Урок 13. Обобщение по разделу «Летописи. былины. жития»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний | ||
Педагогические задачи: создать условия для обобщения и закрепления знаний произведений раздела «Летописи, былины, жития»; совершенствовать умения выразительно читать, анализировать произведения | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся: пересказывать содержание произведений раздела «Летописи. Былины. Жития», толковать значения понятий: летопись, былина, житие, называть отличительные особенности летописи, былины, жития, элементы композиции былины, летописи и жития, определять основную мысль произведений вышеперечисленных жанров, сравнивать житие и волшебную сказку, безошибочно произносить устаревшие слова и словосочетания, отвечать на вопросы учителя, находить ответы на них в читаемых текстах, представлять результаты проектной деятельности | Метапредметные: Познавательные: делать выводы по итогам прочитанных произведений раздела; составлять список литературы по теме предложенного проекта; предъявлять в доступной для слушателей форме информацию, добытую из разнообразных источников при подготовке выбранного проекта; выбирать из ряда предложенных ответов тот, который наиболее полно соответствует собственному пониманию проблемы; сопоставлять иллюстрации, репродукции картин известных художников с текстами летописей, былин, жития; составлять сообщение на тему «Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений». Регулятивные: формулировать учебную задачу урока совместно в группе; контролировать свои действия при достижении учебной задачи в ходе урока и оценивать качество заданий, выполненных учащимися на уроке; рефлексировать по итогам урока. Коммуникативные: объединяться в пары и группы для выполнения заданий одного уровня; участвовать в беседе с учителем и одноклассниками; распределять функции для реализации намеченной цели; работать в паре; обсуждать в групповой оценочной работе мнения разных учеников; задавать вопросы докладчику | Личностные: проявлять интерес к истории своего Отечества, активность при участии в проектной деятельности; самоопределяться в выборе заданий, реализовывать свой творческий потенциал |
|
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Какими чертами характера обладали бога- тыри? – Отметьте особенности, которые характеризуют былину | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку. – Богатыри в давние времена были мужественными, бесстрашными, любили родину и всеми силами уберегали ее от нападения недруга. Честь, мудрость и любовь – это определения к настоящему богатырю. – Былины строятся по определенному плану. Большинство былин начинается зачином. В нем обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда ехал богатырь. События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведется медленно, не спеша. Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника. Чтобы придать напевность былине, сделать изложение ее более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова | Выделять существенную информацию из текста. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке обобщим знания по теме «Летописи. Былины. Жития» | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить речевое высказывание в устной форме |
III. Работа по теме урока | Проводит беседу по содержанию произведений раздела «Летописи. Былины. Жития». – С какими произведениями вы познакомились в данном разделе? – Какое из них вам особенно понравилось? Почему? – Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? – А чем они, по вашему мнению, разли- чаются? – Рассмотрите репродукцию картины Васнецова «Богатыри» на странице 34 учебника. Определите, кто здесь Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Как изобразил их художник? – Совпадает ли образ Ильи Муромца с тем, который вы мысленно представляли себе, читая былину? – Расскажите о герое, который вам понравился. – Устно опишите пейзаж | Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы по картине В. М. Васнецова. – Центральное место на картине занимают три богатыря: Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич. В свойственной ему манере Васнецов прописывает малейшие детали. Композиция картины продумана до мелочей. Рассказывают о былинных героях. – Взгляд зрителя в первую очередь обращается на Илью Муромца, который изображен в центре. Этот былинный герой занимает одно из важнейших мест в русских былинах. Лицо умудренного жизненным опытом богатыря сурово. Он внимательно вглядывается вдаль, приложив ко лбу руку. На ней висит палица, в другой руке зажато копье. Фигура Ильи Муромца поражает мощью. Под стать седоку и конь. От богатыря веет силой. Это надежный страж земли Русской. В то же время есть что-то в герое мягкое и ласковое, доброе, свойственное открытой русской душе. Не таков Алёша Попович. В лице самого младшего из богатырей видна хитринка, лукавинка. Это веселый балагур, шутник. Но в любой момент веселость слетит с лица героя, и он ринется в бой на защиту родной земли. Его рука крепко держит лук, а на боку наготове колчан со стрелами. Тревожен окружающий богатырей пейзаж. Ветер треплет гривы коней, пригибает к земле ковыль. Облака собираются в грозовые тучи. Кони настороженно пригнули головы, лишь конь Добрыни Никитича вскинул ее, почуяв опасность. Но стражи наготове. Добрыня Никитич слегка вынул меч из ножен. Его взгляд направлен в ту же сторону, что и взгляд Ильи Муромца. Богатыри надежно хранят покой родных просторов. Никакая сила им не страшна | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
– Объясните своими словами, что такое «летопись». Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи? – Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? – Вам уже известно, что летописи и жития записывались, а потом многократно переписывались от руки, составьте план и расскажите о рукописных книгах. Как вы озаглавите свой рассказ? Почему? – Обратили ли вы внимание на то, что авторы летописи и жития не названы? Как вы думаете, почему они не указаны? Приведите примеры произведений, в которых автор не указывается. – Составьте с другом сообщение «Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений». Какими новыми произведениями вы дополните свой рассказ? | – Летописи – исторические произведения XI–XVII вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами «в лето» – отсюда название – летопись. Слова «летопись» и «летописец» были синонимами, но летописцем мог называться также и сам составитель произведения (например, летописец Нестор). Летописи – важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, – «Повесть временных лет». Ее создателем считают монаха Печерского монастыря в Киеве Нестора, написавшего свой труд около 1113 года | ||
IV. Самостоятельная работа | Проводит тест по теме «Летописи. Былины. Жития» (см. ресурсный материал). – Выберите правильный ответ | Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. Выполняют тесты. Выбирают правильные ответы | Осуществлять анализ с опорой на визуализацию, планировать свое действие в соответствии с задачей |
V. Домашнее задание | Объясняетдомашнее задание. Выполнить задание в рабочей тетради (с. 22) | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Сохранять учебные задачи |
VI. Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
|