вам избежать нехватки времени, т.е. стрессогенного фактора.

 

Рекомендации учителям:

1. Всегда оставаться на уроках в спокойном состоянии, избегать повышения голоса на детей;

2. Постараться предупреждать детей о предстоящей контрольной или самостоятельной работе, чтобы не создавать ситуации неожиданности;

3. Заранее ознакомить учащихся с критериями оценки;

4. Рассматривать ребенка как человека, личность, а не только ученика. Д

4. Всегда давать ребенку шанс исправления плохой оценки;

5. Не задерживать детей после звонка. Дети должны иметь время для отдыха и разрядки после интеллектуального труда на перемене.

6. Учитель должен постараться найти общий язык с учениками.

 

Рекомендации родителям:

1. Прежде всего, проявляйте любовь и заботу к ребенку, создайте благоприятный климат в семье. Школьник должен знать, что, несмотря на любые ошибки, его любят и помогут, когда ему тяжело.
2. Не сравнивайте его с другими, не оценивайте его действий, а помогайте решать конкретные проблемы и задачи. Важно, чтобы вы имели доверительные отношения и ребенок наверняка знал, что его поймут и ему помогут.
3. Используйте музыкальные паузы, игру на детских музыкальных инструментах.
4. Занимайтесь с ребенком, используя природные материалы - глину, песок, воду, краски.
5. Для снятия нервного напряжения научите ребенка использовать технику мышечного расслабления.
6. Используйте активные игры на свежем воздухе.

7. Организуйте ребёнку оптимальный режим дня и приучите его следовать данному режиму.

8. Поддерживайте ребёнка в трудной ситуации.

Одним из довольно распространённых видов стресса является экзаменационный стресс.

К неблагоприятным факторам периода подготовки к экзаменам можно отнести:
+ интенсивную умственную деятельность;
+ повышенную статическую нагрузку;
+ крайнее ограничение двигательной активности;
+ нарушение режима сна;
+ эмоциональные переживания.

Рекомендации по преодолению экзаменационного стресса: Во время подготовки к экзаменам в режиме дня должно предусматриваться обычное время пробуждения и отхода ко сну, питания, пребывания на воздухе. Занятия по подготовке к экзаменам должны проводиться в период наибольшей функциональной активности организма - в утренние часы. Через каждые 45 мин занятий необходимы короткие перерывы, а после 2,5-3ч - 2-й завтрак и более длительный отдых на воздухе. Ребенку необходимо делиться своими переживаниями, переключаться на занятия, приносящие удовлетворение, постараться принять негативные события как необходимость совершить позитивные действия (по принципу: все, что ни делается, все к лучшему) и т.д.

Для родителей: Собрать информацию о процессе проведения ЕГЭ, чтобы экзамен не был ситуацией неопределённости. Проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку, верить в его силы; Участвовать в подготовке к ЕГЭ. Организовать режим, наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ.

 

Работоспособность школьника

Работоспособность – это способность организма человека качественно и с достаточной интенсивностью выполнять умственную или физическую работу.

Работоспособность – это способность организма человека качественно и с достаточной интенсивностью выполнять умственную или физическую работу.

Уровень умственной работоспособности изменяется в течение дня и имеет три фазы: врабатывания, оптимальной работоспособности и утомления.

Первая фаза – врабатывание. Организм ребенка в начале любой работы не может сразу достичь необходимого уровня активности нервных и других физиологических процессов. Требуется некоторое время для вхождения в работу, или врабатывание.

Вторая фаза – оптимальной работоспособности – характеризуется наиболее продуктивной работой и наивысшим уровнем работоспособности.

Третья фаза – утомление или период снижения работоспособности.

Утомление - это естественное физиологическое состояние организма, вызванное предшествующей деятельностью и состоящее в снижении функциональных возможностей и работоспособности.

У школьников утомление развивается при интенсивной или длительной учебной деятельности. Утомление выполняет две функции:

1. Защитную, охраняя нервную систему от чрезмерного истощения;

2.Является стимулятором восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей.

Протекает в две стадии.

1) Сначала ослабевает активное внутреннее торможение, повышается возбудимость и появляется двигательное беспокойство.

2) Вторая стадия связана с ослаблением возбуждения и усилением процессов торможения, что проявляется в снижении силы, скорости и точности выполняемой работы.

Предупреждение утомления является важной задачей при организации жизни детей на всех возрастных этапах. Главным условием ее решения является строгое соблюдение рационального режима дня.

Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем в резком снижении работоспособности, что служит сигналом к прекращению работы. Первые признаки утомления хорошо знакомы педагогу: у ребенка ухудшается концентрация внимания, снижается темп работы, наблюдается двигательное беспокойство, повышается количество ошибок, нарушается координация движений (ее первый признаком – изменение почерка) и т.п.

Физиологические изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и вскоре исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха.

Если по каким-то причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный или неполноценный отдых, болезнь) восстановление функционального состояния органов и систем не происходит, у ребенка развивается переутомление.

Переутомление- это более глубокие и стойкие изменения в организме, вызванные интенсивной или длительной работой на фоне неполного восстановления работоспособности.

Развитию переутомления способствуют: неправильная организация труда; несоответствие уровня нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям организма; игнорирование гигиенических требований режима и условий труда и отдыха; стрессовая педагогическая практика.

Выраженные признаки переутомления:

- стойкое снижение умственной и физической работоспособности;

- выраженные нервно-психические расстройства

(нарушение сна, чувство страха, истеричность,различные фобии);

- стойкие вегетативные нарушения (аритмия, вегетодистония по гипертоническому или гипотоническому типу);

- снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.

В связи с возможностью утомления и переутомления детей и подростков в процессе обучения и воспитания необходимо нормировать умственную работу ребенка (длительность и интенсивность) с учетом половых, возрастных и индивидуальных особенностей развития. Следует также учитывать динамику работоспособности ребенка в течение дня и недели, режим отдыха, питания и сна.

Для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение учебного года большое значение имеют каникулы (осенние, зимние и весенние). Установлено, что за каникулярные дни полностью исчезает накопившееся утомление.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: