Исследование слуха с помощью аудиометров




Наружное ухо

Ушная раковина у грудного ребёнка мягкая, малоэла­стичная. Завиток и мочка выражены не отчётливо. Фор­мируется ушная раковина к четырём годам.

Наружный слуховой проход у новорождённого ребёнка короткий, представляет собой узкую щель, заполненную первородной смазкой. Костная часть стенки ещё не раз­вита и верхняя стенка прилегает к нижней. Слуховой проход направлен вперёд и книзу, поэтому, чтобы осмот­реть слуховой проход,, ушную раковину нужно оттянуть назад и книзу..

Барабанная перепонка более плотная, чем у взрослых за счёт наружного кожного слоя, который ещё не сфор­мировался. В связи с этим обстоятельством при остром среднем отите перфорация барабанной перепонки проис­ходит реже, что способствует развитию осложнений.

Барабанная полость у новорождённых заполнена миксоидной тканью, которая является хорошей питательной средой для микроорганизмов, в связи с чем увеличивается опасность развития отитов в этом возрасте. Рассасывание миксоидной ткани начинается с 2-3 недельного воз­раста, однако, может находиться в барабанной полости в течение первого года жизни.

 

Внутреннее ухо представлено костным лабиринтом, расположенным в пирамиде височной кости, и находящимся в нем перепончатым лабиринтом. Костный лабиринт состоит из трёх отделов: преддверия, улитки и трёх полукружных каналов.

1. Преддверие — средняя часть лабиринта, на наружной стенке которого расположены два окна, ведущие в барабанную полость. Овальное окно преддверия закрыто

пластинкой стремени. Круглое окно закрыто вторичной барабанной перепонкой. Передняя часть преддверия сообщается с улиткой через лестницу преддверия. Задняя часть

содержит два вдавления для мешочков вестибулярного аппарата.

2. Улитка — костный спиральный канал в два с поло­виной оборота, который делится костной спиральной пластинкой на лестницу преддверия и барабанную лестницу.

Между собой они сообщаются через отверстие, находящееся у верхушки улитки.

3. Полукружные каналы — костные образования, рас­положенные в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях: горизонтальной, фронтальной и саггитальной. Каждый канал имеет два колена — расширенную ножку (ам­пулу) и простую. Простые ножки переднего и заднего полукружных каналов сливаются в одну, поэтому у трёх

каналов имеется пять отверстий.

Перепончатый лабиринт состоит из перепончатой улитки, трёх полукружных каналов и двух мешочков {сферического и эллиптического), расположенных в преддверии костного лабиринта. Между костным и перепончатым лабиринтом находится перилимфа, которая представляет собой видоизменённую спинномозговую жидкость. Перепончатый лабиринт заполнен эндолимфой.

Во внутреннем ухе находятся два анализатора, свя­занных между собой анатомически и функционально — слуховой и вестибулярный. Слуховой анализатор распо­ложен в улитковом протоке. А вестибулярный — в трёх полукружных каналах и двух мешочках преддверия.

Слуховой периферический анализатор. В верхнем коридоре улитки расположен спиральный (кортиев) орган, который представляет собой периферическую часть слухового анализатора. На разрезе он имеет треугольную форму. Нижней его стенкой является основная мембрана. Сверху находится преддверная (рейсснерова) мембрана. Наружная стенка образована спиральной связкой и располо­женными на ней клетками сосудистой полоски

Основная мембрана состоит из эластических упругих поперечно расположенных волокон, натянутых в виде струн. Длина их увеличивается от основания улитки к области верхушки. Спиральный (кортиев} орган имеет очень сложное строение и состоит из внутренних и наружных рядов чувствительных волосковых биполярных клеток и поддерживающих (опорных) клеток. Отростки волосковых клеток спирального органа (слуховые волоски) соприкасаются с покровной мембраной и при колебании основной пластинки происходит их раздражение, в результате чего механическая энергия трансформируется в нервный им­пульс, который распространяется до спирального ганглия, затем по VIII паре черепно-мозговых нервов в продолговатый мозг. В дальнейшем большая часть волокон переходит на противоположную сторону и по проводящим путям импульс передаётся в корковый отдел слухового анализа­тора — височную долю полушария.

Вестибулярный периферический анализатор. Впреддверии лабиринта имеются два перепончатых мешочка с находящимся в них отолитовым аппаратом. На внутренней поверхности мешочков имеются возвышения (пятна), выстланные нейроэпителием, состоящим из опорных и волосковых клеток. Волоски чувствительных клеток образуют сеть, которая покрыта желеобразной субстанцией, содержащей микроскопические кристаллики — отолиты. При прямолинейных движениях тела происходит смещение отолитов и механическое давление, что вызывает раздражение нейроэпителиальных клеток. Импульс передаётся преддверному узлу, а затем по вестибулярному нерву (VIII пара) в продолговатый мозг.

На внутренней поверхности ампул перепончатых протоков имеется выступ — ампулярный гребешок, состоящий из чувствительных клеток нейроэпителия и опорных клеток. Чувствительные волоски, склеивающиеся между собой, представлены в виде кисточки (купуля). Раздражение нейроэпителия происходит в результате перемещения эндолимфы при смещении тела под углом (угловые ускорения). Импульс передаётся волокнами вестибулярной ветви преддверно-улиткового нерва, которая заканчивается в ядрах продолговатого мозга. Эта вестибулярная зона связана с мозжечком, спинным мозгом, ядрами глазодвига­тельных центров, корой головного мозга.

Кровоснабжение внутреннего уха происходит через внутреннюю слуховую артерию. Венозный отток идёт через вены водопровода преддверия и улитки и венозное сплетение внутреннего слухового прохода.

9 ТЕОРИИ СЛУХА

Теория Гельмгольца (резонаторная) – базилярная мембрана состоит из «струн» разной длины и натянутости, которые резонируют на соответствующие частоты. У верхушки улитки волокна базилярной мембраны длиннее – резонируют на низких частотах, у основания короче – резонируют на высоких частотах.

Теория Бекеши (бегущей волны) – звуковая волна, проходя по перелимфе, вызывает колебания базилярной в виде бегущей волны. В зависимости от частотной характеристики звука происходит максимальный изгиб основной мембраны на ограниченном участке.

Теория Ухтомского (физиологического резонанса клеток) – сенсорные клетки Кортиева органа обладают различной лабильностью и реагируют на разные частоты звуковых волн.

10 ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХА РЕЧЬЮ

Достоинства этого метода заключаются в отсутствии необходимости в специальных приборах и оборудования, а также в его соответствии основной роли слуховой функции у человека — служить средством речевого общения.

При исследовании слуха речью применяется шепотная и громкая речь. Конечно, оба эти понятия не включают точной дозировки силы и высоты звука, однако некоторые показатели, определяющие динамическую (силовую) и частотную характеристику шепотной и громкой речи, все же имеются.

Для того чтобы придать шепотной речи более или менее постоянную громкость, рекомендуют произносить слова, пользуясь воздухом, остающимся в лёгких после спокойного выдоха. Практически в обычных условиях исследования слух считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 6—7 м. Восприятие шёпота на расстоянии меньше 1 м характеризует весьма значительное понижение слуха. Полное отсутствие восприятия шепотной речи указывает на резкую тугоухость, затрудняющую речевое общение.

Подбирая слова, состоящие из одних высоких или низких звуков, можно отчасти дифференцировать поражения звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов. Для поражения звукопроводящего аппарата считается характерным ухудшение восприятия низких звуков, выпадение же или ухудшение восприятия высоких звуков указывает на поражение звуковоспринимающего аппарата.

Для исследования слуха шепотной речью рекомендуется использовать две группы слов: первая группа имеет низкую частотную характеристику и слышна при нормальном слухе в среднем на расстоянии 5 м; вторая — обладает высокой частотной характеристикой и слышна в среднем на расстоянии 20 м. К первой группе относятся слова, в состав которых входят гласные у, о, из согласных — м, н, р, в, например: ворон, двор, море, номер, Муром и. т. п.; во вторую группу входят слова, включающие из согласных шипящие и свистящие звуки, а из гласных — а, и, э: час, щи, чашка, чижик, заяц, шерсть и т. п.

При отсутствии или резком понижении восприятия шепотной речи переходят к исследованию слуха громкой речью. Вначале применяют речь средней, или так называемой разговорной, громкости, которая слышна на расстоянии примерно в 10 раз большем, чем шепотная. Для придания такой речи более или менее постоянного уровня громкости рекомендуется тот же приём, который предложен для шепотной речи, т. е. пользоваться резервным воздухом после спокойного выдоха. В тех случаях, когда и речь разговорной громкости различается плохо или совсем не различается, применяется речь усиленной громкости (крик).

Исследование слуха речью производится для каждого уха отдельно: исследуемое ухо обращено к источнику звука, противоположное ухо заглушается пальцем (желательно — смоченным водой) или влажным комком ваты. При заглушении уха пальцем не следует с силой нажимать на слуховой проход, так как это вызывает шум в ухе и может причинить боль. При исследовании слуха разговорной и громкой речью выключение второго уха производят при помощи ушной трещотки. Затыкание второго уха пальцем в этих случаях не достигает цели, так как при наличии нормального слуха или при небольшом понижении слуха на это ухо громкая речь будет различаться, несмотря даже на полную глухоту исследуемого уха.

Исследование восприятия речи надо начинать с близкого расстояния. Если исследуемый правильно повторяет все предъявляемые ему слова, то расстояние постепенно увеличивается до тех пор, пока большинство произнесённых слов окажется неразличённым. Порогом восприятия речи считается наибольшее расстояние, на котором различается 50% предъявленных слов. Если длина помещения, в котором производится исследование слуха, недостаточна, т. е. когда все слова оказываются хорошо различаемыми даже на максимальном расстоянии, то можно рекомендовать такой приём: исследующий становится спиной к исследуемому и произносит слова в противоположном направлении; это приблизительно соответствует увеличению расстояния вдвое.

При исследовании слуха речью необходимо учитывать, что восприятие речи является очень сложным процессом. Результаты исследования зависят, конечно, от остроты и объёма слуха, т. е. от способности различать звуки определённой высоты и силы, соответствующей акустическим свойствам речи. Однако результаты зависят не только от остроты и объёма слуха, но и от способности различать в слышимом такие элементы речи, как фонемы, слова, их соединения в предложения, что, в свою очередь, обусловлено тем, насколько исследуемый овладел звуковой речью.

В связи с этим, исследуя слух при помощи речи, нужно считаться не только с фонетическим составом, но и с доступностью применяемых слов и фраз для понимания. Без учёта этого последнего фактора можно прийти к ошибочному заключению о наличии тех или иных дефектов слуха там, где на самом деле этих дефектов нет, а имеется лишь несоответствие применяемого для исследования слуха речевого материала уровню речевого развития исследуемого.

Опыты с камертоном

1. Опыт Вебера (W)- оценка латерализации звука. Камертон С128 приставляют к темени пациента ножкой точно посередине головы и просят его сказать, каким ухом он лучше слышит звук. Бранши камертона должны совершать колебания во фронтальной плоскости, т.е. от правого уха к левому. В норме обследуемый слышит звук в середине головы или одинаково в обоих ушах. При одностороннем поражении звукопроводящего аппарата (серная пробка в слухо­вом проходе, воспаление среднего уха, перфорация барабанной перепонки и др.) на­блюдается латерализация звука в больное ухо; при двустороннем поражении - в сторону хуже слышащего уха. Нарушение звуковосприятия приводит к латерализации звука в здоровое или лучше слышащее ухо.

2. Опыт Ринне (R)- сравнение длительности восприятия костной и воздушной про­водимости. Звучащий низкочастотный камертон устанавливается ножкой на сосцевидный отросток обследуемого уха. После прекращения восприятия звука по кости его подносят браншами к слуховому проходу. В норме человек дольше слышит камертон по воздуху (опыт Ринне положительный). При нарушении звуковосприятия пропорционально ухудшается костная и воздушная проводимость, поэтому опыт Ринне остаётся положительным. Если же страдает звукопроведение, то звук по кости воспринимается дольше, чем по воздуху (отрицательный опыт Ринне). Можно сравнить данные восприятия воздушной и костной проводимости в секундах полученные вначале.

3. Опыт Швабаха (Sch) – измерение длительности восприятия звука через кость. Звучащий камертон поставьте на сосцевидный отросток обследуемого и держите его до тех пор, пока последний перестанет слышать его. Затем исследователь (с нормальным слухом) ставит ка­мертон себе на сосцевидный отросток, если он продолжает слышать камертон, то у исследуемого опыт Швабаха укорочен, если так же не слышит, то опыт Швабаха у обследуемого нормален. Можно сравнить длительность восприятия у обследуемого с паспортными данными камертона. Тоже проведите на другое ухо. Укорочение опыта Швабаха наблюдается при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата, удлинение – при нарушении звукопроведения.

4. Опыт Федеричи (F)- сравнение длительности восприятия костнотканевой проводимости с сосцевидного отростка и проводимости с козелка. Проводится опыт аналогично опыту Ринне: после прекращения звучания камертона на сосцевидном отростке он ставится ножкой на козелок. В норме и при нарушении звуковосприятия опыт Федеричи положительный, т.е. звучание камертона с козелка воспринимается дольше, а при нарушении звукопроведения - отрицательный.

5. Опыт Желле (G)- определение подвижности подножной пластинки стремени в овальном окне – специальный опыт для диагностики отосклероза. Наружный слуховой проход плотно обтурируется оливой баллона Политцера, и с его помощью периодически увеличивается и уменьшается давление воздуха на барабанную перепонку, слуховые косточки, можно периодически открывать и закрывать слуховой проход, прижимая и отпуская козелок, т.е. закрывая и открывая слуховой проход несколько раз. Максимально звучащий низкочастотный камертон устанавливается на сосцевидный отток. При неподвижности стремени в овальном окне громкость звука от изменения давления в наружном слуховом проходе не меняется (опыт Желле отрицательный), в то время как в норме при повышении давления звук воспринимается более тихим (опыт Желле положительный).

Исследование слуха с помощью аудиометров

Тональная аудиометрия

Аудиометрия является наиболее распространённым видом и представляет собой исследование слуха с помощью чистых тонов, генерируемых прибором. Через воздушный и костный телефоны в ухо испытуемого подаются звуки разной частоты и интенсивности. Принцип аудиометрии основан на регистрации пациентом самых слабых звуков того или иного тона (порог слышимости звука), подаваемого в воздушный и костный телефоны. Получаемые графики-аудиограммы позволяют судить о состоянии слухового анализатора. Получаются типичные кривые, характерные для нарушения только звукопроведения, либо только звуковосприятия, либо имеется смешанная тугоухость.

Речевая аудиометрия

С помощью специальных речевых аудиометров удаётся графически установить уровень разборчивости речи, также подаваемой в телефон с разной интенсивностью. При ряде патологических процессов в звуковом анализаторе с помощью этого вида исследования удаётся уточнить характер тугоухости. На рисунке показаны аудиограммы, типичные для нормального слуха, нарушения звукопроведения и звуковосприятия. Так, при перцептивной тугоухости (кохлеарный неврит), несмотря на повышение интенсивности звука, не наблюдается 100 % разборчивости речи, в то время как в случае нарушения звукопроводящего аппарата эта 100 % разборчивость возможна при значительном усилении звуков речи.

Как уже указано, в настоящее время широко применяется исследование слуха с помощью аудиометра. Преимущества этого метода следующие. 1. При аудиометрии данные выражены в децибелах, т.е. представлены объективно. 2. Оценка слуха через воздух и кость требует меньше времени по сравнению с исследованием камертонами. 3. Аудиометрия позволяет проводить исследование массово. Исследование с помощью аудиометра не лишено и недостатков: а) оно представляет собой также субъективную методику; б) исследование костной проводимости на высокие звуки, особенно при одностороннем поражении, даёт в лучшем случае лишь приблизительные данные. Указанные недостатки являются общими для обоих методов.

14 ОТОСЛЕРОЗ

Отосклероз – патологический рост костной ткани в среднем ухе.

Заболевание развивается у людей молодого и среднего возраста и всегда влечёт за собой нарушение слуха. Чаще поражает женщин (около 70%).

Как формируется болезнь?

Костный лабиринт во внутреннем ухе формируется во время эмбриогенеза и не подвергается вторичному окостенению.

Во время отосклероза начинает образовываться лишняя костная ткань, которая заполняет собой лабиринт.

Это снижает звукопроводимость, иногда могут формироваться и вестибулярные расстройства.

Патологическая костная ткань может образовываться в любых частях внутреннего уха: в преддверии, в самой улитке и в полуокружных канальцах.

Формы заболевания

Различают несколько видов отосклероза:

кондуктивный – страдает проведение звуковых волн. Самый лёгкий тип отосклероза, поддаётся хирургической коррекции. Есть вероятность полного восстановления слуха;

смешанный – снижается не только проведение звука, но и способность его анализировать. Возможно лишь частично восстановить слух;

кохлеарный – полностью блокируется звуковосприятие. Оперативное лечение практически не даёт результата.

По скорости течения заболевания различают медленный, скачкообразный и быстрый отосклероз.

Считается, что к развитию отосклероза приводят:

генетическая предрасположенность (болезнь наследуется по аутосомно-доминантному типу, т.е. от любого из родителей);

генетические мутации;

перенесённая корь в детстве;

хронический средний отит;

болезнь Педжета (хроническое воспаление костной ткани);

эндокринные заболевания;

травмы уха.

Болезнь вначале поражает одно ухо, но постепенно процесс становится двухсторонним.

Отосклероз лечат двумя способами: хирургически (стапедопластика, мобилизация стремени, фенестарция лабиринта) и коррекция слуха с помощью слуховых аппаратов.

Отосклероз лечат двумя способами: хирургически (стапедопластика, мобилизация стремени, фенестарция лабиринта) и коррекция слуха с помощью слуховых аппаратов.

 

13 Кондуктивная тугоухость – нарушение слуха, которое характеризуется затруднённым проведением звуковых волн к звуковоспринимающему аппарату. Основные клинические признаки – снижение остроты слуха, «заложенность» ушей, усиленное восприятие собственного голоса, ухудшение дифференциации речи от окружающих шумов. Диагностика включает в себя анализ анамнестических сведений, жалоб, данных отоскопии, аудиометрии, проб Ринне, Вебера, тимпанометрии. Терапевтическая тактика зависит от этиопатогенетической формы заболевания и может включать в себя как медикаментозное, так и оперативное лечение.

 

Нарушением проходимости внешнего уха. Серные пробки, инородные тела, опухоли, наружный отит, «ухо пловца», экзостозы, травматические повреждения и врождённая атрезия слухового похода ухудшают или делают невозможным прохождение звуковых колебаний к барабанной перепонке.

