Урок 14. Тундра
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с географическим положением природной зоны – тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека; определения границы знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне тундры; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, картой «Природные зоны», организовывать рабочее место. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная |
Образовательные ресурсы | https://download8.proshkolu.ru |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, карта «Природные зоны России» |
Основные понятия | тундра |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельно- сти | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. Кроссворд | В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать!
![]() | слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. Выполняют записи в тетради | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | Познавательные: владеют способами решения учебных задач. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места, записи в тетради |
Продолжение табл.
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания. Графический диктант | 1. Конкурс рисунков.
2. Сообщения учащихся о животных Арктики.
3. графический диктант ![]() | Организуют выставку. Выступают с сообщениями. Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необ- | Устные ответы, пись- менные задания |
III. Изучение нового материала | Рассказ учителя по теме урока. Работа со схемой. | – Цель нашей экспедиции – тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете сказать о географическом положении тундры? –Слово «тундра» в переводе с финского означает «бесплодная» или «враждебная». Зима там долгая, температура достигает –50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 метров. Вот это поверхность тундры (показывает на карте зону тундры). Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от +10 до +25 °С. Как вы думаете, это отражается на почве? И если да, то как? –Правильно. Оттаивает только верхний слой почвы на глубине от 10 до 50 см. Талые воды не просачиваются глубже, поэтому в тундре много болот. И почва влажная или просто мокрая. Мы выясним, какие здесь природные условия, составим схему. | Слушают учителя. показывают зону тундры на карте. Отвечают на вопросы. Составляют схему. | Фронтальная, индивидуальная. Коллективная. | Устные ответы |
Продолжение табл.
Работа с учебником | ![]() | Читают тексты в учебнике, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы | Индивидуальная | ходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета |
Продолжение табл.
предлагает опять рассмотреть иллюстрацию «В тундре весной» в учебнике (с. 88–89). –Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре? – Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Прочитайте статью «Тундра и человек» в учебнике (с. 93–95). – Какое основное занятие населения тундры? | ||||||
IV. Практическая деятельность | Составление рассказа по плану. Составление схемы. | – Расскажите о тундре по плану:
1. Географическое положение.
2. Климат.
3. Растительный мир.
4. Животный мир.
5. Деятельность человека.
После ответов предлагает заполнить пирамиду.
![]() | Составляют рассказ по плану, схему. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя). Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют учебные задачи. | Устные ответы, записи в тетради, выполненные задания |
Продолжение табл.
Составление цепей питания. Игра «Растительный и животный мир арктической пустыни и тундры». Задания из электронного приложения к учебнику | Далее предлагает составить 4–5 цепей питания. 1. Растения тундры → белая куропатка → песец. 2. Мох-ягель → северный олень → волк. 3. Растения тундры → лемминг → белая сова. 4. Растения тундры → лемминг → песец. песец лемминг белый медведь ягель Арктика водоросли белая сова тупик гагара брусника голубика Тундра северный олень белая куропатка морошка лишайник полярный мак морж тюлень Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Составляют цепи питания. показывают с помощью стрелок, в какой природной зоне можно встретить каждое растение и животное. Выполняют задания | Коллективная. индивидуальная | Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
Окончание табл.
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – С какой природной зоной мы познакомились? – Чем эта зона отличается от других? –Работа нашей экспедиции в тундре закончилась, оцените свою деятельность на уроке | читают вывод в учебнике (с. 96). Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 87–97. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (с. 95). выполнить задание 3 (с. 96) | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач | Задания |
Ресурсный материал
Графический диктант
учитель читает предложения. Если высказывание верное, учащиеся ставят знак «+». Если высказывание неверное, ставят знак «–».
1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.
2. Территория Арктики не имеет коренного населения.
3. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.
4. В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.
5. В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени.
6. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.
7. Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки».
О т в е т ы: 1 (–). 2 (+). 3 (+). 4 (–). 5 (+). 6 (+). 7 (–).