История развития системы «Экспресс».




Лекция 5.

Тема. АСУ пассажирскими перевозками.

План.

1. История развития системы «Экспресс».

2. Характеристика системы «Экспресс».

3. Функциональные возможности.

Литература

1. Сидорова Е.Н. Автоматизация системы управления в эксплуатационной работе: Учебник для техникумов и колледжей ж.д. транспорта / Е. Н. Сидорова – М.: Маршрут, 2013. – 560 с.

2. Системы автоматизации и информационные технологии управления перевозками на железных дорогах: Учебник для вузов ж.д. транспорта / В. А. Гапанович [и др.]. – М.: Маршрут, 2012. – 554 с.

История развития системы «Экспресс».

Система «Экспресс» была разработана как автоматизированная система управления продажей билетов и бронированием мест на поезда дальнего следования. Первая ее модификация введена в эксплуатацию в 1972 г. на базе Московского железнодорожного узла. Основные функции, выполняемые системой, состояли в централизованном учете мест, печатании проездных документов, составлении финансовой и статистической отчетности о работе касс. В 1982 г. началось внедрение типовой АСУ «Экспресс-2». На Российских железных дорогах функционировало 14 взаимодействующих между собой вычислительных комплексов «Экспресс», а всего в странах СНГ и Балтии действовало 27 центров. В соответствии с Программой информатизации железнодорожной отрасли осуществлен поэтапный переход железных дорог на более производительную АСУ «Экспресс-3», который был закончен в 2005 году.

АСУ «Экспресс-3» является человеко-машинной системой коллективного пользования, включающей совокупность административных, технологических, программных и технических средств, позволяющих производить в реальном масштабе времени как обслуживание пассажиров, так и управление пассажирскими перевозками, и относится к информационно-управляющей системе. В структурном плане система представлена Головным региональным центром и региональными центрами «Экспресс».

Региональный центр «Экспресс» Московской железной дороги является Головным центром системы «Экспресс-3». Он выполняет задачи по обслуживанию поездов своего региона, а также обеспечивает создание и ведение аналитической базы данных по пассажирским перевозкам в масштабе всей сети РЖД.

Каждый региональный центр системы «Экспресс» хранит информацию о поездах, отправляющихся с региона. При необходимости получить информацию о поездах других дорог происходит взаимодействие систем «Экспресс» между собой, что обеспечивает выдачу клиенту требуемой информации.

Система «Экспресс-3» должна решить проблему автоматизации основных технологических процессов пассажирского хозяйства и создать в конечном итоге на дорогах механизм управления пассажирскими перевозками. В соответствии с функциональной направленностью деятельности технологических звеньев пассажирского комплекса в АСУ «Экспресс» созданы, внедрены и развиваются восемь подсистем:

1) автоматизированная подсистема «билетно-кассовых операций» (БКО): автоматизация процессов оформления и учета проездных документов во внутригосударственном, международном и пригородном видах сообщений;

2) автоматизированная информационно-справочная подсистема «ЭКАСИС»: информационно-справочное обслуживание пассажиров (расписание и маршруты поездов, стоимости проезда, возможность обеспечения поездки без пересадки и т. д.);

3) автоматизированная подсистема нормативно-справочной информации «РАСПИСАНИЕ»: ведение классификаторов, эталонных и рабочих файлов поездов, справочных таблиц составление служебных расписаний;

4) автоматизированная подсистема финансового, статистического учета и взаиморасчетов за пассажирские перевозки «ЭФИС»: автоматизация процессов составления финансовой и статистической отчетности о перевозках пассажиров, корпоративной отчетности ОАО «РЖД» о доходных поступлениях и доходах по основным и прочим видам деятельности пассажирского комплекса, взаиморасчеты РЖД;

5) автоматизированная подсистема управления багажной работой «ЭСУБР»: автоматизации технологических процессов перевозки багажа, грузобагажа и почты;

6) автоматизированная подсистема управления парком пассажирских вагонов АСУ ПВ: процессы планирования потребности дорог в пассажирских вагонах, прогноз плановых видов ремонта (капитальных и деповских), слежение за качеством ремонтов, контроль браков в поездной и маневровой работах, ведение отчетности о наличии и использовании вагонов;

7) автоматизированная подсистема «СЕРВИС»: обеспечение взаимодействия системы «Экспресс» с другими (не железнодорожными) системами резервирования мест, бронирование мест в гостиницах, заказ такси и др.;

8) автоматизированная подсистема регулирования пассажирских перевозок АСУ-Л: информационно-аналитическое обеспечение процесса управления пассажирскими перевозками с учетом меняющейся конъюнктуры спроса на перевозки.

В рамках системы «Экспресс» создана и функционирует аналитическая база данных (АБД), отражающая, в масштабе времени близком к реальному, информацию о процессах продажи проездных документов и нормативно-справочные данные по поездам дальнего следования. Использование АБД в практической деятельности железных дорог позволяет на качественно новом уровне планировать работу пассажирского комплекса, организовывать процесс перевозочной работы и осуществлять контроль за эффективностью использования пассажирского подвижного состава.

Подсистема планирования и регулирования пассажирских перевозок (АСУ-Л) начала разрабатываться в рамках системы АСУ «Экспресс-2». Для сетевого и дорожного уровня управления за отчетный месяц система «Экспресс» формировала справки, позволяющие определять динамику эксплуатационных показателей и доходных поступлений по местному и прямому видам сообщений. Характеристика эксплуатационной работы поездов дальнего следования была представлена в АРМах «Автоматизированная система учета и контроля населенности поездов» и «Система показателей, связанных с перевозкой пассажиров в поездах дальнего следования».

Переход России на рыночные принципы хозяйствования поставил перед пассажирским транспортом новые задачи, решить которые без коренного изменения в системе информатизации отрасли было невозможным. Значение и области применения информационных технологий стали намного шире, увеличились требования к объемам информации, необходимым для выработки управленческих решений. Нацеленность на увеличение доходности пассажирского комплекса за счет роста конкурентоспособности с другими видами транспорта и необходимость снижения эксплуатационных расходов обусловили принципиальное изменение идеологии формирования базы данных АСУ «Экспресс». Был осуществлен поэтапный переход дорог на новые технические средства АСУ «Экспресс-3», и введена в действие аналитическая база данных, позволяющая на качественно новом уровне разрабатывать информационные технологии в сфере управления пассажирскими перевозками. На современном этапе АСУ-Л является системой поддержки принятия решений и выполняет задачи накопления, анализа, обработки, контроля и оценки эксплуатационных и экономических показателей перевозок пассажиров и работы подвижного состава.

На третьем этапе АСУ-Л должна стать информационно-управляющей системой пассажирских перевозок и обеспечивать выполнение функций проведения причинно-следственного анализа убыточности работы поездов, прогноза пассажиропотока для оперативного и долгосрочного планирования, моделирования работы подвижного состава. Решающая роль в стратегии совершенствования работы пассажирского комплекса отводится информатизации.

На современном этапе информационные технологии АСУ-Л:

· обеспечили оперативный доступ пользователей к информации АБД, характеризующей качество использования подвижного состава и объемы выполненной эксплуатационной работы по железнодорожным направлениям, железным дорогам, поездам, группам и типам вагонов;

· создали информационную базу проведения маркетингового анализа рынка пассажирских перевозок;

· обеспечили процессы контроля за использованием производственного потенциала пассажирского комплекса;

· решили вопросы оперативного отслеживания экономической эффективности назначения пассажирских поездов дальнего следования.