Повреждением барабанной перепонки. Сюда относятся: перфорация на фоне острой акустической травмы, тимпаносклероз, резкие перепады атмосферного давления (при быстром наборе высоты или спуске). Нарушение целостности барабанной перегородки затрудняет передачу механических колебаний на слуховые косточки.

Поражением среднего уха. Экссудативный и гнойный средний отит, отосклероз, тубоотит, холестеатома, закупорка глоточного отверстия евстахиевой трубы аденоидными вегетациями или другими патологическими структурами сопровождаются нарушением подвижности и проводящей функции слуховых косточек.

Заболеваниями внутреннего уха. Непроходимость круглого или овального окна улитки и дигисценция переднего полукружного канала способны препятствовать нормальному движению эндолимфы, передающей вибрации к кортиевому органу.

Серная пробка. Данная причина самая распространённая. Клетки наружного слухового прохода вырабатывают некоторое количество серного секрета. Когда сера скапливается в ухе, образуется так называемая серная пробка. Чтобы этого не произошло, необходимо регулярно проводить гигиенические процедуры. Иначе такие пробки будут образовываться постоянно. Серная пробка снижает слух на 15-30 дБ.

Патологические процессы. К таким процессам относятся острый и хронический отит, которые сопровождаются возникновением жидкости. В норме никакого экссудата образовываться не должно, так как это явление приводит к нарушению звукопроводимости. В итоге снижается слух.

Мастоидит – это воспаление пещеры сосцевидного отростка височной кости. В норме эта полость пневматизирована (заполнена воздухом), но при проникновении инфекции, наполняется гноем.

Болезнь опасна тем, что может вызвать воспаление мозговых оболочек (менингит).

Развитие мастоидита не зависит от пола, чаще всего заболевание встречается у детей первого года жизни.

Инородные тела в ухе — это предметы чужеродного характера, которые попадают в слуховой проход, полость наружного или среднего уха из внешней среды. Инородные тела в ухе — это очень распространённая патология, особенно часто встречающаяся в детском возрасте, поскольку дети нередко засовывают в уши мелкие детали от игрушек, шарики и фрагменты различных предметов.

 

15 Нейросенсорная тугоухость – недостаточность слухового анализатора, при которой поражёнными оказываются звуковоспринимающие отделы, начиная от начального звена (волосковые клетки улитки) и заканчивая главными мозговыми структурами (центр слуха в головном мозге). Основной симптом – снижение слуха вплоть до полной глухоты.

Лабиринтит — это инфекционный воспалительный процесс, протекающий в полости внутреннего уха, который может развиваться по самым разным причинам.

Типы лабиринтита и причины возникновения

Лабиринтит различается по нескольким типам, в зависимости о того, по каким причинам возникло заболевание, и от степени его распространения за пределы внутреннего уха.

инфекция может проникать во внутреннее ухо следующими путями:

из полости среднего уха (тимпатогенный тип развития) при острых и хронических отитах, туберкулезе среднего уха;

из головного мозга (менингогенный тип), после перенесённого менингита;

с током крови (гематогенный тип) при системных вирусных заболеваниях, таких как ОРВИ, грипп, скарлатина, сифилис и пр.

Осложнения

полная потеря слуха. При длительном течении заболевания в нервных клетках лабиринта происходят необратимые изменения, которые могут привести к нейросенсорной глухоте;

внутричерепные осложнения (абсцесс мозга, энцефалит, менингит, повышение внутричерепного давления с вероятностью кровоизлияния);

неврит лицевого нерва;

мастоидит.

Принципы лечения болезни лабиринтит заключаются в том, чтобы не допустить распространения воспаления на близлежащие структуры и предупредить осложнения, избавить больного от симптомов и восстановить функции внутреннего уха.

аудиограмма при нейросенсорной тугоухости • Воздушная и костная проводимость нарушены в одинаковой степени; костно-воздушный разрыв отсутствует. • Нарушено восприятие преимущественно высоких тонов — нисходящая кривая.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: