Родитель предлагает ребенку слепить квартиру для игрушек из киндер-сюрпризов.
Для этого сначала нужно сделать «мебель» из спичечных коробков: Комод вертикальный — 4 спичечных коробка, Комод горизонтальный - 2 спичечных коробка в 2 ряда, Туалетный столик — столешница из картона, зеркало с приклеенной алюминиевой фольгой, по 2 спичечных коробка по бокам столешницы,
Двухспальная кровать — 2 наружных части от спичечных коробков и картонная спинка,
Стул — 1 спичечный коробок (сиденье из внутренней части, спинка — из наружной и вставленной в него).
Стол — 2 спичечных коробка, склеенных боковой гранью, по бокам -~ ножки из спичек (или катушка вместо стойки посередине),
Умывальник — внутренняя часть спичечного коробка, стойки из крышек спичечных коробков, зеркало.
Во второй части занятия готовая мебель декорируется пластилином: используя приемы размазывания, скатывания в шар и раскатывания, расплющивания (например, подушки и одеяла для кровати), вдавливания (например, ручки для комода) и налепа.
В конце занятия делается пластилиновый ковер, который укладывается на картонное основание (можно взять коробку из-под конфет). На него расставляется готовая мебель. Квартира готова.
16 Разработан Н.В.Микляевой и Т.Е.Ивановой.
2 блок. Задание на совершенствование игровой части среды
— Задание «Усовершенствование игрушки» вызывает большой
интерес у детей и обладает высокой степенью эмоциональной при
влекательности и познавательной активности. В этом задании тре
буется придумать самые интересные и необычные способы измене
ния игрушки для того, чтобы детям было веселее и забавнее с ней
играть.
— «Метод фокальных объектов» из программ ТРИЗ и РТВ, даю
щий возможность придумать что-либо новое, видоизменяя или улуч
шая привычный вид реального, «неигрового» объекта, наделив его
признаками персонажа игры, то есть настроением и характером,
например, объяснить, каким будет «бегущее яблоко», «смеющееся
яблоко» и т.д. Затем предлагается создать такой игровой образ са
мому с помощью элементов предметно-развивающей среды груп
пы или атрибутов для игры,
|
— Приемы фантазирования, которые усваиваются при обыгры
вании предметно-развивающей среды: аналогии, «оживления», из
менения агрегатного состояния, увеличения-уменьшения, «матреш
ки», ускорения-замедления, прием «наоборот», дробления-объеди
нения, прием обращения вреда в пользу и др.
— Дизайнерские задания, например, связанные с разработкой
дизайна домика или мебели для сказочного персонажа. Материалом
служат коробочки - спичечные, из-под чая, одеколона, крема, зуб
ной пасты. Детям предлагается задание представить такой дом, что
бы он бдел удобен для героя, соответствовал его характеру.
3 блок. Задании на формирование обратной связи между ребенком и объектами предметно-игровой среды
— Игровые задания по «оживление» объектов среды. В эту катего
рию включены не только задания на «нетрадиционное» восприятие
игровой среды группы и событий, в ней происходящих, со стороны
объектов среды: предметов, игрушек, мебели и т.д. То есть детей мо
тивируют к выполнению какого-либо действия, предлагая что-то
сделать от лица игрушки, в процессе разговора с ней, просят акку
ратнее обращаться с мебелью, имитируя ее расстроенные вздохи и
привлекая к ним внимание воспитанников («Как вы думаете, что
случилось с нашими стульчиками? Почему они сегодня вздыхают?
Прислушайтесь, пожалуйста!») и т.д. Кроме того, предлагая детям
рассказать о том, что сегодня думает и чувствует, что хотел бы рас
сказать или сделать, например, книжный шкаф или цветок на окне,
|
воспитатель создает условия для того, чтобы по-новому, с не традиционной точки зрения посмотреть на окружающий мир и явления в нем.
— Парные игровые задания с элементами театрализации и «оду
шевление» игрушек и кукол. Такие задания предполагают включение
пары детей в оживление кукольного персонажа. Например, дети
договариваются, кто из них будет играть «за лапы» гуся, а кто — за
его «голову и клюв». При этом игрушка, которую они будут ожив
лять, предполагает при оживлении координацию и слаженность их
действий — то есть «гусь» будет двигаться «как живой», «по-насто
ящему», только если они потренируются и сумеют договориться
междусобой.
— Задания на «превращение» антиигрушек и моделирования обще
ния с ними. Такого рода задания помогают обыграть характеристи
ки объектов среды как безразличные по отношению к ребенку и его
действиям или заинтересованные в нем, как несущие позитивное
или негативное воздействие. Особенно это важно при обыгрыва
нии антиигрушек, которые дети приносят в детский сад из дома, и
их «превращении» в обычные игрушки.
— Изготовление интерактивных дидактических игр, позволяю
щих уточнить смыслы педагогического взаимодействия и воздействия
элементов, объектов или компонентов среды на детский коллектив.
Например, это может быть связано с обыгрыванием сказок и со
зданием серии игр типа «ходилок». Перед проведением такой ди
дактической игры по сказке, воспитатели вместе с детьми делают
игровую карту и кубик.