Урок 13. Зона арктических пустынь
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее использованием, определения существенных признаков природных зон и сравнения их, определения границ знания и «незнания»; обучения нахождению на карте полушарий зоны Арктики; способствовать формированию у учащихся понятия «Арктика», развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная |
Образовательные ресурсы | https://festival.1september.ru/articles/594902/ https://download8.proshkolu.ru |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; карта «Природные зоны России» |
Основные понятия | зона арктических пустынь |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельно- сти | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | – Послушайте описание чертогов одной сказочной героини. В какой природной зоне жила героиня этого произведения? «Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями – буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро». (Г.-Х. Андерсен. Снежная королева.) Чертог (устаревшее слово) – великолепное здание, дворец, помещение, палата во дворце, замке. – вернемся к вопросу о том, где жила Снежная королева. (Снежная королева жила в ледяной зоне.) – Попробуйте сами сформулировать тему урока | Слушают учителя, принимают участие в диалоге. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Прогнозируют содержание урока | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями; умеют слушать собеседника. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
Продолжение табл.
|
|
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания: фронтальный опрос | – Почему природа нашей страны изменяется с севера на юг? Выберите правильное высказывание: 1) Солнечные лучи хорошо нагревают земную поверхность в северных районах, а в южных районах тепла меньше, следовательно, там холоднее. 2) Солнечные лучи в северных районах как бы скользят по поверхности, поэтому слабо нагревают ее; чем южнее, тем лучи падают более отвесно и сильнее нагревают земную поверхность | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его. | Устные ответы, карточки |
III. Изучение нового материала | Работа по карте. | – В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают ее. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, южные – больше. Вот почему природа изменяется с севера на юг. – Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь. – Каким цветом она обозначена? – В каком поясе Земли находится? (Полярный пояс.) – Что вы можете рассказать по географической карте об этой зоне? (Географическое положение: Северный Ледовитый океан, северные моря и острова. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом, плавучие льдины.) | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Показывают на карте. | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы |
Продолжение табл.
|
Работа по учебнику: самостоятельная работа | – Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне. (Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.)
– Назовите и покажите на карте северные моря. (Моря: Баренцево море, Белое море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море.)
– Покажите на карте и назовите реки, несущие воды в моря Северного Ледовитого океана. (Реки: Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.)
– К северу или к югу от нашего края расположена ледяная зона?
– я предлагаю познакомиться с материалом учебника, чтобы продолжить работу и получить больше информации об этой зоне. Карандашом красного цвета отметьте знаком «+», что узнали нового.
по ходу урока предлагает заполнить таблицу (на доске):
| читают текст «Царство льда и снега» в учебнике (с. 78–82) | Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач |
Продолжение табл.
IV. Практическая деятельность | Работа со схемой. Загадка. Работа с карточками. | 1. Под каким номером изображено солнце, которое нагревает поверхность меньше всего, потому что его лучи только скользят по поверхности земли? (Под номером 1.) 2. Назовите номер положения солнышка, которое лучше других прогревает поверхность земли, потому что его лучи падают почти отвесно. (Под номером 5.) Что за чудо-чудеса: Загорелись небеса! Ой, горит-пылает пламя Над сверкающими льдами! Кто зажег огонь чудесный, Золотой костер небесный? Никого за тучей нет. Это с неба льется свет. (Северное сияние.) Полярное сияние – свечение воздуха в высоких слоях атмосферы. – Выберите правильный ответ: как изменится температура воздуха в ледяной зоне за те полгода, пока длится полярная ночь? 1) Температура повысится. 2) Температура не изменится. | отвечают на вопросы. Выполняют задания. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование, структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
Кроссворд. Задания из электронного приложения к учебнику | 3) Температура понизится. – Выберите и прикрепите картинки с изображениями растений этой зоны. предлагает вставить пропущенные слова в карточке: Арктика – это огромное пространство… (Северного Ледовитого океана), с… (морями) и… (островами). Солнце направляет на это пространство… (косые) лучи. Оно… (светит),но не греет. Зимой в Арктике… (полярная ночь). Дуют… (ветры), бушует… (пурга). Температура опускается до… (–60) градусов. Летом в Арктике… (полярный день), но… (тепла) тоже нет. Это зависит от географического… (положения) арктической зоны. – Разгадайте кроссворд и восстановите предложение: «… – царство льда и снега». («Арктика – царство льда и снега».) Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | зачитывают текст вслух. Отгадывают кроссворд. Выполняют задания | Коллективная. Индивидуальная | действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Личностные: осуществляют действия смыслообразования; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям | ||
V. Итоги урока. | Обобщение полученных на уроке сведений. | Звучит в записи «песня про медведей» (слова Л. Дербенева, музыка А. Зацепина): | читают вывод в учебнике (с. 41). | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, | Устные ответы |
Окончание табл.
Рефлексия | Заключительная беседа. Выставление оценок |
– С какой природной зоной познакомились на уроке? – Что нового узнали? – как оценивает свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы | контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | ||||
VI. Домашнее задание | Инструкция по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 78–86. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1, 2 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач | Задания |
Ресурсный материал
Кроссворд
1. Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные «птичьи базары», очень любят полакомиться рыбкой. (Чайка.)
2. Близкий родственник тюленя. (Морж.)
3. Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал. (Кайры.)
4. На них очень любит поохотиться белый медведь. (Тюлень.)
5. Самое распространенное растение полярных районов. (Лишайники.)
6. Самый крупный обитатель морей и океанов. (Кит.)
7. Маленькие жители морей и океанов, которыми питаются рыбы. (Рачки.)
Ключевое слово:арктика.