Развивающих сред в процессе интеграции
Образовательных областей
I. Проект создания комплексной
Предметно-развивающей среды на основе
(чщиально-эмоционалыюго развития дошкольников33
Специфика идеи интеграции и создания комплексной предметно-развивающей среды заключается в объединении линий социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития воспитанников средствами коммуникативной, театрально-игровой и художественной деятельности. Основой для такой интеграции, на наш взгляд, выступает социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста34.
На первом этане работы с детьми создается эмоциональная среда, формируется положительная психологическая атмосфера в группе детей.
33 Автор — методист кафедры педагогики и методики дошкольного образо
вания МГПИ,Т.М.Палий.
34 Здесь представлен опыт экспериментальной деятельности ГОУ детского
сада №502 г. Москвы. Заведующая — Н.В.Казанова.
Это предполагает создание следующих условий для социально-эмоционального развития воспитанников как основы для социально-личностного и остальных направлений развития:
—обеспечить чувство психологической защищенности — дове
рие ребенка к миру, радость существования (психологическое
здоровье);
—формирование начал личности (базис личностной культуры);
—развитие индивидуальности ребенка - не «запрограммиро
ванность», а содействие эмоциональному развитию и разви
тию личности;
—понимание, признание и принятие личности ребенка, осно
ванные на формирующейся у взрослых способности стать на
позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать
его чувства и эмоци и.
|
Это связано с тем, что эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми. В дошкольном возрасте, как м в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение педагога в ДОУ обуславливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если педагог расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия, даже в случае неуспеха. Ласковое, доброе отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания — являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Общительность и доброжелательность педагога выступает как условие развития положительных социальных эмоций и личностных качеств у ребенка.
В качестве специфических задач, которые переводят социально-эмоциональное развитие детей на другой уровень, выступают:
1. Обеспечивать условия для воображаемой ситуации, принятия ребенком игровой роли и игровых правил в детском коллективе в процессе проведения игр с правилами и игр-драматизаций, формирования представлений о сходстве и различиях эмоционального мира разных людей.
В качестве примера рассмотрим занятие, разработанное в детском саду №502.
Занятие на тему: «В гости к нам пришла Игрушка»3 5
Задачи:
• создать позитивный настрой на совместную работу в группе;
|
• развитие социальных навыков;
• осознание эмоций;
• тренировка мимических мышц;
• развитие воображения.
Материалы:
Игрушка «Дружилкин».
Пиктограммы радости, удивления, смущения.
Ходзанятия.
1. Вводная часть.
Игра-знакомство. Ведущий с игрушкой подходит поочередно к каждому из детей и знакомится от лица Дружилкина. Ведущий обращается к детям, стремясь вызвать разные эмоциональные отклики на свое приветствие.
— Я Дружилкин. Рад познакомиться.
Ведущий обращает внимание на сходство и различие эмоциональных проявлений детей.
2. Основная часть.
Упражнение 1. Что с нами.
Обсуждение того, «что мы чувствовали, когда Дружилкин с нами знакомился».
Дети: Мы радовались, удивлялись, смущались и т.д. Ведущий: Что при этом происходило с нашими лицами? Знакомство со схемами радости, удивления, смущения.
Упражнение 2. Рожицы.
Мимическая гимнастика. Тренировка мимических мышц. Ведущий: Улыбнемся, нам очень хорошо. Удивимся. Бровки взлетели, даже ротик приоткрылся от удивления. И опять порадуемся. А теперь смутимся, глазки опустим, не хотим, чтобы на нас смотрели. А теперь быстро: удивимся, смутимся, порадуемся. Как наше личико поработало. Даже устало. Надо дать ему отдых.
3. Упражнение. Водичка, водичка умой мое личико. Самомассаж лица. Снятие напряжения. Проводится под потешку «Водичка, водичка умой мое личико».
Водичка, водичка умой мое личико. Чтобы глазки блестели,
35 Автор - педагог-психолог ГОУ детского сада № 502, к. пс. н. Барская А.Д.
Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток И кусался зубок.
|
Дети имитируют умывание, легонько поглаживая себя по лицу. В конце можно пощелкать зубами для снятия напряжения в челюсти.
4. Игра. Мы сДружилкиным пойдем и чего-нибудь найдем.
Игра с воображаемыми предметами, которые обнаруживаются в группе. Для этого может быть использован прием «волшебный чемоданчик» Ю.Ф.Гаркуши, в котором сложены разные детали конструктора. Вынимая их из чемоданчика, педагог спрашивает, что они могут обозначать в волшебном лесу. Может быть, это не только лесные объекты, но и заколдованные персонажи из сказок? Педагог предлагает расколдовать их с помощью двигательной импровизации.
В процессе игры-превращения детям постоянно задаются вопросы, что бы они чувствовали, если бы правда нашли... или повстречались с тем или иным персонажем в лесу: радость, удивление, испуг, какие-нибудь другие эмоции или чувства.
5. Завершение.
Ведущий: Какое интересное занятие у нас получилось. Мы и порадовались, и удивлялись, и даже испугались
Дружилкин смотрит на часы и со вздохом говорит, что ему, к сожалению, пора уходить. Прощание: «До свиданья, мои друзья!»
Развивать способности детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключиться с одного найденного решения на поиск другого, рассматривая ситуацию с точки зрения других персонажей. Это происходит в сюжетно-ролевой и режиссерской игре при обыгрывании и обогащении предметно-развивающей среды группы, объединении нескольких сред. При этом усвоенные навыки децентрации переносятся в другие виды деятельности и включаются в отработку в процессе проведения разных занятий с детьми: в частности, комплексных занятий по ФЭМП, где отрабатываются навыки и умения решать математические задачи разными способами. При этом «подключаются» возможности математической и конструктивной предметно-развивающей среды группы. Особенно это важж) при вовлечении в данную деятельность родителей воспитанников.
Совместная познавательно-игровая деятельность детей и родителей.
«Строим новый теремок»4
Цель: знакомство родителей с играми, направленными на сенсорное развитие детей 4 — 5 лет. Задачи:
1. Создание положительной атмосферы, повторение с детьми форм
доброжелательного приветствия, прощания, слов участия.
2. Развитие зрительного восприятия, тактильной чувствительности,
конструктивного и творческого мышления у детей 4-5 лет.
3. Развитие коммуникативных навыков у детей и умения работать в
команде.
4. Знакомство родителей с игровыми принципами развивающего
обучения на практике.
5. Обучение родителей играм с блоками Дьенеша.
6. Повышение родительской компетентности во взаимодействии с
детьми данного возраста.
Материалы:
1. Блоки Дьенеша.
2. Альбомы к блокам Дьенеша.
3. Плакат Теремок (теремок составлен из блоков Дьенеша).
4. Фигурки от деревянного конструктора «Теремок»: мышка, лягуш
ка, зайка, лисичка, волк и медведь.
Ход совместной игры
/. Подготовительная часть.
Родителей знакомят с зачином истории, распределяют зверей. По сценарию после приветствия родители выглядят грустно и рассказывают историю про сломанный домик. Далее родителям в общих чертах объясняется суть их участия, без знакомства с содержанием игр.
2. Вводная часть
Ведущий. В гости к нам пришли зверушки из одной сказки. Постараемся быть гостеприимными хозяевами, позовем их, скажем: «Проходите, пожалуйста, мы рады видеть гостей».
Дети повторяют.
Появляются родители, в руках у которых мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк и медведь. Они приветствуют детей.
Ведущий спрашивает, из какой сказки пришли к нам гости. Дети отвечают. Ведущий обращает внимание и подсказывает детям, что звери выглядят грустными. Надо поинтересоваться, не случилось ли чего-нибудь.
3. Основная часть.
^ Автор — педагог-психолог ГОУдетскогосада№ 502, к. пс. н. Барская А.Д.
Дети: «Мы вас рады видеть, но почему вы такие грустные?» (с подсказки ведущего).
История, рассказанная гостями.
Был у нас красивый теремок, в котором мы дружно жили. Но недавно налетел ураган и развалил домик. Осталась только обломки. Решили мы построить новый теремок по науке. Отправились мы к ученому архитектору. Он нам сделал план нового суперпрочного дома и заказал специальный строительный материал. Только мы не можем с этими кирпичиками разобраться.
Ведущий подвозит тележку с блоками Дьенеша и записку: Смотрите — ка, тут есть записка, как нам научиться строить из этих кирпичей.
4. Игра. «Разложим на кучки подходящее с подходящим»
Сначала нам надо научиться сортировать эти кирпичики, чтобы рядом оказались кирпичики, которые чем-то похожи друг на друга,
Ведущий: Вот посмотрите на кирпичики (берется красный прямоугольник и синий квадрат). Они похожи?
Дети: Нет.
Ведущий: А вот эти кирпичики чем похожи? (Берется два квадрата разного цвета). Хорошо, если кто-то из детей догадается сказать, что это два квадрата. Если нет, то ведущий подсказывает и продолжает.
Надо разложить весь материал на четыре кучки. Посмотрите на наших гостей. У них в руках карточки с подсказками, что куда класть. На карточках изображены круг, квадрат, прямоугольник и треугольник.
Дети раскладывают весь материал по форме.
Ведущий: А как еще можно разложить по-другому на три кучки. Если дети не догадываются, то у гостей появляются три карточки с цветом (красный, синий, желтый).
Дети раскладывают по цвету.
Ведущий: А как еще можно разложить на две кучки по-другому. (По размеру на большие и маленькие).
5. Игра. «Отгадываем на ощупь».
Ведущий: Мы работать будем и днем и ночью. Как же ночью мы определим, какую фигурку надо взять. Проверим, смогут ли наши гости с закрытыми глазами угадать, какую мы фигурку им даем.
Родители отгадывают.
Ведущий: А теперь родители проверят детей. Работа в парах или тройках, четверках (родитель —ребенок,родитель — дети). Родители работают не только со своими детьми.
Ведущий: Молодцы. Теперь мы и ночью ничего не спутаем. А еще постараемся запомнить эту замечательную игру и поиграть в нее дома. Ведь на ощупь можно загадывать и отгадывать все, что угод но.
6. Игра. «Отгадайте, родители, что мы загадали».
Ведущий: Проверим наших гостей. Смогут ли они отгадать, что мы загадали, если мы будем им отвечать только ДА или Н ЕТ.
Кто-то из зверей отворачивается. Он должен угадать, какую фигуру загадали дети, задавая вопросы. Дети могут только отвечать ДА или НЕТ. Вопросы типа: «Это красное?», «Это прямоугольник?»...
Несколько зверей угадывают фигурки.
Ведущий: «Замечательно справились с заданием, а дома родители будут загадывать фигурки, а дети отгадывать. И если всем игра дома понравится, то можно будет загадывать любые предметы».
7. Игра. «Складываем фигурки зверей по картинкам»
Родители — зайка и мишка: «А смогут дети сложить фигурки
— зайку и мишку — из этих кирпичиков? Это бы нас очень порадовало».
Ведущий: «Конечно, мы справимся».
Дети будут собирать зайку и мишку по картинкам из альбома к блокаДьенеша.
Ведущий: «А вы, родители, не скучайте и сложите лягушку, лисичку и мышку без картинок».
Дети собирают фигурки, сначала накладывая на образец, а потом рядом с образцом. Если кто-то не справляется, то родители помогают своим и чужим детям. Родители пробуют сложить фигурки зверей без картинок.
Ведущий: «Замечательно справились с заданием, а дома родители мотуг вырезать из цветной бумаги геометрические фигуры и сложить из них вместе с детьми разные интересные картинки. А потом их приклеить на альбомный лист и принести их к нам в садик на выставку».
8. Игра «Строим новый теремок». Коллективная постройка
Ведущий: Атеперь построим наш теремок по плану ученого. До
стается большой плакат.
Дети вместе с родителями строят теремок по схеме на плакате. Сначала путем накладывания на образец. Кирпичики выкладываются по очереди. Если остается время и силы можно построить теремок на дополнительном пустом листе (плакате).
9. Заключительная часть.
Звери: «Какой вы, ребята нам домик помогли построить, без вас мы бы не справились. Спасибо».
Ведущий подсказывает детям: «Не за что. Нам было приятно с Вами поиграть и поработать». Дети повторяют.
Звери: Давайте вместе нашу песенку споем, вы ведь ее уже слышали.
Все вместе поют.
Уж мы будем, мы будем дружить, Будем в тереме весело жить. И работать и петь и плясать, И друг другу во всем помогать.
Ведущий: «А теперь пора прощаться, что же мы скажем на прощанье?»
Дети отвечают. При необходимости ведущий подсказывает: «До свидания. Спасибо, что пришли к нам в гости. С Вами было весело. Жалко, что все закончилось, приходите еще»
2. Развивать связную диалогическую и монологическую речь, навыки творческого рассказывания в процессе комментированного рисования и обыгрывания в ходе театрализованных игр сюжетов, объединяющих рисунки детей. Базой для этого выступает интеграция речевой и художественной развивающей среды группы и детского сада.
На втором этапе работы требования к организации педагогического общения в процессе социально-эмоционального развития детей усложняются.
В процессе создания благоприятных условий для социально-эмоционального развития детей педагоги учат их:
— произвольно направлять свое внимание на эмоциональные
ощущения, которые испытывает ребенок;
- различать и сравнивать эмоции, ощущения и определять их характер (приятно, неприятно, сграшно и т.д.);
— направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экс
прессивные движения, сопровождающие эмоции;
— подражательно воспроизводить эмоции по заданному образцу.
После овладения навыками эмоциональной саморегуляции ребенок сможет регулировать свое общение, т.е. обретает способность устанавливать эмоциональный контакт. Эта способность тренируется следующими умениями:
— понимание и различение эмоциональных состояний других
людей;
—способность сопереживать (проживать чужое эмоциональное
состояние);
—отвечать другому адекватными чувствами.
При этом вся среда, окружающая детей, выстраивается на основе принципов интерактивной среды. Особенное внимание уделяется заданиям из третьего блока (смотри выше). Это связано с тем, что в данный период очень важно не упустить благодатное время для развития у детей эмпатии, сострадания, общительности и доброты в процессе обыгрывания и изменения среды, ее «оживления». Кроме того, на данном этапе работы с детьми проводятся специальные комплексные занятия, в которых социально-эмоциональное развитие детей обогащается за счет использования средств театрально-игровой и художественной деятельности (см. технологический модуль).
Комплексность таких занятий создается за счет комплексиро-вания задач из разных образовательных областей и интеграции соответствующих предметно-развивающих сред:
1. Формировать представления детей о социальном мире и соци
альных отношениях, нормах обеспечения жизнедеятельности.
2. Воспитывать бережное отношение к миру природы и экологи
ческое сознание.
3. Формировать временные представления и создавать условия
для их переноса в новые ситуации (цикл комплексных занятий «Пу
тешествие во времени).
4. Развивать диалогическую и монологическую речь, навыки
творческого рассказывания.
Важным составляющим элементом таких занятий выступают театрализованные игры и игровые упражнения. Они способствуют развитию диалогической и монологической речи и креативности ребенка. Реализацию этих задач Л.А. Кондрыкинская, Т.Н. Вос-трухина предлагают представить блоками:
1 блок:
• тщательнее относится к художественному восприятию лите
ратурных произведений;
• расширить круг представлений детей через художественные
образы;
• научить детей воспринимать изобразительно-выразительные
средства.
2 блок:
• развивать исполнительское творчество детей, умение естествен
но, выразительно пересказывать художественные произведе
ния.
3 блок:
• формировать продуктивное творчество;
• сочинять сказки, загадки и т.д.
Большую роль в этом играет использование современных интерактивных технологий в процессе дальнейшего изменения и совершенствования среды группы и детского сада, их расширения.
Третьим этапом работы будет формирование чувства личной и культурной идентичности и развитие у детей навыка контроля своего поведения в процессе социально-эмоционального развития воспитанников.
Формирование чувства личной и культурной идентичности сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности. Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения. Такие устойчивые чувства начинают определенным образом влиять на поведение ребенка, т.е. становиться мотивом поведения. При этом появляются высшие формы эмоционально-волевой регуляции:
—умение устанавливать конкретные цели своих поступков;
—искать и находить средства для достижения целей;
—проверять правильность выбранных методов;
—предвидеть конечный результат своих действий и поступков;
—брать на себя ответственность.
Исключительное значение в этом процессе придается игре. Игра способствует проявлению собственной активности ребенка, развитию эмоций и чувств, ребенок в игре наиболее полно реализуется. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой детс-\ой жизни. Способствующей игре средой является та, которая дает тшрокую возможность двигаться, по возможности не ограничивает ребенка в пространстве, представляет всевозможные предметы ьля использования их в игре. Это означает, что нужно создавать •>собое — сложное и безопасное пространство, где может быть pea-изована склонность ребенка что-то для себя открывать, приме-'ять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюже-ов, испытывая при этом различные эмоции и чувства. При этом,
под влиянием социальных эмоций и чувств в игре детей формируется способность предвидеть и брать на себя ответственность за свои действия. Поэтому такие игры включаются в качестве составляющего компонента во все режимные моменты и занятия с детьми, Особое значение при этом уделяется проблемным педагогическим ситуациям, связанным с обыгрыванием предметно-развивающей среды детского сада, и игровым обучающим экологическим ситуациям (особенно, второго и третьего типов, по классификации С.Н.Николаевой). Они играют большую роль в развитии социальных взаимоотношений детей и формировании положительного образа себя и группы.
Кроме того, продолжается цикл комплексных занятий, в которых отрабатываются те же самые умения и навыки, но в процессе интеграции театрально-игровой и художественной деятельности, интеграции соответствующих образовательных областей. При этом задачи проведения таких занятий дополняются и усложняются:
1. Развивать способности детей к рассмотрению ситуации с раз
ных сторон, умение переключиться с одного найденного решения
на поиск на другого, решать личностные и интеллектуальные зада
чи разными способами.
2. Содействовать проникновению детей в мир отношений, пе
реживаний и чувств героев сказок, произведений изобразительного
и музыкального искусства. Знакомить детей с удивительными свой
ствами цвета на примере живописи и графики.
3. Развитие в процессе конструирования образного мышления
и дизайнерских способностей.
Кроме методов социально-личностного развития, на данном этапе начинают использоваться методы развития креативности: проблемно-поисковые, поисковые и исследовательские. Эти же задания предлагаются детям и взрослым для развития детско-род и -тельского творчества в процессе проведения творческих мастерских и заседаний игрового клуба, при создании флеш- карт и флеш-игр, мультфильмов и кинофильмов с участием детей и членов их семей, их включения в систему воспитания и обучения в детском саду. Это не только делает предметно-развивающую среду богаче и интерактивнее — это способствует обогащению эмоциональных и интеллектуальных потенциалов взаимодействия семьи и детского сада, формированию единого педагогического пространства - переходу предметной, игровой и социальной среды на новый уровень развития.