Урок 13. Обобщение по разделу «Летописи. былины. жития»




Урок 13. Обобщение по разделу «Летописи. былины. жития»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Педагогические задачи: создать условия для обобщения и закрепления знаний произведений раздела «Летописи, былины, жития»; совершенствовать умения выразительно читать, анализировать произведения
Планируемые результаты
Предметные: научатся: пересказывать содержание произведений раздела «Летописи. Былины. Жития», толковать значения понятий: летопись, былина, житие, называть отличительные особенности летописи, былины, жития, элементы композиции былины, летописи и жития, определять основную мысль произведений вышеперечисленных жанров, сравнивать житие и волшебную сказку, безошибочно произносить устаревшие слова и словосочетания, отвечать на вопросы учителя, находить ответы на них в читаемых текстах, представлять результаты проектной деятельности Метапредметные: Познавательные: делать выводы по итогам прочитанных произведений раздела; составлять список литературы по теме предложенного проекта; предъявлять в доступной для слушателей форме информацию, добытую из разнообразных источников при подготовке выбранного проекта; выбирать из ряда предложенных ответов тот, который наиболее полно соответствует собственному пониманию проблемы; сопоставлять иллюстрации, репродукции картин известных художников с текстами летописей, былин, жития; составлять сообщение на тему «Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений». Регулятивные: формулировать учебную задачу урока совместно в группе; контролировать свои действия при достижении учебной задачи в ходе урока и оценивать качество заданий, выполненных учащимися на уроке; рефлексировать по итогам урока. Коммуникативные: объединяться в пары и группы для выполнения заданий одного уровня; участвовать в беседе с учителем и одноклассниками; распределять функции для реализации намеченной цели; работать в паре; обсуждать в групповой оценочной работе мнения разных учеников; задавать вопросы докладчику Личностные: проявлять интерес к истории своего Отечества, активность при участии в проектной деятельности; самоопределяться в выборе заданий, реализовывать свой творческий потенциал

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Какими чертами характера обладали бога- тыри?     Отметьте особенности, которые характеризуют былину Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку. – Богатыри в давние времена были мужественными, бесстрашными, любили родину и всеми силами уберегали ее от нападения недруга. Честь, мудрость и любовь – это определения к настоящему богатырю. – Былины строятся по определенному плану. Большинство былин начинается зачином. В нем обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда ехал богатырь. События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведется медленно, не спеша. Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника. Чтобы придать напевность былине, сделать изложение ее более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова Выделять существенную информацию из текста. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке обобщим знания по теме «Летописи. Былины. Жития» Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить речевое высказывание в устной форме
III. Работа по теме урока Проводит беседу по содержанию произведений раздела «Летописи. Былины. Жития». – С какими произведениями вы познакомились в данном разделе? – Какое из них вам особенно понравилось? Почему? – Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? – А чем они, по вашему мнению, разли- чаются? – Рассмотрите репродукцию картины Васнецова «Богатыри» на странице 34 учебника. Определите, кто здесь Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Как изобразил их художник? – Совпадает ли образ Ильи Муромца с тем, который вы мысленно представляли себе, читая былину? – Расскажите о герое, который вам понравился.     – Устно опишите пейзаж Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы по картине В. М. Васнецова. – Центральное место на картине занимают три богатыря: Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич. В свойственной ему манере Васнецов прописывает малейшие детали. Композиция картины продумана до мелочей.     Рассказывают о былинных героях. – Взгляд зрителя в первую очередь обращается на Илью Муромца, который изображен в центре. Этот былинный герой занимает одно из важнейших мест в русских былинах. Лицо умудренного жизненным опытом богатыря сурово. Он внимательно вглядывается вдаль, приложив ко лбу руку. На ней висит палица, в другой руке зажато копье. Фигура Ильи Муромца поражает мощью. Под стать седоку и конь. От богатыря веет силой. Это надежный страж земли Русской. В то же время есть что-то в герое мягкое и ласковое, доброе, свойственное открытой русской душе. Не таков Алёша Попович. В лице самого младшего из богатырей видна хитринка, лукавинка. Это веселый балагур, шутник. Но в любой момент веселость слетит с лица героя, и он ринется в бой на защиту родной земли. Его рука крепко держит лук, а на боку наготове колчан со стрелами. Тревожен окружающий богатырей пейзаж. Ветер треплет гривы коней, пригибает к земле ковыль. Облака собираются в грозовые тучи. Кони настороженно пригнули головы, лишь конь Добрыни Никитича вскинул ее, почуяв опасность. Но стражи наготове. Добрыня Никитич слегка вынул меч из ножен. Его взгляд направлен в ту же сторону, что и взгляд Ильи Муромца. Богатыри надежно хранят покой родных просторов. Никакая сила им не страшна Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой
– Объясните своими словами, что такое «летопись». Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи? – Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? – Вам уже известно, что летописи и жития записывались, а потом многократно переписывались от руки, составьте план и расскажите о рукописных книгах. Как вы озаглавите свой рассказ? Почему? – Обратили ли вы внимание на то, что авторы летописи и жития не названы? Как вы думаете, почему они не указаны? Приведите примеры произведений, в которых автор не указывается. – Составьте с другом сообщение «Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений». Какими новыми произведениями вы дополните свой рассказ? – Летописи – исторические произведения XI–XVII вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами «в лето» – отсюда название – летопись. Слова «летопись» и «летописец» были синонимами, но летописцем мог называться также и сам составитель произведения (например, летописец Нестор). Летописи – важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, – «Повесть временных лет». Ее создателем считают монаха Печерского монастыря в Киеве Нестора, написавшего свой труд около 1113 года  
IV. Самостоятельная работа Проводит тест по теме «Летописи. Былины. Жития» (см. ресурсный материал). – Выберите правильный ответ Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. Выполняют тесты. Выбирают правильные ответы Осуществлять анализ с опорой на визуализацию, планировать свое действие в соответствии с задачей
V. Домашнее задание Объясняетдомашнее задание. Выполнить задание в рабочей тетради (с. 22) Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Сохранять учебные задачи
VI. Итог урока. Рефлексия Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: