Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
-представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
-осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
-развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
-становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
-становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
-формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
-развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
-ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
-развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.),
-понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
|
-осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
-осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
-развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
-ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослым,' сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
-представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям
Метапредметные результаты
Регулятивные:
-принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
-планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
-учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
-выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
|
-контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
-оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные:
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
-самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
-понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
-использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
-анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
-использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
|
-пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
-анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из их частей;
-овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
-ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
-находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
-осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
-осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
-осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
-строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные:
- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
-учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
- осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
- представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры; о роли родного языка в жизни человека и общества;
- формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
-понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
-приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
-овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
- овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Содержание учебного предмета
Повторение.
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.
Предложение.
Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.
Слово в языке и речи.
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.
Имя существительное.
Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.
Имя прилагательное.
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Личные местоимения.
Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.
Глагол.
Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Iи II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Повторение. (11 ч.) | ||||
Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык. | 3.09 | |||
Язык и речь. Формула вежливости. | 4.09 | |||
Текст. План текста | 5.09 | |||
Обучающее изложение. | 6.09 | |||
Анализ изложения. Типы текстов | 9.09 | |||
Предложение как единица речи | 10.09 | |||
Виды предложений по цели высказывания и по интонации | 11.09 | |||
Диалог. Обращение | 12.09 | |||
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 13.09 | |||
Диктант. | 16.09 | |||
Анализ диктанта. Словосочетания | 17.09 | |||
Предложение. (10 ч.) | 18.09 | |||
Однородные члены предложения (общее понятие) | 19.09 | |||
Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов | 20.09 | |||
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 23.09 | |||
Знаки препинания в предложения с однородными членами | 24.09 | |||
Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» | 25.09 | |||
Наши проекты. | 26.09 | |||
Простые и сложные предложения.Связь между простыми предложениями, входящими в состав сложного | 27.09 | |||
Сложное предложение и предложение с однородными членами | ||||
Обучающее изложение | ||||
Диктант | ||||
Слово в языке и речи. (19 ч.) | ||||
Анализ изложения и диктанта. Слово и его лексическое значение | ||||
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова | ||||
Синонимы, антонимы, омонимы.Фразеологизмы. | ||||
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. | ||||
26-27 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | |||
Правописание гласных и согласных в корнях слов | ||||
Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах. | ||||
Правописание приставок и суффиксов | ||||
Разделительный ъ и ь | ||||
Обучающее изложение | ||||
Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | ||||
Склонение имен существительных и имён прилагательных | ||||
Имя числительное. Глагол как часть речи | ||||
Наречие как часть речи | ||||
Правописание наречий. | ||||
Сочинение – отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» | ||||
Диктант. | ||||
Анализ диктанта. | ||||
Имя существительное. (41 ч.) | ||||
Распознавание падежей имен существительных | ||||
Упражнение в распознавании именительного, родительного винительного падежей неодушевленных имен существительных. | ||||
Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, дательном падеже | ||||
Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах | ||||
Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. | ||||
Три типа склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных | ||||
2 – е склонение имен существительных | ||||
Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения | ||||
3 – е склонение имен существительных | ||||
Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонений | ||||
Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. | ||||
Обучающее изложение | ||||
Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных единственного числа 1,2,3– го склонения единственного числа. Способы проверки безударных окончаний имен существительных | ||||
Именительный и винительный падежи | ||||
Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже | ||||
Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных | ||||
Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже | ||||
Упражнение в правописании имен существительных в дательном и родительном падежах | ||||
Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже | ||||
Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в творительном падеже | ||||
61,6 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже | |||
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | ||||
64,65 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | |||
Контрольный диктант | ||||
Анализ диктанта. Закрепление изученного. | ||||
Склонение имен существительных во множественном числе имен существительных | ||||
Именительный падеж имен существительных множественного числа | ||||
Родительный падеж имен существительных множественного числа | ||||
Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа | ||||
Дательный, творительный,предложный падежи имен существительных множественного числа | ||||
Обучающее изложение | ||||
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе | ||||
Упражнения в написании имен существительных множественного числа | ||||
Обобщение знаний о проверке написания безударных гласных в окончаниях имен существительных | ||||
Диктант. | ||||
Наши проекты. | ||||
Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» | ||||
Анализ изложения. | ||||
Имя прилагательное. (31 ч.) | ||||
Имя прилагательное как часть речи. (с. 4-6) | ||||
Род и число имен прилагательных. (с.7) | ||||
Описание игрушки. (с.8-9) | ||||
84,85 | Склонение имен прилагательных. (с. 10-13) | |||
Сочинение на тему «Сем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов». | ||||
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. (с. 14-16) | ||||
Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода в именительном падеже. (с. 17-18) | ||||
Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. (с. 19-20) | ||||
Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. (с. 20-21) | ||||
Именительный, винительный, родительный падежи. (с. 22-24) | ||||
Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. (с. 25-26) | ||||
Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. (с. 27) | ||||
Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты. (с. 28) | ||||
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода | ||||
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. (с. 29) | ||||
Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода. (с. 30-31). | ||||
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. (с. 32-33) | ||||
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. (с. 34-35) | ||||
Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных. (с. 36-37) | ||||
Диктант. | ||||
Анализ диктанта. Правописание падежных окончаний имен прилагательных | ||||
Склонение имен прилагательных множественного числа. (с. 38-39) | ||||
Сочинение – отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» (с. 40) | ||||
Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа. (с. 41-42) | ||||
Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа. (с. 43-44) | ||||
Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа. (с. 45-46) | ||||
Обобщение знаний об именах прилагательных. (с. 47) | ||||
Сочинение – отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | ||||
Анализ сочинения. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных. Проверка знаний. (с. 50) | ||||
Диктант. | ||||
Анализ диктанта. | ||||
Местоимение. (9 ч.) | ||||
Местоимение как часть речи. (с. 52-53) | ||||
Личные местоимения 1,2 и 3 –го лица. (с. 54-55) | ||||
Изменение личных местоимений 1 и 2 лица по падежам. (с. 56-59) | ||||
Склонение личных местоимений 3 –го лица. (с. 60-62) | ||||
Изменение личных местоимений по падежам. (с. 63-64) | ||||
Изложение повествовательного текста с элементами описания. (с. 65) | ||||
Анализ изложения. Упражнение в правильном написании местоимений. | ||||
Диктант. | ||||
Анализ диктанта. Повторение. (с. 66) | ||||
Глагол. (32 ч.) | ||||
Глагол как часть речи (повторение). (с. 68-70) | ||||
Изменение глаголов по временам. (с. 71) | ||||
123,124 | Неопределенная форма глагола. (с. 72-75) | |||
Изменение глаголов по временам. (с. 76-77) | ||||
Изложение повествовательного текста по цитатному плану. | ||||
Анализ изложения. Спряжение глаголов. (с. 80-81) | ||||
Спряжение глаголов. (с. 82-84) | ||||
2-е лицо настоящего и будущего времени в единственном числе. (с. 85-86) | ||||
Диктант. | ||||
Анализ диктанта. Наши проекты | ||||
Ι и ΙΙ спряжения глаголов настоящего времени. (с. 88) | ||||
Ι и ΙΙ спряжения глаголов будущего времени. (с. 89-91) | ||||
134-137 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. (с. 93-101) | |||
Возвратные глаголы. (с. 102-103) | ||||
139,140 | Правописание тся и ться в возвратных глаголах. (с. 104-105) | |||
Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок. (с.106-108) | ||||
Правописание глаголов в прошедшем времени. (с.109-110) | ||||
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. (с. 111-112) | ||||
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. (с. 113) | ||||
Изложение повествовательного текста по вопросам.(с.114) | ||||
Диктант | ||||
Анализ диктанта. Повторение. | ||||
148-150 | Обобщение по теме «Глагол» Проверка знаний по теме «Глагол» (с.115-120) | |||
Изложение повествовательного текста. (с.119) | ||||
Анализ изложения, проверочной работы. Повторение. | ||||
Повторение. (18 ч.) | ||||
Язык и речь. Текст. Типы текстов. (с.121-123) | ||||
154-156 | Предложение и словосочетание.Главные и второстепенные члены предложения. (с.124-127) | |||
Слово и его лексическое значение. (с.128) | ||||
Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь» (с.129) | ||||
159-162 | Состав слова(с.130-134) | |||
163,164 | Части речи. (с.135-142) | |||
Изложение повествовательного текста по цитатному плану(с.136 или 140) | ||||
Анализ изложения.Упражнение в правописании частей речи | ||||
Итоговый контрольный диктант. | ||||
Анализ диктанта. | ||||
Звуки и буквы. | ||||
Игра «По галактике Частей Речи» |
Согласовано
Руководитель мо учителей нач.классов
___________________ / Е.И.Сидорова
Протокол от _________ №_______
Согласовано
Зам.директора по УВР МБОУ СШ №13
_____________________ / Усимова И.Б.
«_____» ______________ 2019 г.