«-» 1П
предметно-игровой среды группы детского сада1
Предметно-игровая среда детского сада не может существовать сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями, интересами, целями и задачами взаимодействия. При этом большое значение в эффективности организации и активизации предметно-игровой среды группы детского сада имеет анализ имеющихся условий, способствующих реализации воспитанниками права на свободу выбора.
Рассмотрим, как такой анализ проводился в ГОУ детском саду № 1505 г. Москвы под руководством Л. А. Абузяровой.
Анализ проводился в двух группах младшего возраста, средних, старшей и подготовительной к школе группах.
Для анализа и оценки предметно -игровой среды были разработаны критерии, опирающиеся на результаты исследований О.Р. Радионовой: ^
1. Насыщенность развивающей предметно-игровой среды (РПС).
По данному параметру были проверены на соответствие: наглядные пособия, детская художественная литература, физкультурное оборудование, материалы и оборудование для ручного труда, трудовой и изобразительной деятельности, для экспериментироиа-
0 Параграф написан к,п.н., доцентом Н.В. Микляевой и Л.А.Абузяровой.
ния, для конструктивной деятельности. Отдельно анализировалось оборудование и атрибуты игр (настолько-печатные игры, в том числе дидактические игры, сюжетно-ролевые, строительные, музыкальные, и др. игры и игрушки).
2. Соответствие требованиям:
• возрастным (соответствие возрасту детей);
• эстетическим (качества, которые делают данный объект при
влекательным для ребёнка);
• доступность расположения для детей (возможность самостоя
тельно находить, подбирать, доставать нужные ему объекты
РПС).
На основе анализа данных критериев было выявлено, что в большинстве групп отсутствуют материалы и оборудование для изобразительной деятельности и ручного труда, оборудование для конструктивной и экспериментальной деятельности. Это выражается в отсутствии ножниц, бумаги, клея, кистей, пластилина, глины, красок, бросового материала. Для трудовой деятельности игр с водой, экспериментирования, нет тряпок, щёток, леек, оборудования для проведения экспериментов. Из музыкальных игрушек, в основном, только бубны и гармошки.
Беседа с воспитателями поданной проблеме позволила выявить причины, которыми аргументируют воспитатели отсутствие данного материала. Вот наиболее распространённые из них: «дети работают с этим материалом на занятии — этого достаточно»; «техника безопасности не позволяет»; «дети не умеют аккуратно пользоваться данным оборудованием». Основываясь на этих данных, мы можем утверждать, что свобода выбора деятельности, способов и средств её осуществления у детей ограничивается из-за недостаточной оснащенности оборудования и не желания тратить дополнительное время и силы на организацию детской деятельности.
С другой стороны, рассматривая созданную в группах среду с точки зрения соответствия её выделенным ранее требованиям, мы выделили следующие тенденции.
1. Возрастные нормы соблюдаются в отношении подбора детс
кой литературы, физкультурного оборудования, игр и игрушек, од
нако наблюдения показывают, что игрушки, чаще всего, «растут»
вместе с детьми, почти не изменяются от группы к группе. Так, в
старшей группе используется игровые комплексы «Супермаркет»,
«Кухня», которые были куплены детям ещё в младшую группу. Их
содержание не меняется.
2. В плане эстетичности мы также можем говорить, что многие игры,
i юсобия, ифушки не всегда привлекательны для ребёнка с эстетической точки зрения. В группах встречаются потрёпанные книги, старьте; i грушки. Коробки от настольно-печатных игр также часто находятся и плохом состоянии. Воспитатели объясняют это тем, чтодетичастов них играют, «а ремонтировать за ними мы не успеваем».
3. Очень часто нарушаются требования в отношении доступное-inn расположения. Об этом свидетельствуют высказывания детей о i ом, что в отсутствие воспитателя они берут те игрушки, которые им орать не разрешается, а с другой стороны, очень частые просьбы клей такого рода: «Можно взять мозаику?», «Можно поиграть с Ьарби?», «Дайте мне, пожалуйста, вон ту машинку!»
Недоступность игрушек иллюстрирует факт ограничения сво-ооды выбора воспитанников. Исходя из этого, мы можем говорить ') i ом, что воспитатели должны не только научиться создавать раз-i u i вающую предметную среду, но и научить детей жить в этой среде,
• >ощаться с ней, чувствовать себя в ней хозяевами.
В целом, тематический контроль в группах детского сада позво-111 л выявить следующие особенности в работе воспитателей:
1. Большинство воспитателей считают необходимым предостав-
i я i ь детям свободу выбора, но на практике эта свобода предостав-
шется далеко не всегда. Степень свободы детей напрямую зависит
г стиля взаимодействия воспитателя с детьми. Именно воспитате-ш с демократическими тенденциями в общении предоставляют де-; я м свободу выбора в реальной обстановке, в повседневной жизни. •i i тчит, мы можем говорить о том, что для того, чтобы воспитатели использовали ситуации выбора в работе с детьми, их необходимо переориентировать на демократическое взаимодействие с детьми, i юмочь им овладеть демократическим стилем общения.
2. Часть воспитателей не предоставляют детям свободы выбора в
снязи с тем, что не уверены в том, что дети могут самостоятельно
i кпюлнитьсвоё свободное время интересной и полезной деятельно-
гыо. Мы полагаем, что такая установка у воспитателей сложилась
•отому, что они не владеют в достаточной степени проектировочны-
ми и конструкторскими умениями, позволяющими организовать
.(мостоятельную индивидуальную и коллективную деятельность
!стей. На наш взгляд, для того, чтобы дети могли наполнить своё
. юбодное время интересной и разнообразной деятельностью, необ-
одимо, чтобы они владели разными видами деятельности и умели
(слать выбор, а затем и реализовывать его. В русле методической
i лботы можно помочь воспитателям овладеть методикой, развииа-
- >] ней у детей эти умения, позволяющей осуществлять выбор i ie тол ь-
ко способов деятельности, но и способов общения со взрослыми и свщстниками.
Зу Воспитатели не используют предметно-игровую среду для удовлетворения потребности детей в самостоятельной индивидуальной и коллективной деятельности. Предметно-игровая среда в группах такова, что она часто не соответствует интересам детей и не инициирует их самостоятельный свободный выбор и вступление в отношения и совместную деятельность. Исходя из этого, мы полагаем, что нужно говорить воспитателям о необходимости создания эффективной предметно-игровой среды. Воспитатели должны научиться не только создавать её, но и научить детей использовать её в соответствии со своими потребностями и интересами, своим выбором, т.е. сделать её доступной, «открытой» для использования и преобразования, функциональной.
С целью исправить данную ситуацию был организован семинар — практикум для сотрудников детского сада на тему: «Предметно-развивающая среда как средство, обеспечивающее ребёнку свободу выбора».
Перед проведением семинара-практикума, воспитателям было предложено самостоятельно познакомиться с литературой по данному вопросу:
1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-разви
вающую среду//Дошкольное воспитание.— 1999.—№5.
2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: её роль в
развитии личности//Дошкольное воспитание.— 1995.—№4.
3. Новосёлова С.П. Развивающая предметная среда.— М., 1995
4. Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дош
кольном учреждении. — М., 2001.
Изучение данной литературы не вызвало у воспитателей особого энтузиазма. Многие считали, что они уже прекрасно знают, какая обстановка нужна детям, т.к. работают не первый год, «да и средства не позволяют что-то радикально менять». В процессе изучения литературы мнение воспитателей изменилось: они сделали для себя интересные открытия об использовании бросового материала, о насыщении среды недорогими, но интересными для детей играми и пособиями (рисовальные доски, игры — вкладыши, материалы для опытов и экспериментирования). Наибольший интерес вызвала у воспитателей статья Т. Анохиной, т. к. содержала практический материал из опыта работы.
