Образовательная область | Задачи реализации образовательной области в процессе проектирования и организации среды | Соответствующая среда |
Здоровье | сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей | Здоровьесберегающая среда Среда для физического развития |
Физическая культура | формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей | Предметная и игровая среда для творческого конструирования и др. |
Социализация | развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств | Игровая среда Речевая предметно-развивающая и игровая среда Многофункциональная среда |
Коммуникация | развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей, практическое овладение воспитанниками нормами речи | |
Познание | сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной1 (конструктивной) деятельности, расширение кругозора детей, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира | Математическая предметно-развивающая и игровая среда Речевая предметно-развивающая и игровая среда Экологическая предметно-развивающая |
21 К сожалению, и^ всего разнообразия видов детской деятельности был выбран только один — конструктивная деятельность. Рисование, лепка и аппликация оказались не востребованными при определении содержания образовательного процесса.
|
Окончание таблицы
Образовательная область | Задачи реализации образовательной области в процессе проектирования и организации среды | Соответствующая среда |
Чтение художественной литературы | формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству | среда |
Художественное творчество | развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд), развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству | Эстетическая развивающая предметная и игровая среда Экологическая предметно-развивающая среда |
Музыка | развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству | |
Труд | формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, развитие трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам | Предметно-игровая среда Многофункциональная среда Предметная и игровая среда для творческого конструирования Речевая предметно-развивающая и игровая среда |
Безопасность | передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения |
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предме-
|
ты и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослым. Для этого, например, в рамках «Когнитивно ориентированного курса», разработанного на основе учения Ж. Пиаже, все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул» и т.п.). Кроме того, как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
• показ предмета и его называние;
• показ действий с предметами и их называние;
• предоставление ребенку свободы выбора действий и экспери
ментирование.
Рассмотрим их подробнее.
Показ предмета и его называние — методический прием обучения детей в процессе организации совместной предметной и игровой деятельности ребенка и взрослого. Используется для развития слу-хо — зрительного сосредоточения (через внезапное появление и быстрое исчезновение предмета (игрушки)). При использовании звучащих игрушек сначала вызывается слуховое, а затем — зрительное сосредоточение. При этом следует менять расположение игрушки, подавать звучащий сигнал с разных сторон, следя за реакцией ребенка.
|
С игрушками и предметами, которые не могут издавать звуков, методика демонстрации строится по-другому. По мере появления зрительного сосредоточения следует несколько задерживать появление предмета за ширмой, удлинняя процесс восприятия в сочетании с его обозначением словом. С совершенствованием умений ребенка сосредотачиваться на объекте, выполнять с ним предметные и игровые действия, количество предметов для одного занятия постепенно увеличивается.
Показ действий с предметами и их называние — другой методический прием обучения детей в процессе организации совместной предметной и игровой деятельности ребенка и взрослого.
В основе действия ребенка с предметами лежим подражание взрослому. Действия с предметами путем подражания усваиваются в следующей последовательности:
• совместное выполнение действий ребенка со взрослым (со
пряженное и сопряженно-отраженное),
• отраженное выполнение действий ребенком (по последова
тельному показу взрослого),
• выполнение действий ребенком по пошаговому образцу взрос
лого,
• выполнение действий по памяти,
• самостоятельное выполнение действий по словесной инст
рукции,
• самостоятельное выполнение действий в свободной деятель
ности детей.
Овладение совместными, отраженными и самостоятельными действиями в процессе называния предмета и комментирования действий с ним, необходимо не только для развития у детей предметной деятельности, пассивной и активной речи, но и для становления зрительного и слухового сосредоточения, зрительно — двигательной координации, формирования навыков делового общения, развития интеллектуальных способностей.
Экспериментирование в условиях предоставления свободы выбора как методический прием моделирует такие условия исследования, освоения и модификации предметно-развивающей среды, в которых ребенок осознает проблемность ситуации (например, машинка не едет, потому что у нее сломаны колеса), ищет способы разрешения имеющегося противоречия, манипулируя одной или несколькими переменными (факторами) данной проблемной ситуации и фиксируя сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта при изменении предметно-развивающей среды. При этом можно и нужно использовать методы и приемы развития творческого мышления и воображения: «Что было бы, если...», «За и против», «Конкурс проектов на усовершенствование вещей», «Конкурс идей на самые необычные способы употребления известных вещей» и т.д.
Вышеперечисленные методы делают предметно-развивающую среду не просто активной, а интерактивной, то есть ориентируют ребенка и родителей на обмен информацией и мнениями, на согласование своих действий, и на формирование общих эмоциональных смыслов совместной деятельности, и освоение культурных способов познания, носителем которых является взрослый. Эти способы познания связаны с освоением специфических: математической, речевой и эстетической, конструктивной, компьютерной — предметно-развивающих сред.