ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ И ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА




 

 

Образовательная область Задачи реализации образовательной области в процессе проектирования и организации среды Соответствующая среда
Здоровье сохранение и укрепление физи­ческого и психического здоровья детей Здоровьесберегающая среда Среда для физического развития
Физическая культура формирование начальных пред­ставлений о здоровом образе жиз­ни, развитие физических ка­честв, накопление и обогащение двигательного опыта детей Предметная и игровая среда для творческого конструирования и др.
Социализация развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементар­ным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, фор­мирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств Игровая среда Речевая предметно-развивающая и игровая среда Многофункциональ­ная среда
Коммуникация развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей, практическое овладение воспитанниками нормами речи
Познание сенсорное развитие, развитие по­знавательно-исследовательской и продуктивной1 (конструктив­ной) деятельности, расширение кругозора детей, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира Математическая пред­метно-развивающая и игровая среда Речевая предметно-развивающая и игровая среда Экологическая пред­метно-развивающая

21 К сожалению, и^ всего разнообразия видов детской деятельности был выбран только один — конструктивная деятельность. Рисование, лепка и аппликация оказались не востребованными при определении содержания образовательного процесса.


Окончание таблицы

 

 

 

Образовательная область Задачи реализации образовательной области в процессе проектирования и организации среды Соответствующая среда
Чтение худо­жественной ли­тературы формирование целостной карти­ны мира, в том числе первичных ценностных представлений, раз­витие художественного восприя­тия и эстетического вкуса, раз­витие литературной речи, приоб­щение к словесному искусству среда
Художествен­ное творчество развитие продуктивной деятель­ности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд), развитие детского творче­ства, приобщение к изобрази­тельному искусству Эстетическая развива­ющая предметная и иг­ровая среда Экологическая пред­метно-развивающая среда
Музыка развитие музыкально-художе­ственной деятельности, приоб­щение к музыкальному искусст­ву
Труд формирование первичных пред­ставлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждо­го человека, развитие трудовой деятельности, воспитание ценно­стного отношения к собственно­му труду, труду других людей и его результатам Предметно-игровая среда Многофункциональ­ная среда Предметная и игровая среда для творческого конструирования Речевая предметно-развивающая и игровая среда
Безопасность передача детям знаний о прави­лах безопасности дорожного дви­жения, приобщение к правилам безопасного для человека и окру­жающего мира природы поведе­ния

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организу­ются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, ма­тематического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предме-


ты и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ре­бенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослым. Для этого, например, в рамках «Когнитивно ориентированного курса», разработанного на основе учения Ж. Пиаже, все предметные дей­ствия детей и их пространственно-временные «переживания» обя­зательно сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул» и т.п.). Кроме того, как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

• показ предмета и его называние;

• показ действий с предметами и их называние;

• предоставление ребенку свободы выбора действий и экспери­
ментирование.

Рассмотрим их подробнее.

Показ предмета и его называние — методический прием обучения детей в процессе организации совместной предметной и игровой деятельности ребенка и взрослого. Используется для развития слу-хо — зрительного сосредоточения (через внезапное появление и бы­строе исчезновение предмета (игрушки)). При использовании зву­чащих игрушек сначала вызывается слуховое, а затем — зрительное сосредоточение. При этом следует менять расположение игрушки, подавать звучащий сигнал с разных сторон, следя за реакцией ре­бенка.

С игрушками и предметами, которые не могут издавать звуков, методика демонстрации строится по-другому. По мере появления зрительного сосредоточения следует несколько задерживать появ­ление предмета за ширмой, удлинняя процесс восприятия в сочета­нии с его обозначением словом. С совершенствованием умений ре­бенка сосредотачиваться на объекте, выполнять с ним предметные и игровые действия, количество предметов для одного занятия по­степенно увеличивается.

Показ действий с предметами и их называние — другой методи­ческий прием обучения детей в процессе организации совместной предметной и игровой деятельности ребенка и взрослого.

В основе действия ребенка с предметами лежим подражание взрослому. Действия с предметами путем подражания усваиваются в следующей последовательности:

• совместное выполнение действий ребенка со взрослым (со­
пряженное и сопряженно-отраженное),


• отраженное выполнение действий ребенком (по последова­
тельному показу взрослого),

• выполнение действий ребенком по пошаговому образцу взрос­
лого,

• выполнение действий по памяти,

• самостоятельное выполнение действий по словесной инст­
рукции,

• самостоятельное выполнение действий в свободной деятель­
ности детей.

Овладение совместными, отраженными и самостоятельными действиями в процессе называния предмета и комментирования действий с ним, необходимо не только для развития у детей пред­метной деятельности, пассивной и активной речи, но и для станов­ления зрительного и слухового сосредоточения, зрительно — двига­тельной координации, формирования навыков делового общения, развития интеллектуальных способностей.

Экспериментирование в условиях предоставления свободы выбо­ра как методический прием моделирует такие условия исследова­ния, освоения и модификации предметно-развивающей среды, в которых ребенок осознает проблемность ситуации (например, ма­шинка не едет, потому что у нее сломаны колеса), ищет способы разрешения имеющегося противоречия, манипулируя одной или несколькими переменными (факторами) данной проблемной си­туации и фиксируя сопутствующие изменения в поведении изу­чаемого объекта при изменении предметно-развивающей среды. При этом можно и нужно использовать методы и приемы развития творческого мышления и воображения: «Что было бы, если...», «За и против», «Конкурс проектов на усовершенствование вещей», «Конкурс идей на самые необычные способы употребления извес­тных вещей» и т.д.

Вышеперечисленные методы делают предметно-развивающую среду не просто активной, а интерактивной, то есть ориентируют ребенка и родителей на обмен информацией и мнениями, на согла­сование своих действий, и на формирование общих эмоциональ­ных смыслов совместной деятельности, и освоение культурных спо­собов познания, носителем которых является взрослый. Эти спосо­бы познания связаны с освоением специфических: математичес­кой, речевой и эстетической, конструктивной, компьютерной — предметно-развивающих сред.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: