детского творчества31
Развитие детского художественного творчества — сложная и комплексная проблема. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видов искусства (Н.Э. Васина, В.В. Богданова, С.П. Козырева, СИ. Мер-злякова, Г.П. Новикова, Г.А. Савостина, О.А. Суслова). Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение проблемы творчества детей дошкольного возраста, не раскрыты возможности развития изобразительного творчества дошкольников средствами мультипликационного кино в условиях современного оснащения педагогического процесса детского сада мультимедиа техникой.
В детском саду просмотр мультфильмов используется как заполнение досуга, не обсуждается, не сопровождается последующим выражением отношения к образам и зрительно-наглядному ряду художественных средств, использованных художниками-мул ьти~ пл икаторами с учётом детского восприятия.
Изобразительное творчество в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино я вля-егся процессом эстетического усвоения мультипликационных художественно-выразительных средств, стимулирующих возникновение замысла и интерпретацию их в детском оригинальном рисунке.
Основанием к отбору мультфильмов являются гуманно-jc готическое содержание, ясность изображения замысла и композиции, красочность, простота и доступность речи героев. Следующие средства художественной выразительности кино соответствуют возрастным возможностям восприятия детей старшего дошкольного возраста и отражения их в рисунках: многообразие героев, динамика форм, сложная композиция кадра, выразительный колорит, богатство изобразительных техник
|
Использование мультфильмов в работе с детьми 5—7 лет направлено не только на формирование восприятия экранных произведений, но и на развитие творческих способностей, эмоциональной отзывчивости, постижение языка экранных искусств.
Экспериментальные занятия начинались с выбора мультфильма. Дошкольники рассматривали кадры из фильмов, размещённые
31Автор-к.п.н.,ст. преп. МШИ Ж.В.Мацкевич.
на афишах, иллюстрациях, узнавали знакомые образы и каждый из фильмов хотели посмотреть.
Предлагаемые детям для выбора мультипликационные фильмы были предварительно просмотрены и отобраны педагогом, исходя из целей показа и имеющихся в его распоряжении фильмов. Демонстрировались фильмы на видеомагнитофоне или DVD-плеере.
Занятия проводились в игровой ситуации «Посещение кинотеатра». Часто дети приглашали для совместного просмотра своих родителей, братьев, сестёр или бабушек. Дошкольники просматривали мультфильм или фрагмент мультфильма в зависимости от продолжительности выбранного сюжета. Беседа после фильма способствовала пониманию содержания мультфильма, что помогало в за-мысливании сюжета рисунка. Обсуждая фильм с детьми, имелась возможность повторного просмотра отдельных сцен и эпизодов в том случае, когда дошкольники не могли точно вспомнить какие-то детали.
После беседы детям предлагалось рассказать об увиденном в рисунке. Для поддержания интереса к просмотренному мультфильму педагог вопросами уточнял результат восприятия мультфильма детьми, обеспечивал выбор изобразительных материалов и обучал детей технике рисования, если она была новой для детей, создавал условия для осмысления впечатлений от фильма и на этой основе изображения образов кино в рисунках.
|
Выразить своё отношение к мультфильму оказалось легче в рисунке, чем словесно. В свою очередь, рисунок являлся прекрасным средством для организации беседы с детьми. Отвечать на вопросы педагога ребенку было легче, если перед ним лежал его рисунок на тему просмотренного фильма. Рисование способствовало организации мыслей и впечатлений ребенка, концентрации внимания на образах, сюжетах, т.е. содержании, именно просмотренного и обсуждаемого фильма, направленности воображения на фантазию по мотивам мультфильмов.
Задания по рисункам были различными: от довольно общих — нарисовать, что понравилось в фильме, до вполне конкретных — нарисовать действующих лиц, эпизоды, конец или начало фильма и др.
Отражение впечатлений от мультфильмов в рисовании стало для детей необходимым и важным моментом. Например, после просмотра фильма дети говорят: «Сейчас мы будем рисовать!», «Мы как художники-мультипликаторы рисуем», «Хочется поскорее нарисовать». На последующих этапах работы, на рисовании по замыслу
дети старались свои впечатления от фильма передать и оформить с помощью разных изобразительных средств: рисунков, аппликаций, коллажей.
Сопоставляя рисунки и пояснения к ним, мы сделали вывод о том, что детям не сразу и не всегда удавалось определить образное содержание мультфильма. Поэтому вводимое нами рисование как форма выражения впечатлений от кино, последующее обсуждение рисунков были направлены на определение главного героя, осмысление материала мультфильма и построения на этой основе целостного изобразительного образа.
|
На занятиях была создана эстетическая среда, которая включала создание зрительного ряда на основе эмоционал ьно-характер~ ных образов в произведениях мультипликации. Как дополнительная наглядность, использовались афиши, иллюстрации кдетским книгам, педагогические рисунки. Материально-техническое: оснащение занятия включало наличие аппаратуры, достаточное количество отобранных мультфильмов, разнообразных изобразительных материалов, оборудование, дидактические пособия и т. д.
Развитие изобразительного творчества в рисунках под влиянием мультипликационных фильмов, обогащение художественного опыта дошкольников яркими впечатлениями от мультфильмов привело ктому, что для детей стало возможным выразить личное отношение к создаваемым образам через композицию, колорит, динамику, изобразительную технику.