Затем был организован семинар-практикум. Он был построен по методике интерактивного обучения и рассчитан на 3 занятия.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРА - ПРАКТИКУМА
Структура занятия | Занятие № 1 | Занятие №2 | Стадия оперативного контроля и оррекции | Занятие №3 |
Наименование (тема) занятия | Роль предметно-игровой среды в развитии ребенка. Принципы ее организации | Методы повышения эф-ти предметно-игровой среды | Технологическая фаза деятельности, перенос усвоенных теоретических знаний и умений в практическую деятельность (проведения мероприятий с родителями) | Методика проведения «Общего круга» |
Цели и задачи | Сформировать мотивацию к обсуждению проблемы развития личности ребенка средствами его включения в предметно-развивающую среду | Сформировать представление о способах активации детей и «обживания» ими предметно-игровой среды | Подготовить воспитателей к овладению методикой формирования умений осуществлять свободный выбор деятельности и реализовать его | |
Форма | Лекции— дискуссия | Работа в творческих группах | Круглый стол | |
Содержание | 1.Доклад старшего воспитателя о роли среды в развитии ребенка. 2. Обсуждение принципов организации предметно-игровой среды в соответствии с возрастом детей (открытая дискуссия). 3. Домашнее задание | 1. Постановка проблемных вопросов и анализ проблемных ситуаций. 2. Работа в творческих группах. 3. Вынесение решения | 1. Обсуждения результатов собственных наблюдений и опыта работы с детьми. 2 Лекция -беседа с анализом проблемных ситуаций. 3. Деловая игра. 4.Домашнее задание | |
Методы и приемы работы с педагогами | «Мозговой штурм», составление таблиц обеспечения предметно-игровой среды | Анализ проблемных ситуаций, беседа, обобщение опыта работы | Наблюдение, анализ и обобщение собственного опыта, метод аналогии, метод игрового моделирования |
В ходе семинара — практикума воспитатели проявили живой интерес к проблеме, она стала для многих актуальной. Однако вопрос о требованиях к предметно-игровой среде и принципах её организации не вызвал у педагогов ни трудностей, ни вопросов, ни споров. Очень много споров было вокруг вопроса о насыщении среды такими материалами, которые воспитатели до этого не использовали (глина, песок, пластилин, ножницы, рисовальная доска с мелом, оборудование для игр с водой и т. д.) В ходе дискуссии воспитателям было предложено выполнить практическое задание: составить перечень предметов и оборудования для группы на новый учебный год. Анализ итогов задания показал, что часть воспитателей принимала необходимость использования этих материалов, а другая часть -игнорировала их.
На семинаре был также затронут вопрос о том, что дети не всегда используют то, что для них собрано в группе. Отвечая на этот запрос педагогов, мы обратили их внимание на то, что дети должны принимать активное участие в создании среды, должны быть в курсе всех изменений и дополнений, вносимых в неё. Должны знать, какие игры, пособия, материалы есть и для чего они нужны.
По итогам проведения этой части семинара - практикума было принято решение:
1. сделать детей активными участниками преобразования и ис
пользования среды в группе;
2. привлечь к этой работе родителей.
Таким образом воспитатели были ориентированы на то, чтобы родительские собрания в группах включили эти вопросы для рассмотрения.
Посещение первых родительских собраний показало, что воспитатели, обращая внимание родителей на приобретение игрушек для группы, указывали на необходимость приобретения рисовальных маркерных досок, оборудования для опытов и экспериментирования, игр с водой, которое было решено разместить в умывальной комнате. Родители также были вовлечены в сбор природного и бросового материала для игр и творчества детей. Некоторые родители отозвались на призыв воспитателей о помощи в создании различных макетов, пособий, оборудования для коррекционной работы (коврик со следами, коврик с пуговицами для коррекции плоскостопия и косолапия).
Наблюдения также показали, что внесение приобретаемых и изготовляемых пособий проходило в форме презентации и воспринималось детьми как праздник: родители или воспитатель показывали данное пособие, показывали способы обращения с ним, а затем
11 редлагали попробовать самим детям, иногда используя даже вклю-чение их в соревновательные ситуации. Например: «Кто красивее 11 ройдёт по дорожке и не замочит при этом ножки». Данная работа с i юсобствовала обогащению представлений детей о новых пособи-я х и способах их использования.
Для того, чтобы дети почувствовали себя хозяевами группы, в старшей группе было решено провести для родителей мероприятие «Моя группа». Оно проходило в декабре месяце. Инициатива его 11 поведения принадлежала воспитателю старшей группы Ольге Пет-ровне. При этом дети рассказали своим родителям о том, чем они снимаются в свободное время, показали свои любимые игры и игрушки, поиграли вместе с родителями. Это мероприятие вызвало • юльшой интерес у родителей и других педагогов. Было решено про-иести такие мероприятия ещё в трёх группах. Это продемонстрировало нам наличие положительных изменений во взглядах воспита-i слей: динамику от равнодушия к заинтересованности и проявлению собственной инициативы.
Как следствие, воспитатели изменили своё отношение к созданию предметно-развивающей среды, стали привлекать детей и ро~ i ителей к её созданию. Всё это помогло детям получить представле-11 ия о том, что есть в их группе и как этим пользоваться. Такая рабо-га способствовала тому, что свободная деятельность детей стала бо-!ее разнообразна и возможность выбора детьми самостоятельной [еятельности и способов организации своего поведения увеличилась. Это позволило перейти к реализации следующей задачи нашей работы: подготовить воспитателей к овладению методикой формирования у детей умения осуществлять свободный выбор деятельности и реализовывать его.
Обучение было организовано в форме круглого стола. ^
В качестве средства обучения было выбрано проведение «ббщего круга» (элемента педагогики М. Монтессори) как ежедневного ри-гуала. Отметим, что по данному поводу воспитателями были высказаны противоречивые мнения, в частности: «Мы и на зарядку их собрать не можем, а тут — утренние беседы»; «Итак целыми днями учим — пусть сами позанимаются»; «Опять свободное время у детей отнимать?»;
Для того, чтобы заинтересовать воспитателей и показать им необходимость владения данной методикой, мы предложили им в течение рабочего дня (утренняя и вечерняя смена) понаблюдать за детьми и особеннортями организации своей деятельности и отметить: в чем конкретно они предоставили возможность выбора детям, а в
каких ситуациях, не предоставляя свободы выбора, строго регламентировали их деятельность. Предложили подумать над причинами такого поведения.
По нашим наблюдениям, сначала воспитатели подошли к выполнению задания формально. Многие педагоги вообще не приняли участие в самонаблюдении и рефлексии, ответы других часто были похожи как близнецы, что говорит о коллективном обсуждении задания.
Проанализировав ответы воспитателей, мы увидели, что наиболее часто они регламентируют деятельность детей в следующих случаях: «Когда ребёнок бесцельно «мотается» по группе в поисках занятия для себя»; «Когда один ребёнок мешает всем остальным спокойно заниматься своими делами»; «В ситуации конфликта между детьми».
Перед проведением круглого стола мы обсудили данные ситуации с воспитателями, отметив, что их число может значительно сократиться, если воспитатели помогут детям научиться заполнять своё время самостоятельной, интересной для них деятельностью.
В ходе круглого стола воспитатели познакомились с методикой проведения «Общего круга», на конкретных примерах разобрали её эффективность. Затем воспитатели участвовали в проведении «Общего круга» самостоятельно. Им было предложено войти в игровую ситуацию и провести «Общий круг», утренний или вечерний, представив, что остальные педагоги и есть—- его группа детей.
После проведения данного мероприятия воспитателям было предложено провести данную работу в своей группе в течение недели, а потом рассказать о её результатах.
Следующая встреча показала, что отношение к методике «Общего крута» изменилось у воспитателей средней, старшей и подготовительной группы (это воспитатели с преобладанием демократических тенденций в общении). Они отметили, что дети с удовольствием приняли данную ситуацию общения, и, более того, в четверг и пятницу, сами напоминали воспитателям о том, что «надо бы поговорить всем вместе», «кого-нибудь похвалить». Эти же воспитатели вынесли на обсуждение педагогического коллектива предложения детей, которые они выделили при проведении «Общего круга».
Приведем примеры: «Очень хочу построить большую башню, но чтобы мне никто не мешал. Я хочу сделать это один»; «Я угостил всех печеньем. А вот Егор — плохой. Он не поделился со мной конфетой»: «У мамы сегодня день рождения. Хочу сделать маме пода-
i " >i, no не знаю, что»; «Я хочу полить цветы (цветы уже политы)»;
м,1мл сегодня придёт за мной поздно. Она уехала со Стасиком < i i, 11.111 и м братом) в больницу. Меня опять заберут позже всех».
Воспитатели старшей и подготовительной групп отметили, что и i" падение «Общего круга» способствует тому, что дети учатся пла-м 111 х шать свою деятельность, начинают более уважительно относить-
м желаниям других, находить для себя интересные занятия. Как 11" i., i {ал и рассказы детей, дальнейшие наблюдения и рассказы вое-щи, 11 елей, многое из задуманного, дети стали реализовывать в про-i к -I (-с самостоятельной деятельности, стали испытывать гордость
i» юланное, желание поделиться своими самостоятельными успе-
i м 11 с воспитателем, другими детьми, родителями.
И результате такой работы нами был замечен ряд позитивных || 1\к*нений:
• Создание в группах разнообразной предметной среды, обес-
|| i и i дающей возможность ребёнку осуществлять выбор деятельно-
• и и соответствии с его интересами.
• Принятие воспитателями детей как активных создателей и
п.. 11, ювателей предметной среды.
• Использование методики «Общего круга» как средства обес-
м'-чения психолого-педагогической помощи ребёнку в осуществ-
i • • 1111 и его права на свободный выбор деятельности и отношений.
• Переход воспитателей на демократический стиль общения,
in наиболее эффективный в плане соблюдения права ребёнка на
поГюдный выбор.