Мультипликационного кино в развитии




детского творчества31

Развитие детского художественного творчества — сложная и ком­плексная проблема. Современные подходы к её изучению характе­ризуются стремлением исследователей к поиску эффективных пу­тей развития творчества в условиях интеграции разных видов ис­кусства (Н.Э. Васина, В.В. Богданова, С.П. Козырева, СИ. Мер-злякова, Г.П. Новикова, Г.А. Савостина, О.А. Суслова). Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение проблемы твор­чества детей дошкольного возраста, не раскрыты возможности раз­вития изобразительного творчества дошкольников средствами муль­типликационного кино в условиях современного оснащения педа­гогического процесса детского сада мультимедиа техникой.

В детском саду просмотр мультфильмов используется как за­полнение досуга, не обсуждается, не сопровождается последующим выражением отношения к образам и зрительно-наглядному ряду художественных средств, использованных художниками-мул ьти~ пл икаторами с учётом детского восприятия.

Изобразительное творчество в рисовании у детей старшего дош­кольного возраста под влиянием мультипликационного кино я вля-егся процессом эстетического усвоения мультипликационных худо­жественно-выразительных средств, стимулирующих возникновение замысла и интерпретацию их в детском оригинальном рисунке.

Основанием к отбору мультфильмов являются гуманно-jc готи­ческое содержание, ясность изображения замысла и композиции, красочность, простота и доступность речи героев. Следующие сред­ства художественной выразительности кино соответствуют возра­стным возможностям восприятия детей старшего дошкольного воз­раста и отражения их в рисунках: многообразие героев, динамика форм, сложная композиция кадра, выразительный колорит, богат­ство изобразительных техник

Использование мультфильмов в работе с детьми 5—7 лет направ­лено не только на формирование восприятия экранных произведе­ний, но и на развитие творческих способностей, эмоциональной отзывчивости, постижение языка экранных искусств.

Экспериментальные занятия начинались с выбора мультфиль­ма. Дошкольники рассматривали кадры из фильмов, размещённые

31Автор-к.п.н.,ст. преп. МШИ Ж.В.Мацкевич.


на афишах, иллюстрациях, узнавали знакомые образы и каждый из фильмов хотели посмотреть.

Предлагаемые детям для выбора мультипликационные фильмы были предварительно просмотрены и отобраны педагогом, исходя из целей показа и имеющихся в его распоряжении фильмов. Демонст­рировались фильмы на видеомагнитофоне или DVD-плеере.

Занятия проводились в игровой ситуации «Посещение киноте­атра». Часто дети приглашали для совместного просмотра своих родителей, братьев, сестёр или бабушек. Дошкольники просматри­вали мультфильм или фрагмент мультфильма в зависимости от про­должительности выбранного сюжета. Беседа после фильма способ­ствовала пониманию содержания мультфильма, что помогало в за-мысливании сюжета рисунка. Обсуждая фильм с детьми, имелась возможность повторного просмотра отдельных сцен и эпизодов в том случае, когда дошкольники не могли точно вспомнить какие-то детали.

После беседы детям предлагалось рассказать об увиденном в рисунке. Для поддержания интереса к просмотренному мультфиль­му педагог вопросами уточнял результат восприятия мультфильма детьми, обеспечивал выбор изобразительных материалов и обучал детей технике рисования, если она была новой для детей, создавал условия для осмысления впечатлений от фильма и на этой основе изображения образов кино в рисунках.

Выразить своё отношение к мультфильму оказалось легче в ри­сунке, чем словесно. В свою очередь, рисунок являлся прекрасным средством для организации беседы с детьми. Отвечать на вопросы педагога ребенку было легче, если перед ним лежал его рисунок на тему просмотренного фильма. Рисование способствовало органи­зации мыслей и впечатлений ребенка, концентрации внимания на образах, сюжетах, т.е. содержании, именно просмотренного и об­суждаемого фильма, направленности воображения на фантазию по мотивам мультфильмов.

Задания по рисункам были различными: от довольно общих — нарисовать, что понравилось в фильме, до вполне конкретных — нарисовать действующих лиц, эпизоды, конец или начало фильма и др.

Отражение впечатлений от мультфильмов в рисовании стало для детей необходимым и важным моментом. Например, после просмот­ра фильма дети говорят: «Сейчас мы будем рисовать!», «Мы как ху­дожники-мультипликаторы рисуем», «Хочется поскорее нарисо­вать». На последующих этапах работы, на рисовании по замыслу


дети старались свои впечатления от фильма передать и оформить с помощью разных изобразительных средств: рисунков, аппликаций, коллажей.

Сопоставляя рисунки и пояснения к ним, мы сделали вывод о том, что детям не сразу и не всегда удавалось определить образное содержание мультфильма. Поэтому вводимое нами рисование как форма выражения впечатлений от кино, последующее обсуждение рисунков были направлены на определение главного героя, осмыс­ление материала мультфильма и построения на этой основе целост­ного изобразительного образа.

На занятиях была создана эстетическая среда, которая вклю­чала создание зрительного ряда на основе эмоционал ьно-характер~ ных образов в произведениях мультипликации. Как дополнитель­ная наглядность, использовались афиши, иллюстрации кдетским книгам, педагогические рисунки. Материально-техническое: осна­щение занятия включало наличие аппаратуры, достаточное коли­чество отобранных мультфильмов, разнообразных изобразительных материалов, оборудование, дидактические пособия и т. д.

Развитие изобразительного творчества в рисунках под влияни­ем мультипликационных фильмов, обогащение художественного опыта дошкольников яркими впечатлениями от мультфильмов при­вело ктому, что для детей стало возможным выразить личное отно­шение к создаваемым образам через композицию, колорит, дина­мику, изобразительную технику.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: