Мастер – класс для педагогов




«Шарики марблс и камешки в практике логопеда»

Подготовила: Громышева И.В., учитель - логопед

 

Вся жизнь ребенка — игра, Поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные опера­ции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоцио­нально приятной, неутомитель­ной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетра­диционных игровых приемов и средств в работе с дошкольни­ками.

Одним из таких приемов слу­жит специально организованная деятельность с использованием шариков марблс и декоративных камешков. Качества и свойства используемого материала как объекта детской игровой деятель­ности выступают основополага­ющими в данной технологии.

Шарики марблс и декоратив­ные камешки — яркий, разно­образный по форме, цвету, фак­туре материал, отвечающий по­требности детей в эстетическом познании мира, способствую­щий психоэмоциональному бла­гополучию.

Дидактические игры с ша­риками марблс и камешками формируют точное и полное восприятие свойств предметов. Словесные обозначения свойств и качеств данного материала обеспечивают возможность аб­стракции и обобщения, способ­ствуют осмыслению восприни­маемого. Различные виды игр и игровых упражнений предостав­ляют большие возможности для обогащения словарного запаса.

Деятельность детей должна быть вызвана мотивами, стрем­лениями и базироваться на эстетическом наглядном материале. Шарики марблс и декоративные камешки вызывают у дошколь­ников чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, пе­ребирать, играть с ними. В силу позитивных эмоций, сопрово­ждающих действия с камешка­ми, значительно повышается работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья.

В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощуще­ний, совершенствуется чувствен­ное познание мира, повышаются мотивация, осознанность, инте­рес, формируется стремление к самостоятельности.

Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, дви­жений рук, мелкой моторики, зрительно-моторной координа­ции, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной де­ятельности.

Всестороннее представление об окружающем предметном ми­ре у ребенка не может сложить­ся без тактильно-двигательного восприятия, поскольку именно оно лежит в основе чувственно­го познания.

Шарики марблс и декоратив­ные камешки создают основу для развития осязательных образов, позволяют познать многие свойства предметов.

В результате использования; данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувствительность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения.

Задачи игр с шариками марблс

— расширять представления об окружающей действительности;

— развивать мелкую моторику;

— познавательную деятельность путем систематического целенаправленного воспитания полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве, тактильно-двигательный, слуховой, зрительный анализаторы;

— слухо-зрительномоторные координации;

— осуществлять эмоциональное развитие и эстетическое воспитание ребенка;

- обогащать чувственный познавательный опыт на основе формирования умений сопоставлять, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отра­жать их в речи;

- словарный запас;

- готовность к обучению грамоте.

Структура данной работы включает в себя следующие разделы:

- развитие тактильно-двигательного восприятия;

- зрительного восприятия;

- восприятия пространства;

- творческих способностей;

- речи;

- формирование сенсорной куль­туры (сенсорные эталоны: форма, величина, цвет);

- буквенного гнозиса.

 

А сейчас, давайте попробуем поиграть.

 

Чудесный мешочек

Задачи: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь.

Вариант 1. В непрозрачный мешочек кладут шарики разной формы, величины, цвета.

Перед ребенком образец — Шарик марблс. Педагог просит ребенка найти в мешочке та­кой же.

Вариант 2. Ребенку завязывают глаза, дают шарик, который необходимо обследовать тактильно и на ощупь в мешочке найти такой же.

Камешек в руке катаю,

Между пальчиками верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Вариант 3. Ребёнок достаёт из мешочка камешек любого цвета и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак.

Зелёный камешек – зелёный огурец, лук, крокодил и т.д.

Жёлтый камешек – жёлтое солнце, жёлтый подсолнух, жёлтая груша и т.д.

 

Выложи по заданию

Задачи: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование: карточки с заданиями.

Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.

Сухой бассейн

Задача: развивать тактиль­ную чувствительность, мелкую моторику, словарный запас, фонематический слух.

Вариант 1. У ребенка глу­бокая чаша, наполненная шари­ками марблс, среди которых — мелкая игрушка. Педагог пред­лагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее, описать.

 

Лежит наш клад на дне морском,

Засыпан золотым песком.

Свернувшись в небольшой клубок,

На камне дремлет осьминог.

Вариант 2. У ребенка глу­бокая чаша, наполненная шари­ками марблс, среди которых — мелкая игрушка. Педагог пред­лагает ребенку найти игрушку и определить есть в её названии заданный звук.

Вариант 3. У ребенка глубо­кая чаша, наполненная крупой, в которой находятся шарики марблс. Педагог предлагает ре­бенку найти шарики и на ощупь описать их.

Ассоциации

Задача: развивать ассоциа­тивное мышление, память, вни­мание.

У ребенка на подносе — раз­ные по цвету камешки. Педагог называет слова и подбирает камешки к этим сло­вам. Количество слов постепен­но увеличивается.

Слова: василек, солн­це, капелька, лягушка, огонь, льдинка, сирень.

Ребенок выкладывает ряд из камешков: красный камешек обозначает огонь, го­лубой камешек — василек, желтый камешек — солнце, белый камешек - льдинку и т.д. Можно предложить по камешкам восстановить ряд, назвав слова.

Гусеничка - модница

Задача: развивать фонематический слух, закрепить у детей понятие согласный, гласный.

Педагог называет ряд слов, а ребёнок определяет первый (последний) звук в слове и последовательно выкладывает соответствующий камешек в ячейку (синий цвет – согласный твёрдый, зелёный – согласный мягкий, красный – гласный).

Знакомство с буквой

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки "Марблс", карточки с образцами букв для наложения камушков.

 

Графический диктант

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.

Педагог даёт устную инструкцию: положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний.

Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

 

Рефлексия.

Если вам понравилось, и вы будете использовать эту технологию игры с камешками марблс, то на смайлике выложите камешками улыбку, если вы считаете, что это не интересно – печальную улыбку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: