«Шарики марблс и камешки в практике логопеда»
Подготовила: Громышева И.В., учитель - логопед
Вся жизнь ребенка — игра, Поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств в работе с дошкольниками.
Одним из таких приемов служит специально организованная деятельность с использованием шариков марблс и декоративных камешков. Качества и свойства используемого материала как объекта детской игровой деятельности выступают основополагающими в данной технологии.
Шарики марблс и декоративные камешки — яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал, отвечающий потребности детей в эстетическом познании мира, способствующий психоэмоциональному благополучию.
Дидактические игры с шариками марблс и камешками формируют точное и полное восприятие свойств предметов. Словесные обозначения свойств и качеств данного материала обеспечивают возможность абстракции и обобщения, способствуют осмыслению воспринимаемого. Различные виды игр и игровых упражнений предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса.
Деятельность детей должна быть вызвана мотивами, стремлениями и базироваться на эстетическом наглядном материале. Шарики марблс и декоративные камешки вызывают у дошкольников чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать, играть с ними. В силу позитивных эмоций, сопровождающих действия с камешками, значительно повышается работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья.
|
В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышаются мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности.
Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движений рук, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, поскольку именно оно лежит в основе чувственного познания.
Шарики марблс и декоративные камешки создают основу для развития осязательных образов, позволяют познать многие свойства предметов.
В результате использования; данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувствительность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения.
Задачи игр с шариками марблс
— расширять представления об окружающей действительности;
— развивать мелкую моторику;
— познавательную деятельность путем систематического целенаправленного воспитания полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве, тактильно-двигательный, слуховой, зрительный анализаторы;
|
— слухо-зрительномоторные координации;
— осуществлять эмоциональное развитие и эстетическое воспитание ребенка;
- обогащать чувственный познавательный опыт на основе формирования умений сопоставлять, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи;
- словарный запас;
- готовность к обучению грамоте.
Структура данной работы включает в себя следующие разделы:
- развитие тактильно-двигательного восприятия;
- зрительного восприятия;
- восприятия пространства;
- творческих способностей;
- речи;
- формирование сенсорной культуры (сенсорные эталоны: форма, величина, цвет);
- буквенного гнозиса.
А сейчас, давайте попробуем поиграть.
Чудесный мешочек
Задачи: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь.
Вариант 1. В непрозрачный мешочек кладут шарики разной формы, величины, цвета.
Перед ребенком образец — Шарик марблс. Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же.
Вариант 2. Ребенку завязывают глаза, дают шарик, который необходимо обследовать тактильно и на ощупь в мешочке найти такой же.
Камешек в руке катаю,
Между пальчиками верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Вариант 3. Ребёнок достаёт из мешочка камешек любого цвета и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак.
Зелёный камешек – зелёный огурец, лук, крокодил и т.д.
|
Жёлтый камешек – жёлтое солнце, жёлтый подсолнух, жёлтая груша и т.д.
Выложи по заданию
Задачи: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Оборудование: карточки с заданиями.
Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.
Сухой бассейн
Задача: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, словарный запас, фонематический слух.
Вариант 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная шариками марблс, среди которых — мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее, описать.
Лежит наш клад на дне морском,
Засыпан золотым песком.
Свернувшись в небольшой клубок,
На камне дремлет осьминог.
Вариант 2. У ребенка глубокая чаша, наполненная шариками марблс, среди которых — мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и определить есть в её названии заданный звук.
Вариант 3. У ребенка глубокая чаша, наполненная крупой, в которой находятся шарики марблс. Педагог предлагает ребенку найти шарики и на ощупь описать их.
Ассоциации
Задача: развивать ассоциативное мышление, память, внимание.
У ребенка на подносе — разные по цвету камешки. Педагог называет слова и подбирает камешки к этим словам. Количество слов постепенно увеличивается.
Слова: василек, солнце, капелька, лягушка, огонь, льдинка, сирень.
Ребенок выкладывает ряд из камешков: красный камешек обозначает огонь, голубой камешек — василек, желтый камешек — солнце, белый камешек - льдинку и т.д. Можно предложить по камешкам восстановить ряд, назвав слова.
Гусеничка - модница
Задача: развивать фонематический слух, закрепить у детей понятие согласный, гласный.
Педагог называет ряд слов, а ребёнок определяет первый (последний) звук в слове и последовательно выкладывает соответствующий камешек в ячейку (синий цвет – согласный твёрдый, зелёный – согласный мягкий, красный – гласный).
Знакомство с буквой
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки "Марблс", карточки с образцами букв для наложения камушков.
Графический диктант
Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.
Педагог даёт устную инструкцию: положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний.
Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.
Рефлексия.
Если вам понравилось, и вы будете использовать эту технологию игры с камешками марблс, то на смайлике выложите камешками улыбку, если вы считаете, что это не интересно – печальную улыбку.