Костюмы народов Древнего Ирана и Персии.




Период существования Древнего Ирана – рабовладельческого государства (государство ахеменидов) очень краткий. Он насчитывает менее 250 лет. Однако костюм народов Ирана и Персии имеет для исторического костюма большой интерес. В нём впервые встречается запахивающая одежда, неизвестная ни Древнему Египту, ни цивилизациям Месопотамии, и мужские штаны – анаксариды - новая неизвестная этим культурам форма поясной одежды.

Превращение иранской державы ахеменидов в могучую империю, владения которой простирались от северо-западной Индии до Египта и границ Греции, объясняет быстрое распространение этого типа одежды среди других народов. В самом Иране после завоевания его Александром Македонским (IV в. до н.э.) с последующим влиянием эллинской культуры древнеиранский костюм не исчезал, а лишь несколько видоизменялся. Он также существовал в персидском государстве сассанидов (III- VIII в.н.э). Отсюда он начал проникать в другие страны. Запахивающая одежда представляет собой разновидность кафтана, который является верхней одеждой в костюме персидского народа.

Древняя Персия вступила на историческую арену в середине VI в. до н.э. К этому времени она сумела завоевать и подчинить себе почти все земли и народы от Армении до Вавилона, а позже – до берегов Черного и Каспийских морей. Жители нового государства, претендовавшего на мировое господство, были очень разноплеменные. Персы составляли всего лишь незначительную часть этого государства, но при этом пользовались всеми привилегиями завоевателей.

Персы охотно заимствовали у покорённых народов всё лучше, что было создано ими. Так, например, Геродот писал о персах следующее: «Обычаи чужеземцев персы принимают охотнее всякого другого народа. Они носят даже мидийское платье, находя его красивее туземного, а для войны одеваются в египетские панцири».

Персидский кафтан длиной до колен, иногда до ступней, имел длинный средней ширины рукав и окладной воротник. Под кафтан надевали рубашку длиной до колен с длинными неширокими рукавами. Некоторые кафтаны захлёстывали направо и подпоясывали поясом. Часто носили кафтан, просто накинув на плечи. Древнеиранские штаны – обязательная деталь костюма для мужчин всех сословий и возрастов. Их заправляли в обувь. На ногах носили кожаные невысокие ботинки. На голову надевали шапку–колпак.

Древнеперсидский костюм имел следующие характерные отличия от известной в это время драпировочной одежды египтян и древних греков. Прежде всего, для ее изготовления использовались шерстяные ткани, войлок, кожа, мех; одежда тесно прилегала к телу, была узкой, закрывая всю фигуру от шеи до ступней и запястье рук, что совершенно не характерно для драпировочного типа одежды; оголённость тела совсем исключалась, даже голова была всегда покрыта головным убором.

Эти особенности одежды отвечали больше континентальным особенностям климата Ирана и Персии и основному занятию иранских племён – скотоводству.

Декорировка костюма была очень скромной. Одежда имела сине–зелёные и жёлто–коричневые цветовые оттенки.

Особое место в персидском историческом костюме занимал кандис, по форме и крою похожий на мидиский канди.

Персидский кандис – это верхняя одежда из мягких шерстяных тканей, часто из шелковых тканей. Ткани украшали узорами, часто использовали кайму. Шёлк красили в пурпурный цвет. Кандис – это глухая без рукавов одежда, которая в готовом виде напоминала квадрат с низкими проймами для рук. Кандис одевали через голову и на талии подвязывали узким поясом, так чтобы верхняя боковая часть спадала как рукава. Кандис носили лишь «царь царей», знать и вышее духовенство.

Кидар – головной убор персидского царя, также как и ассирийский кидарис, представлял собой расширенную к верху митру, сшитую из воилока.

Капюшон – он не только прикрывал лицо, но и часто закрывал подбородок, спадая на плечи, верх груди и спину.

Женский персидский костюм мало известен. Изображение женской персидской одежды до современников почти не дошли. Только на древнегреческих вазах встречается изображение персидской женщины в пёстрой нижней одежде с длинными рукавами, покрытой греческим гиматием или ионийским хитоном. Можно предположить, что женский костюм мало отличается от мужского. Женщины носили две рубашки - одна нижняя до ступней ног, а другая верхняя – до колен. Верхняя рубашка имела короткий рукав до локтей, нижняя - длинный до запястий. Штаны, как и кафтан, были принадлежностью не только мужского, но и женского костюма. Распространенной верхней одеждой женщины были покрывала такой длины и ширины, что они, спадая с головы на плечи, охватывали почти всю фигуру.

Первоначально материалом для персидской одежды служила овечья кожа. Позднее, в результате военных походов царя Кира, в Персии появились чужеземные ткани из хлопка и шелка. Началась обработка шерсти. Мидийскоперсидская мужская одежда представляла собой подпоясанную на вавилонский манер рубаху-юбку (канди), только более просторную и с расширяющимися к низу рукавами. У царя и придворных она была богато отделана. Под нею находилась вторая рубаха–юбка, длиной до колен и более узкая, подпоясанная в талии, из цветной ткани с пёстрой отделкой. Эта рубаха – народная одежда древних персов. К ней добавляется совершенно новый элемент одежды – длинные штаны. Штаны – это отличительный признак одежды целой группы индоевропейских народов, к которым принадлежат персы, скифы, медийцы, фригийцы и другие древние народы, заселявшие территорию Передней Азии.

По этому признаку – штанам – (гальское «bracca») римляне дали всем «варварским» народам прозвище «braccati», т.е., носящие штаны.

Простой перс кроме короткой рубахи – юбки и штанов носили средний высоты или высокую острую обувь со шнуровкой. На ноги одевали сразу 2-3 пары башмаков из красного или желтого сафьяна. На голове носили шарообразную войлочную шапку или только повязку. Бороду и волосы отпускали. У персов высоко ценилась косметика и благовонья. Знатный перс не отправлялся в поход без ящика косметики.

Уход за волосами, бородой и усами входило в число мужских добродетелей как у ассировавилонян, так и у персов. Даже простолюдины и солдаты холили и подкрашивали, расчесывали и завивали волосы самыми причудливыми, но строго геометрическими фигурами. Волнообразные локоны перемежались крупными колечками, трубочками. Царь с набеленным лицом, с подведенными длинными как у хищной кошки глазами, с насурьмленными бровями, усами и почти архитектурной формы бородой, с тяжелой гривой волос, которую венчала белая пирамидальная тиара, украшенная кованым золотом, обликом походил на грозное божество. Мужской идеал красоты – несокрушимая мощь тела и непроницаемая холодность лица, абсолютная мужественность и воля, подчеркнутые приземистой и мощной фигурой, - создавал весь облик древнего знатного перса или ассиро-вовилонянина.

Заключение

Одежда народов Древней Месопотамии на все время служит примером рационального покроя, лаконичности отделки и общего впечатления силы и величия образа.

Возникшая в Персии кроёная одежда оказалась настолько жизнеспособной, что без неё не могло существовать большинство восточных и западных народов последующих эпох.

Для исторического костюма этот вид одежды важен в двух аспектах. С одной стороны этот костюм являлся противоположностью египетскому схенти, а с другой – противоположный вид одежды греков и римлян, которая имела многочисленные складки и живописные драпировки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: