Особенности классицизма в русской литературе




 

Классицизм - от лат classicus (простой) + эталонный, образцовый, ученический.

Европейский сложился в 17 веке.

Сам термин появился в 1ой трети 19 века.

Классицизм - художественная система; исторически обусловленный способ идейно-эстетического восприятия и моделирования действительности в художественных образах.

Классицизм складывался в творческой практике писателей 17-18 века и обосновывался теоретически (огромное кол-во трактатов, руководств, правил написания произведений). Сильнейшее воздействие и давление теоретических построений на творчество писателей. Подкреплялось ссылками на античные (высочайший образец) и современные образцы. Среди современных образцов много французов.

Классицизм - литературное направление. Для лит направления необходима творческая близость, осознание сходства худ принципов своих произведениях.

 

В западноевропейских литрах: 2-ая половина 17 - 1-ое тридцатилетие 18 века.

Эталон - французский классицизм. Его основатель - Франсуа Малерб (Малгерб) - разраьотал жанровые законы поэзии, реформатор франц языка. Кроме того, Пьер Корнель, Расин, Мольер, Вольтер, Лафонтен, Никола Буало-Депрео.

Буало - "Поэтическое искусство" - дидактическая поэма. (1677?).

Античный образец - "Послание к...зону" Горация.

Французский классицизм - эталон для остальных.

В нем основные признаки классицизма:

• Культ античной литературы;

• Господство отвлеченных и обобщенных идей и образов;

• Рационализм; строгая систематизация идей и образов;

• Подчинение литературных произведений строгим правилам поэтики - нормативность;

• Внеисторизм - герои живут вне истории; события трактуются вне определенной исторической среды (хотя есть исключения);

• Преобладание в характерах героев типизации в ущерб индивидуализации (важное понятие - характер, причем должна быть. Выражена только одна страсть в хар-тере героя: один герой-один характер);

• Устойчивые, родовые, независимые от кремни признаки, являющиеся воплощением каких-либо социальных и духовных сил;

• Создавался абстрактно-логический мир вне времени и пространства;

• Каждый жанр имеет строгие формальные признаки;

• Во французском - высокий уровень классицистического самосознания.

 

Особенности российского классицизма:

• Все основные положения реализованы, но свои особенности;

• Возник почти на век позднее французского; (во Франции на этот момент уже "просветительский классицизм");

• В России нет апологии абсолютизма;

• Постановка просветительских задач; сатира как предпросветительский жанр;

• 20-30-е гг 18 века - в России к. начал развиваться уже после смерти Петра;

• Социально-критический пафос был на начальном этапе развития;

• Тираноборческие мотивы появляются -- ближе к концу 18 века;

• Невозможность опоры на богатую национальную лит. традицию; необходимо было создание лит языка и разработка системы лит жанров;

0. Реформа стихосложения

1. Регламентация жанровой системы

2. Стилевая реформы

 

В нач 1730-х гг в России господствовало силлабическое стихосложение. В зависимости от акцентологии сущ. 3 системы: если долгота/краткость, то тонический (музыкальный) принцип - чередование долгих и кратких звуков - в древнегреческой и латинской поэзии; там, где ударение все время на один слог в словах - силлабический принцип -- французская, польская поэзия; полиакцентные языки -- силлабо-тонический принцип, вчитывается слог и ударение, регулярном чередование удар и безудар слогов.

 

 

1-ый этап реформы: Василий Кириллович Тредиаковский - "Новый и краткий способ к сложению российских стихов /с определениями до сего надлежащих званий/" ("звание" - термин). Необходимость согласовать принцип стихосложения с акцентологией языка. (Версификация, способ сложения стихов).

Идея новой ритмической единицы стиха - идея стопы.

Хорей ("наилучший"), ямб ("наихудший"), спондей (2 подряд ударных), пиррихий (2 безударных) (они "средней доброты).

Тредиаковский был очень очень связан, ограничен традициями русской силлабики -- трехсложные размеры даже не упомянуты. Упоминает только стихи из 11 и 13 слогов (героическое размеры). Рифма должна быть только женской, признавал только одну парную рифму.

В 1752 году Тредиаковский исключил ограничения насчет 2-сложников, парных рифм, героических строк и женских рифм. Признал 3-стопники, разные рифмы.

(После письма Ломоносова с рекомендациями стихотворцам из Германии 1739 года, кот возмутился трактатом Тредиаковского -- тот после письма МВЛ свой трактат пересмотрел).

/Тредиаковский воспитанник франц поэзии/.

 

"О древнем, среднем и новом стихотворении российском" - 1755 - тоже Тредиаковский. Отмечает 3 этапа развития росс стихосложения.

 

2-ой этап реформы:

"Письмо о правилах российского стихосложения" - Ломоносов, 1739. Было опубликовано слишком поздно, но все равно важно.

Полемика с Тредикаовским, Сумароковым.

Ломоносов изучал в Германии тракта Тредиаковского. Написал письмо в 1739. Не нужно заимствовать чуждое из других языков. При этом написал и приложил к письму написанную новым языком "Оду на взятие Хотини". Ломоносов протестует против ограничений Тредиаковского, вызванных приверженностью силлабике. Нужно ввести "двоесложные и троесложные" стопы. Всего Ломоносов предложил 6 типов стоп: ямб, анапест, ямбоанапест (без-уд-без-без-уд), хорей, дактиль, дактилохорей (уд-без-уд-без-без). Для Тредиаковского колво стоп в стихе было не важно, для Ломоносова - важно -- разбивка (?). Пентаметр (5 стоп), гекз(с)аметр (6 стоп), тетраметр (4-стопный), триметр (3 стопы), диметр (2 стопы). Получаются 30 различных родов стиха.

Ломоносов испытывал любовь к ямбу. Требовал в письме чистоты ритма, ограничения пиррихиев и спондеев. Ломоносов - систематизатор.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: