Царские украшения допетровской эпохи




Драгоценности царицы служили в первую очередь одной цели: показать высокое положение своей хозяйки, являясь бесценными произведениями высочайшего ювелирного искусства. Это драгоценности были поистине царские во всех смыслах этого слова. Задача их была — демонстрировать пышность и великолепие царского двора, его высокое положение.

Есть множество разных стилей ювелирного искусства. А стиль российских профессионалов XVI - XVII веков зовется собственно так – «Российское узорочье». В данных украшениях узоры сделаны светлыми самоцветами, камнями наивысшего положительные качества – сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью, бирюзой и, разумеется, любимого всеми и во все времена речного жемчуга – богатства российских северных рек.

Спецификой российских украшений считается изобилие растительного сканного орнамента, повторяющего морозные узоры на оконном стекле, использование многоцветной эмали, чаще белой и голубой, как небо Русского Севера, черни глубокого тона, гравировки и рельефных чеканных узоров. Украшения встречаются гладкие литые и кружевные сканные.

Наряжаться на Руси любили всегда. Множество украшений, среди которых были бусы, серьги, рясны, могли оживить даже самый скромный наряд и привлечь восхищенные взгляды окружающих. Ювелирный стиль допетровской эпохи назывался «русское узорочье».

Серьги - одно из самых любимых украшений на Руси.

Очень часто заморские купцы и прочие иностранные гости отмечали, что на Руси царь и его окружение одеты «пышно без всякой меры». Украшения носили и мужчины, и женщины различных сословий и достатка. Отличались только материалы, из которых они были сделаны. Те, кто по богаче, предпочитали ювелирные изделия, украшенные драгоценными камнями и замысловатой сканью, а простой люд довольствовался ожерельями и серьгами из дерева, ленточек, цветных камешков. В 16 - 17 вв. ювелирный стиль того времени назывался «русское узорочье».

Многие серьги на Руси крепились к головным уборам.

Серьги были одним из самых любимых украшений женщин на Руси. Их изготавливали из различных металлов и украшали сканью и драгоценными камнями, такими как бирюза, жемчуг, рубины, изумруды. Те, кому средства не позволяли приобретать дорогие серьги, обходились простыми с цветными стеклышками. Некоторые серьги были очень массивными и вдевались не в уши, а крепились к головным уборам.

Серьги «русского узорочья» были оригинальны и разнообразны по форме и являлись, как и сейчас, так и тогда, излюбленным украшением русских женщин. Некоторые из них были настолько массивны, что, судя по форме замка, носились не в ушах, а прикреплялись к головным уборам.

Серьги были унизаны драгоценными камнями, жемчугом, перламутром, кораллами, бирюзой и цветными стёклышками, украшены затейливыми завитками из сканных жгутиков или серебряными цилиндриками, усыпанными зернью.

Важную роль в парадном женском наряде играли рясны — длинные, спускавшиеся до плеч жемчужные нити, которые подвешивали к головным уборам симметрично по обеим сторонам лица. Рясны были еще одной важной чертой русского узорочья. Они представляли собой нитки из бусин, жемчуга или пластин, которые крепились по бокам головных уборов и красиво обрамляли лицо. Длина подвесок могла достигать 50 см, в зависимости от материального положения и статуса барышни.

Наиболее ярко черты «русского узорочья» проявились работах московских златокузнецов: золотых серьгах, украшенных сканью с многоцветными эмалями, камнями и жемчужными подвесками. Красочные, нарядные, с четко выверенными симметричными формами эти серьги олицетворяют представления о красоте, характерные для того времени, и являются образцом художественного совершенства.

Кольца и перстни также пользовались всеобщей любовью. Иногда в особо торжественных случаях кольца надевали на все пальцы. Изумруды, рубины, сапфиры, бирюза, жемчуг в эффектном обрамлении выглядели, как цветы. Популярны были перстни - печати и перстни с восьмилепестковой розеткой, украшенной небольшими камнями и мелким растительным орнаментом.

Необходимым дополнением в качестве украшения были драгоценные пуговицы, пряжки, булавки и, конечно же, золотые и серебряные цепи, которые чаще собирались из плоских элементов или из завитков плющеной скани и украшались белой или голубой эмалью.

Мастера золотого и серебряного дела XVI-XVII веков продолжили художественные традиции своих предшественников и, аккумулируя в своем творчестве опыт искусных ювелиров Византии, а нередко и заимствуя некоторые технические приемы и мотивы искусства Востока и Запада, они вместе с тем привнесли в ювелирное дело свой особый идеал красоты и создали яркий самобытный стиль русского искусства.

Российские ювелиры на протяжении многих столетий неоднократно обращались и обращаются к творчеству мастеров «русского узорочья», создавая шедевры русского стиля.

К сожалению, пышные убранства наших предков дошли до сегодняшних дней в минимальных количествах. Современные ювелиры при создании своих шедевров, часто обращаются к историческому наследию древних мастеров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: