Формы и средства интеграции предметно-




Развивающих сред в процессе интеграции

Образовательных областей

I. Проект создания комплексной

Предметно-развивающей среды на основе

(чщиально-эмоционалыюго развития дошкольников33

Специфика идеи интеграции и создания комплексной предмет­но-развивающей среды заключается в объединении линий соци­ально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эс­тетического развития воспитанников средствами коммуникатив­ной, театрально-игровой и художественной деятельности. Основой для такой интеграции, на наш взгляд, выступает социально-эмо­циональное развитие детей дошкольного возраста34.

На первом этане работы с детьми создается эмоциональная сре­да, формируется положительная психологическая атмосфера в груп­пе детей.

33 Автор — методист кафедры педагогики и методики дошкольного образо­
вания МГПИ,Т.М.Палий.

34 Здесь представлен опыт экспериментальной деятельности ГОУ детского
сада №502 г. Москвы. Заведующая — Н.В.Казанова.


Это предполагает создание следующих условий для социально-эмоционального развития воспитанников как основы для социаль­но-личностного и остальных направлений развития:

—обеспечить чувство психологической защищенности — дове­
рие ребенка к миру, радость существования (психологическое
здоровье);

—формирование начал личности (базис личностной культуры);

—развитие индивидуальности ребенка - не «запрограммиро­
ванность», а содействие эмоциональному развитию и разви­
тию личности;

—понимание, признание и принятие личности ребенка, осно­
ванные на формирующейся у взрослых способности стать на
позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать
его чувства и эмоци и.

Это связано с тем, что эмоции и чувства формируются в про­цессе общения ребенка со взрослыми. В дошкольном возрасте, как м в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение педагога в ДОУ обуславливает актив­ность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если педагог расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоцио­нальное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия, даже в случае неуспеха. Ласковое, доброе отноше­ние к ребенку, признание его прав, проявление внимания — явля­ются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормаль­ному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Общи­тельность и доброжелательность педагога выступает как усло­вие развития положительных социальных эмоций и личностных качеств у ребенка.

В качестве специфических задач, которые переводят социаль­но-эмоциональное развитие детей на другой уровень, выступа­ют:

1. Обеспечивать условия для воображаемой ситуации, принятия ребенком игровой роли и игровых правил в детском коллективе в процессе проведения игр с правилами и игр-драматизаций, форми­рования представлений о сходстве и различиях эмоционального мира разных людей.

В качестве примера рассмотрим занятие, разработанное в детс­ком саду №502.


Занятие на тему: «В гости к нам пришла Игрушка»3 5

Задачи:

• создать позитивный настрой на совместную работу в группе;

• развитие социальных навыков;

• осознание эмоций;

• тренировка мимических мышц;

• развитие воображения.
Материалы:
Игрушка «Дружилкин».

Пиктограммы радости, удивления, смущения.

Ходзанятия.

1. Вводная часть.

Игра-знакомство. Ведущий с игрушкой подходит поочередно к каждому из детей и знакомится от лица Дружилкина. Ведущий об­ращается к детям, стремясь вызвать разные эмоциональные откли­ки на свое приветствие.

— Я Дружилкин. Рад познакомиться.

Ведущий обращает внимание на сходство и различие эмоцио­нальных проявлений детей.

2. Основная часть.

Упражнение 1. Что с нами.

Обсуждение того, «что мы чувствовали, когда Дружилкин с нами знакомился».

Дети: Мы радовались, удивлялись, смущались и т.д. Ведущий: Что при этом происходило с нашими лицами? Знакомство со схемами радости, удивления, смущения.

Упражнение 2. Рожицы.

Мимическая гимнастика. Тренировка мимических мышц. Ведущий: Улыбнемся, нам очень хорошо. Удивимся. Бровки взлетели, даже ротик приоткрылся от удивления. И опять пора­дуемся. А теперь смутимся, глазки опустим, не хотим, чтобы на нас смотрели. А теперь быстро: удивимся, смутимся, порадуем­ся. Как наше личико поработало. Даже устало. Надо дать ему отдых.

3. Упражнение. Водичка, водичка умой мое личико. Самомассаж лица. Снятие напряжения. Проводится под потеш­ку «Водичка, водичка умой мое личико».

Водичка, водичка умой мое личико. Чтобы глазки блестели,

35 Автор - педагог-психолог ГОУ детского сада № 502, к. пс. н. Барская А.Д.


Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток И кусался зубок.

Дети имитируют умывание, легонько поглаживая себя по лицу. В конце можно пощелкать зубами для снятия напряжения в че­люсти.

4. Игра. Мы сДружилкиным пойдем и чего-нибудь найдем.

Игра с воображаемыми предметами, которые обнаруживаются в группе. Для этого может быть использован прием «волшебный че­моданчик» Ю.Ф.Гаркуши, в котором сложены разные детали кон­структора. Вынимая их из чемоданчика, педагог спрашивает, что они могут обозначать в волшебном лесу. Может быть, это не только лесные объекты, но и заколдованные персонажи из сказок? Педа­гог предлагает расколдовать их с помощью двигательной импрови­зации.

В процессе игры-превращения детям постоянно задаются воп­росы, что бы они чувствовали, если бы правда нашли... или повстре­чались с тем или иным персонажем в лесу: радость, удивление, ис­пуг, какие-нибудь другие эмоции или чувства.

5. Завершение.

Ведущий: Какое интересное занятие у нас получилось. Мы и по­радовались, и удивлялись, и даже испугались

Дружилкин смотрит на часы и со вздохом говорит, что ему, к сожалению, пора уходить. Прощание: «До свиданья, мои дру­зья!»

Развивать способности детей к рассмотрению ситуации с раз­ных сторон, умение переключиться с одного найденного решения на поиск другого, рассматривая ситуацию с точки зрения других персонажей. Это происходит в сюжетно-ролевой и режиссерской игре при обыгрывании и обогащении предметно-развивающей сре­ды группы, объединении нескольких сред. При этом усвоенные на­выки децентрации переносятся в другие виды деятельности и вклю­чаются в отработку в процессе проведения разных занятий с деть­ми: в частности, комплексных занятий по ФЭМП, где отрабатыва­ются навыки и умения решать математические задачи разными спо­собами. При этом «подключаются» возможности математической и конструктивной предметно-развивающей среды группы. Особен­но это важж) при вовлечении в данную деятельность родителей вос­питанников.

Совместная познавательно-игровая деятельность детей и роди­телей.


«Строим новый теремок»4

Цель: знакомство родителей с играми, направленными на сенсор­ное развитие детей 4 — 5 лет. Задачи:

1. Создание положительной атмосферы, повторение с детьми форм
доброжелательного приветствия, прощания, слов участия.

2. Развитие зрительного восприятия, тактильной чувствительности,
конструктивного и творческого мышления у детей 4-5 лет.

3. Развитие коммуникативных навыков у детей и умения работать в
команде.

4. Знакомство родителей с игровыми принципами развивающего
обучения на практике.

5. Обучение родителей играм с блоками Дьенеша.

6. Повышение родительской компетентности во взаимодействии с
детьми данного возраста.

Материалы:

1. Блоки Дьенеша.

2. Альбомы к блокам Дьенеша.

3. Плакат Теремок (теремок составлен из блоков Дьенеша).

4. Фигурки от деревянного конструктора «Теремок»: мышка, лягуш­
ка, зайка, лисичка, волк и медведь.

Ход совместной игры

/. Подготовительная часть.

Родителей знакомят с зачином истории, распределяют зверей. По сценарию после приветствия родители выглядят грустно и рассказы­вают историю про сломанный домик. Далее родителям в общих чертах объясняется суть их участия, без знакомства с содержанием игр.

2. Вводная часть

Ведущий. В гости к нам пришли зверушки из одной сказки. По­стараемся быть гостеприимными хозяевами, позовем их, скажем: «Проходите, пожалуйста, мы рады видеть гостей».

Дети повторяют.

Появляются родители, в руках у которых мышка, лягушка, зай­ка, лисичка, волк и медведь. Они приветствуют детей.

Ведущий спрашивает, из какой сказки пришли к нам гости. Дети отвечают. Ведущий обращает внимание и подсказывает детям, что звери выглядят грустными. Надо поинтересоваться, не случилось ли чего-нибудь.

3. Основная часть.

^ Автор — педагог-психолог ГОУдетскогосада№ 502, к. пс. н. Барская А.Д.


Дети: «Мы вас рады видеть, но почему вы такие грустные?» (с подсказки ведущего).

История, рассказанная гостями.

Был у нас красивый теремок, в котором мы дружно жили. Но недавно налетел ураган и развалил домик. Осталась только облом­ки. Решили мы построить новый теремок по науке. Отправились мы к ученому архитектору. Он нам сделал план нового суперпроч­ного дома и заказал специальный строительный материал. Только мы не можем с этими кирпичиками разобраться.

Ведущий подвозит тележку с блоками Дьенеша и записку: Смот­рите — ка, тут есть записка, как нам научиться строить из этих кир­пичей.

4. Игра. «Разложим на кучки подходящее с подходящим»

Сначала нам надо научиться сортировать эти кирпичики, чтобы рядом оказались кирпичики, которые чем-то похожи друг на друга,

Ведущий: Вот посмотрите на кирпичики (берется красный пря­моугольник и синий квадрат). Они похожи?

Дети: Нет.

Ведущий: А вот эти кирпичики чем похожи? (Берется два квадра­та разного цвета). Хорошо, если кто-то из детей догадается ска­зать, что это два квадрата. Если нет, то ведущий подсказывает и продолжает.

Надо разложить весь материал на четыре кучки. Посмотрите на наших гостей. У них в руках карточки с подсказками, что куда класть. На карточках изображены круг, квадрат, прямоугольник и треугольник.

Дети раскладывают весь материал по форме.

Ведущий: А как еще можно разложить по-другому на три кучки. Если дети не догадываются, то у гостей появляются три карточки с цветом (красный, синий, желтый).

Дети раскладывают по цвету.

Ведущий: А как еще можно разложить на две кучки по-другому. (По размеру на большие и маленькие).

5. Игра. «Отгадываем на ощупь».

Ведущий: Мы работать будем и днем и ночью. Как же ночью мы определим, какую фигурку надо взять. Проверим, смогут ли наши гости с закрытыми глазами угадать, какую мы фигурку им даем.

Родители отгадывают.

Ведущий: А теперь родители проверят детей. Работа в парах или тройках, четверках (родитель —ребенок,родитель — дети). Родите­ли работают не только со своими детьми.


Ведущий: Молодцы. Теперь мы и ночью ничего не спутаем. А еще постараемся запомнить эту замечательную игру и поиграть в нее дома. Ведь на ощупь можно загадывать и отгадывать все, что угод но.

6. Игра. «Отгадайте, родители, что мы загадали».

Ведущий: Проверим наших гостей. Смогут ли они отгадать, что мы загадали, если мы будем им отвечать только ДА или Н ЕТ.

Кто-то из зверей отворачивается. Он должен угадать, какую фигуру загадали дети, задавая вопросы. Дети могут только отве­чать ДА или НЕТ. Вопросы типа: «Это красное?», «Это прямоу­гольник?»...

Несколько зверей угадывают фигурки.

Ведущий: «Замечательно справились с заданием, а дома роди­тели будут загадывать фигурки, а дети отгадывать. И если всем игра дома понравится, то можно будет загадывать любые пред­меты».

7. Игра. «Складываем фигурки зверей по картинкам»
Родители — зайка и мишка: «А смогут дети сложить фигурки

— зайку и мишку — из этих кирпичиков? Это бы нас очень пора­довало».

Ведущий: «Конечно, мы справимся».

Дети будут собирать зайку и мишку по картинкам из альбома к блокаДьенеша.

Ведущий: «А вы, родители, не скучайте и сложите лягушку, ли­сичку и мышку без картинок».

Дети собирают фигурки, сначала накладывая на образец, а по­том рядом с образцом. Если кто-то не справляется, то родители по­могают своим и чужим детям. Родители пробуют сложить фигурки зверей без картинок.

Ведущий: «Замечательно справились с заданием, а дома родите­ли мотуг вырезать из цветной бумаги геометрические фигуры и сло­жить из них вместе с детьми разные интересные картинки. А потом их приклеить на альбомный лист и принести их к нам в садик на выставку».

8. Игра «Строим новый теремок». Коллективная постройка
Ведущий: Атеперь построим наш теремок по плану ученого. До­
стается большой плакат.

Дети вместе с родителями строят теремок по схеме на плакате. Сначала путем накладывания на образец. Кирпичики выкладыва­ются по очереди. Если остается время и силы можно построить те­ремок на дополнительном пустом листе (плакате).


9. Заключительная часть.

Звери: «Какой вы, ребята нам домик помогли построить, без вас мы бы не справились. Спасибо».

Ведущий подсказывает детям: «Не за что. Нам было приятно с Вами поиграть и поработать». Дети повторяют.

Звери: Давайте вместе нашу песенку споем, вы ведь ее уже слы­шали.

Все вместе поют.

Уж мы будем, мы будем дружить, Будем в тереме весело жить. И работать и петь и плясать, И друг другу во всем помогать.

Ведущий: «А теперь пора прощаться, что же мы скажем на про­щанье?»

Дети отвечают. При необходимости ведущий подсказывает: «До свидания. Спасибо, что пришли к нам в гости. С Вами было весело. Жалко, что все закончилось, приходите еще»

2. Развивать связную диалогическую и монологическую речь, на­выки творческого рассказывания в процессе комментированного ри­сования и обыгрывания в ходе театрализованных игр сюжетов, объе­диняющих рисунки детей. Базой для этого выступает интеграция ре­чевой и художественной развивающей среды группы и детского сада.

На втором этапе работы требования к организации педагогичес­кого общения в процессе социально-эмоционального развития де­тей усложняются.

В процессе создания благоприятных условий для социально-эмоционального развития детей педагоги учат их:

— произвольно направлять свое внимание на эмоциональные
ощущения, которые испытывает ребенок;

- различать и сравнивать эмоции, ощущения и определять их характер (приятно, неприятно, сграшно и т.д.);

— направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экс­
прессивные движения, сопровождающие эмоции;

— подражательно воспроизводить эмоции по заданному образцу.

После овладения навыками эмоциональной саморегуляции ре­бенок сможет регулировать свое общение, т.е. обретает способность устанавливать эмоциональный контакт. Эта способность трениру­ется следующими умениями:

— понимание и различение эмоциональных состояний других
людей;


—способность сопереживать (проживать чужое эмоциональное
состояние);

—отвечать другому адекватными чувствами.

При этом вся среда, окружающая детей, выстраивается на основе принципов интерактивной среды. Особенное внимание уделяется заданиям из третьего блока (смотри выше). Это связано с тем, что в данный период очень важно не упустить благодатное время для раз­вития у детей эмпатии, сострадания, общительности и доброты в про­цессе обыгрывания и изменения среды, ее «оживления». Кроме того, на данном этапе работы с детьми проводятся специальные комплек­сные занятия, в которых социально-эмоциональное развитие детей обогащается за счет использования средств театрально-игровой и художественной деятельности (см. технологический модуль).

Комплексность таких занятий создается за счет комплексиро-вания задач из разных образовательных областей и интеграции со­ответствующих предметно-развивающих сред:

1. Формировать представления детей о социальном мире и соци­
альных отношениях, нормах обеспечения жизнедеятельности.

2. Воспитывать бережное отношение к миру природы и экологи­
ческое сознание.

3. Формировать временные представления и создавать условия
для их переноса в новые ситуации (цикл комплексных занятий «Пу­
тешествие во времени).

4. Развивать диалогическую и монологическую речь, навыки
творческого рассказывания.

Важным составляющим элементом таких занятий выступают театрализованные игры и игровые упражнения. Они способствуют развитию диалогической и монологической речи и креативности ребенка. Реализацию этих задач Л.А. Кондрыкинская, Т.Н. Вос-трухина предлагают представить блоками:

1 блок:

• тщательнее относится к художественному восприятию лите­
ратурных произведений;

• расширить круг представлений детей через художественные
образы;

• научить детей воспринимать изобразительно-выразительные
средства.

2 блок:

• развивать исполнительское творчество детей, умение естествен­
но, выразительно пересказывать художественные произведе­
ния.


3 блок:

• формировать продуктивное творчество;

• сочинять сказки, загадки и т.д.

Большую роль в этом играет использование современных инте­рактивных технологий в процессе дальнейшего изменения и совер­шенствования среды группы и детского сада, их расширения.

Третьим этапом работы будет формирование чувства личной и культурной идентичности и развитие у детей навыка контроля сво­его поведения в процессе социально-эмоционального развития вос­питанников.

Формирование чувства личной и культурной идентичности со­провождается разнообразными сильными эмоциями и пережива­ниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в струк­туру собственной личности. Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудов­летворением непосредственных желаний, у ребенка возникают бо­лее сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им дей­ствия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения. Такие устойчивые чувства начинают определенным образом влиять на поведение ребенка, т.е. становиться мотивом поведения. При этом появляются высшие формы эмоционально-волевой регуляции:

—умение устанавливать конкретные цели своих поступков;

—искать и находить средства для достижения целей;

—проверять правильность выбранных методов;

—предвидеть конечный результат своих действий и поступков;

—брать на себя ответственность.

Исключительное значение в этом процессе придается игре. Игра способствует проявлению собственной активности ребенка, разви­тию эмоций и чувств, ребенок в игре наиболее полно реализуется. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с деть­ми и самих детей друг с другом, становится основной формой детс-\ой жизни. Способствующей игре средой является та, которая дает тшрокую возможность двигаться, по возможности не ограничива­ет ребенка в пространстве, представляет всевозможные предметы ьля использования их в игре. Это означает, что нужно создавать •>собое — сложное и безопасное пространство, где может быть pea-изована склонность ребенка что-то для себя открывать, приме-'ять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюже-ов, испытывая при этом различные эмоции и чувства. При этом,


под влиянием социальных эмоций и чувств в игре детей формирует­ся способность предвидеть и брать на себя ответственность за свои действия. Поэтому такие игры включаются в качестве составляю­щего компонента во все режимные моменты и занятия с детьми, Особое значение при этом уделяется проблемным педагогическим ситуациям, связанным с обыгрыванием предметно-развивающей среды детского сада, и игровым обучающим экологическим ситуа­циям (особенно, второго и третьего типов, по классификации С.Н.Николаевой). Они играют большую роль в развитии соци­альных взаимоотношений детей и формировании положительного образа себя и группы.

Кроме того, продолжается цикл комплексных занятий, в кото­рых отрабатываются те же самые умения и навыки, но в процессе интеграции театрально-игровой и художественной деятельности, интеграции соответствующих образовательных областей. При этом задачи проведения таких занятий дополняются и усложняются:

1. Развивать способности детей к рассмотрению ситуации с раз­
ных сторон, умение переключиться с одного найденного решения
на поиск на другого, решать личностные и интеллектуальные зада­
чи разными способами.

2. Содействовать проникновению детей в мир отношений, пе­
реживаний и чувств героев сказок, произведений изобразительного
и музыкального искусства. Знакомить детей с удивительными свой­
ствами цвета на примере живописи и графики.

3. Развитие в процессе конструирования образного мышления
и дизайнерских способностей.

Кроме методов социально-личностного развития, на данном этапе начинают использоваться методы развития креативности: проблемно-поисковые, поисковые и исследовательские. Эти же задания предлагаются детям и взрослым для развития детско-род и -тельского творчества в процессе проведения творческих мастерс­ких и заседаний игрового клуба, при создании флеш- карт и флеш-игр, мультфильмов и кинофильмов с участием детей и членов их семей, их включения в систему воспитания и обучения в детском саду. Это не только делает предметно-развивающую среду богаче и интерактивнее — это способствует обогащению эмоциональных и интеллектуальных потенциалов взаимодействия семьи и детского сада, формированию единого педагогического пространства - пе­реходу предметной, игровой и социальной среды на новый уровень развития.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: