Предисловие
Среда является одним из компонентов образовательного процесса, в частности, компонентом его внешней структуры. Поэтому поиски путей повышения его эффективности и совершенствования всегда оказываются связанными с разработкой предметно-средо-вых моделей организации педагогического взаимодействия с детьми в условиях семьи и детского сада, находят отражение в комплексно-тематическом принципе планирования и контроля качества воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. Сегодня это нашло отражение даже в Федеральных требованиях к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования, в новом стандарте высшего профессионального образования, по которому будут готовить бакалавров педагогики.
В частности, в стандарте ВПО по направлению 540600 — педагогика, указывается, что при изучении курса «Дошкольной педагогики» студенты должны познакомиться с педагогическими условиями и средствами развития ребенка в период дошкольного детства, к которым относится предметно-развивающая среда дома и детского сада, а также особенностями проектирования данной среды и решения педагогических задач, направленных на освоение ребенком позиции субъекта разных видов деятельности, развитие его творческой индивидуальности. При освоении «Теории и технологий дошкольного образования» их подводят к пониманию дифференциации и интеграции целей, задач и содержания работы по физическому развитию, развитию речи ребенка и математических представлений, экологическому образованию и художественному развитию средствами разных видов искусств в условиях реализации принципа интеграции образовательных областей и предметно-развивающих сред детского сада.
Все эти изменения в содержании профессиональной подготовки бакалавров педагогики соотносятся с новыми федеральными требованиями к организации и содержанию развития, воспитания и обучения в детском саду, к реализации комплексно-тематической модели планирования образовательного процесса и проектирования предметно-развивающей среды.
Между тем, не стоит забывать, что среда развития ребенка дошкольного возраста — это не просто те условия, в которых протекает его жизнь в семье или дошкольном учреждении, а пространство его жизнедеятельности. Она включает социальную (окружающие ребенка общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности) и предметную (систему предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей) среды. Это означает, что кроме ее предметного наполнения, родители и педагоги обязаны задумываться о познавательных и эмоциональных смыслах совместной деятельности и способах действия, которые формируются у ребенка в процессе исследования и освоения, трансформации данной среды. Это означает, что современная среда, в первую очередь, должна обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее социальной и предметной составляющими.
За обобщение своего опыта и умение сделать его интересным и научно обоснованным для сотрудников детского сада и читателей хочется поблагодарить практиков, которые принимали участие в создании данного учебного пособия: О. Н. Кудравец — воспитателя ГОУ детского сада № 112 г. Москвы, О.Н. Рыбкину — воспитателя по физической культуре ГОУ детского сада №2526 г. Москвы, А.Д.Барскую - педагога-психолога ГОУ детского сада №502 г. Москвы, Л.А. Абузярову — старшего воспитателя ГОУ детского сада №1505 г. Москвы, А.А. Мочалину — старшего воспитателя ГОУ ЦРР-детского сада №2662 г. Москвы, Л.В.Горину - заместителя заведующего по BMP детского сада № 184 «Жигуленок» г. Тольятти, Н.В.Позднякову— заведующую ГОУ детского сада №1917 г. Москвы, Е.Ю.Кукушкину - заведующую ГОУ детским садом № 1556 г. Москвы, Т.А. Серебрякову — заведующую ГОУ детским садом №2104, Н.Ф.Лагутину — заведующую ГОУ ЦРР-детским садом №2374 «Родничок» г.Москвы. Кроме того, особенная благодарность — студентам МГПИ и МПГУ, благодаря котором появились многие творческие идеи и разработки, вошедшие в содержание данного пособия: Ксении Пастуховой, Олесе Кибенко, Виктории Немчик, Валерии Скрипник, Татьяне Мокрогузовой, Наталье Прохорени, Екатерине Решетило.
---------------------- Раздел I.
Классический подход -к проектированию среды-
Глава!.
Домашняя предметно-развивающая и игровая среда
Игровая среда для детей младенческого и раннего возраста
При описании классического подхода к проектированию пред-1метно-развивающей и игровой среды семейного воспитания и домашнего обучения мы не будем повторять известные истины и переписывать учебные и методические пособия, посвященные данной проблеме. Обычно проблемы заключаются не в том, что родители не верят в развивающие потенциалы детских игрушек и не желают создавать и совершенствовать предметно-развивающую среду дома. Напротив, современные родители много читают и следят за всеми новинками в интернет-магазинах, используют массу всевозможных пособий и интерактивных игр в общении с ребенком. Проблемы заключаются в несоответствии последних возрастным и индивидуальным особенностям детей, в своеобразном форсировании их развития на фоне обеднения эмоционального фона предметно-практического общения родителей с ребенком. Поэтому основное содержание представленного ниже материала построено как методические рекомендации специалистов — педагогов и психологов — для родителей, учитывающие их интересы и установки на развитие и обучение ребенка, их затруднения и опыт «маленьких побед».
Первый вопрос, который волнует обычно родителей, которые решили создать домашнюю игротеку: «Какие игрушки нужны ребен-
ку»? Специалисты, отвечая на этот вопрос, говорят об игрушках-самоделках, дидактических, настолько-печатных и настольных, образных, технических, конструктивных и спортивно-моторных игрушках.
Игрушки — забавы — род игрушек, которые представляют собой «веселые игрушки»: смешные фигурки людей и животных (клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, мишка — «дергунчик» и др.). Особенность игрушек-забав — в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов.
Образные игрушки или сюжетные игрушки - род игрушек, которые во многом определяют сюжет игры, развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки), посуда, мебель и др.
Строительные и конструктивные игрушки — род игрушек, которые рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Начинаются они с различных наборов для игры в песке и в снегу (в которые входят каталки-песочницы, песочные наборы в ведре или сите, лопатки и грабельки, совочки и леечки, мельница, мини-санки и др.). Включают наборы строительных материалов, которые представляют собой комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Конструкторы состоят из наборов деталей, крепежных элементов и инструментов для сборки различных конструкций. Детям предлагают конструкторы с разными способами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение (с крепежными устройствами). Среди таких игрушек есть и «сборные модели». Например, набор «Моделист» (модели парусников), «Звезда» (модели современных вертолетов, самолетов, кораблей и т.д.).
Дидактические игрушки — род игрушек, который предназначен для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Условия решения дидактической задачи заключены в конструкции игрушки.
К дидактическим игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры, народные игрушки (матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др.). Особый вид дидактических игрушек представляют собой настолько — печатные и настольные игры. Они предусматривают наличие правил действий с игрушками и правил взаимодействия между участника-
ми игры. Такие игры можно делать всей семьей (обычно по типу знаменитых игр— «ходилок») и играть целыми неделями. Такие игры сочетают досуговую и познавательную функции.
Игрушки — самоделки — род игрушек, которые изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры — «продукты», «тетрадки» и «книжки» и др.
В основе изготовления игрушек-самоделок л ежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Создавая игрушки, наблюдая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребенок испытывает радость, стремление к созидательной деятельности.
Технические игрушки — род игрушек, которые вводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во многих технических игрушках используются заводные, инерционные двигатели, электромоторчики, электронные устройства.
Спортивные игрушки — род игрушек, которые предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (блошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи). Другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (ходунки, каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки). Наконец, существуют спортивные игрушки, предназначенные для коллективных игр (настольные баскетбол, хоккей, пинг-понг).
Все игрушки должны быть педагогически целесообразными, художественно приемлемыми и отвечать возрастным интересам детей, быть безопасными и гигиеничными. Опираясь на эти требования, попробуем дать рекомендации к оснащению игрового уголка для детей в домашних условиях (по материалам статей журнала «Мама и малыш»).