Этапы Назначение Возможности и уровни решаемых задач
I Информационно-справочное обеспечение процессов управления перевозками Разработана и внедрена на железных дорогах технология автоматизации получения отчетных данных об объемах пассажирских перевозок, использовании перевозочных средств, доходных поступлениях
II Система поддержки принятия решений Созданы методическая, технологическая, информационные базы системы аналитического анализа пассажирских перевозок. Внедрены в постоянную эксплуатацию новые информационные технологии, обеспечивающие проведение маркетинговых исследований, оперативной оценки качества использования подвижного состава, прогнозирования объемов перевозок, отслеживания экономической эффективности назначения поездов
III Информационно-управляю­щая система Автоматизация процессов проведения причинно-следственного анализа убыточности работы поездов и вагонов; прогноза пассажиропотоков; моделирования работы подвижного состава; выработки и принятия управленческих решений в сфере управления пассажирскими перевозками

В соответствии с международными принципами менеджмента комплексы АСУ-Л относятся к инновациям в области пассажирского транспорта. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1993 г. в итальянском городе Фраскати принят документ международного стандарта (Россия является членом ОЭСР), разграничивающий сущность понятий «новшество» и «инновация».

 

Новшество − оформленный результат фундаментальных прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; научных подходов или принципов; ноу-хау, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. д.), результатов маркетинговых исследований и т. д. Вложение инвестиций в разработку новшества − половина дела. Главное − внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т. е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, производство и оформить результаты. Инновация − конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического и другого вида эффекта.

Инновационная деятельность − это процесс по организации и выполнению стратегического маркетинга, НИОКР, производству и оформлению новшеств, их внедрению и распространению в другие сферы.

Интегральный эффект от внедрения новых информационных технологий АСУ-Л на РЖД выражается через экономическую, научно-техническую, социальные составляющие. Создание новых технологий направлено на повышение степени автоматизации процессов управления пассажирскими перевозками, обеспечение функционирования единого аналитического центра сбора информации о состоянии транспортного рынка и использовании перевозочных средств, интенсификацию процедур обработки первичных данных и организацию доступа пользователей всех уровней управления пассажирского комплекса к информации АБД АСУ «Экспресс».

Социальный эффект выражается через систему качественных характеристик:

1) комплексы задач АСУ-Л позволяют проводить конъюнктурный и статистический анализ реализованного спроса на услуги пассажирского транспорта в сетевом и локальном масштабах и на их базе принимать обоснованные решения, направленные на максимальное удовлетворение требований пассажиров к поездке;

2) информационные технологии АСУ-Л решили задачу информационно-аналитического обеспечения оперативно-диспет­чер­с­ко­го аппарата и маркетинговых отделов, потенциально обусловили деятельность этих структур на современные принципы менеджмента:

§ мобильность, т. е. проведение принятых решений в строго установленные сроки;

§ гибкость, т. е. способность в случаях изменения рыночной ситуации расширить или сузить область аналитического анализа;

§ маневренность, т. е. умение адекватно реагировать на неопределенность внешней среды и действие случайных факторов.

Экономический эффект оценивается через систему показателей, характеризующих снижение эксплуатационных расходов на организацию пассажирских перевозок, повышение доходов за счет максимального удовлетворения требований пассажиров на услуги транспорта и расширения спектра дополнительных услуг на вокзалах и в поездах. Экономический эффект подсистемы АСУ-Л определяется путем умножения укрупненной стоимостной оценки измерителя эксплуатационной работы на величину, характеризующую количественной изменение этого измерителя , т. е. сокращение затрат:

, (3.1)

где − величина i-го измерителя в базовом периоде до внедрения АСУ-Л; − величина i-го измерителя в расчетном периоде.

Управление пассажирскими перевозками − это непрерывный, целенаправленный организационно-технический и социально-экономичес­кий процесс, осуществляемый с помощью различных методов и технических средств и призванный обеспечить повышение качества транспортных услуг, удовлетворение рыночного спроса на перевозки и устойчивое функционирование железных дорог в условиях конкуренции с другими видами пассажирского транспорта. Выработка управляющего решения составляет одну из главных задач процесса управления. Переход на рыночную систему хозяйствования с ее жесткими требованиями к конечным результатам, дифференциация спроса клиентов на транспортные услуги многократно повысили роль и практическую значимость информационного обеспечения управления.Экономико-эксплуатационный анализ в системе управления пассажирскими перевозками выполняет связующую функцию между получением информации и принятием решений. Глубина и достоверность выводов и рекомендаций зависят от того, насколько полно и адекватно полученная информация отражает состояние анализируемого объекта или среды, в которой он функционирует.

 

Главная цель анализа − подготовить варианты управленческих решений, направленные на повышение эффективности работы исследуемого объекта и его устойчивое функционирование в сложившейся ситуации.

Промежуточные цели анализа могут быть самыми разнообразными, но в общем виде они сводятся к выявлению недостатков или «узких мест» в процессе организации перевозок, исследованию закономерностей, присущих рассматриваемому объекту, типичности средних, причин отклонений от планов и нормативов и их влияния на итоговые результаты деятельности железных дорог.

Предмет анализа − результаты эксплуатационной работы сети, железных дорог, крупных узлов и других объектов, обеспечивающих перевозку пассажиров во внутреннем сообщении.

В содержание анализа входят: процессы получения информации из АБД АСУ «Экспресс» об исследуемом объекте, предварительная оценка его работы на основе количественных и качественных показателей, выявление «узких мест» и слабых звеньев с выделением влияния зависящих и не зависящих от данного объекта факторов, обобщение результатов и выработка управленческих решений.

Аналитическая база данных формируется из внутриотраслевых и внешних источников. Основными источниками внутренней информации являются:

· данные о продаже, гашении, возврате, бронировании мест на поезда дальнего следования; нормативно-справочная информация, получаемая из эталонных и рабочих файлов (календари курсирования поездов, схемы составов, оперативные корректировки в графике движения и т. д.);

· показатели отчетности формы 6-жел о расходах железных дорог в части дальнего сообщения и расходах филиалов ОАО «РЖД» по капитальному ремонту локомотивного и вагонного парка;

· данные отраслевой отчетности ЦО-1, ЦО-4, ЦО-5, ЦО-22 Экспресс (по утвержденному перечню).

На современном этапе система управления пассажирскими перевозками не может эффективно функционировать в условиях информационной изоляции от внешней среды. Знание конъюнктуры транспортного рынка, его потенциала и вектора развития − это неотъемлемые составляющие в построении фундамента стратегического маркетинга и оперативного управления. Однако если функции сбора в едином аналитическом центре информации о состоянии и использовании технического потенциала пассажирского комплекса РЖД автоматизированы и внедрены в промышленную эксплуатацию, технологии, обеспечивающие процессы информационного обмена о состоянии внешней среды, находятся в стадии разработки.

Процесс создания теоретических и методических основ функционирования аналитической базы данных АСУ «Экспресс» включал этапы:

· определения общей потребности в информации для обеспечения функций и задач, возникающих в процессе управления пассажирскими перевозками;

· обоснования объемов, содержания, видов и периодичности анализа;

· определения источников и каналов информационного обмена;

· разработку системы показателей, характеризующей использование пассажирского вагонного парка и системы показателей работы железных дорог, связанных с перевозкой пассажиров в поездах дальнего следования;

· устранение дублирования информации на базе исследования взаимосвязи аналитических задач.

Принципиальная основа информационно-аналитического обеспечения процесса управления пассажирскими перевозками – создание и функционирование программно-сегментированных баз данных, которые увязывают в единый комплекс целевые параметры управленческих решений определенного класса с условиями, в которых функционирует управляемый объект. Информационные блоки АБД обеспечивают получение эксплуатационных и экономических характеристик для проведения причинно-следственного анализа по объектам:

· физический вагон и группа вагонов, включенные в состав поезда;

· типы вагонов;

· поезда местного сообщения;

· поезда прямого сообщения;

· группа поездов на заданном железнодорожном направлении;

· железная дорога;

· сеть РЖД.

По назначению представленная в АБД информация делится на следующие классы:

· нормативно-справочная, которая используется как вспомогательная в процессе принятия управленческих решений;

· аналитическая, которая дает возможность выполнять причинно-следственный анализ качества использования подвижного состава, обеспечивает процессы моделирования и выявления взаимосвязей при организации перевозочного процесса;

· рекомендательная, которая используется в процессе технического планирования перевозок и при подготовке мероприятий, связанных с оперативной корректировкой схем составов, размеров движения поездов и передислокаций рабочего парка вагонов;

· сигнальная, которая обеспечивает возможность гибкого реагирования и своевременного принятия управленческих решений в зависимости от сложившейся эксплуатационной ситуации на железнодорожных направлениях, дорогах и в крупных узлах в периоды роста и спада пассажиропотоков.

Пользователями аналитической отчетности АСУ-Л «Экспресс» являются специалисты сетевого, дорожного, отделенческого, линейного уровней управления, в компетенцию которых входит решение вопросов маркетинга перевозок, организации работы пассажирских станций и вокзалов, планирования работы подвижного состава, оперативно-диспетчерского управления, составления графика движения поездов, нормирования эксплуатационной работы.

Специалисты сетевого уровня управления пассажирскими перевозками, отвечающие за вопросы маркетинга, начинают аналитический анализ деятельности филиалов и подразделений пассажирского комплекса с логической детализации, то есть с детализации итоговых результатов, переходя от общих характеристик к более частным. Второе направление дедуктивного анализа структурная детализация. Ее цель − оценка вклада каждого подразделения в общие результаты и выявление слабых и сильных сторон деятельности анализируемых объектов, а также определение резервов на всех этапах технологического процесса организации пассажирских перевозок. Решение вопросов стратегического развития пассажирского комплекса базируется на индуктивном методе анализа, т. е. на обобщении выводов и характеристик, которые аналитик делает на основе комплексной оценки реальных возможностей дорог, отделений, станций.

Пользователями аналитической отчетности АСУ-Л «Экспресс» являются специалисты сетевого, дорожного, отделенческого, Пользователями аналитической отчетности АСУ-Л «Экспресс» являются специалисты сетевого, дорожного, отделенческого, линейного уровней управления, в компетенцию которых входит решение вопросов маркетинга перевозок, организации работы пассажирских станций и вокзалов, планирования работы подвижного состава, оперативно-диспетчерского управления, составления графика движения поездов, нормирования эксплуатационной работы.

Специалисты сетевого уровня управления пассажирскими перевозками, отвечающие за вопросы маркетинга, начинают аналитический анализ деятельности филиалов и подразделений пассажирского комплекса с логической детализации, то есть с детализации итоговых результатов, переходя от общих характеристик к более частным. Второе направление дедуктивного анализа структурная детализация. Ее цель − оценка вклада каждого подразделения в общие результаты и выявление слабых и сильных сторон деятельности анализируемых объектов, а также определение резервов на всех этапах технологического процесса организации пассажирских перевозок. Решение вопросов стратегического развития пассажирского комплекса базируется на индуктивном методе анализа, т. е. на обобщении выводов и характеристик, которые аналитик делает на основе комплексной оценки реальных возможностей дорог, отделений, станций.

Количество показателей в процессе аналитической обработки информации может увеличиваться практически безгранично путем их дифференциации или интеграции в зависимости от программы анализа, глубины изучения результатов деятельности структурных звеньев пассажирского комплекса и влияющих на них факторов

Многосторонняя, отличающаяся сложной иерархической структурой и взаимосвязями информация АБД АСУ «Экспресс» образует единый комплекс, включающий показатели:

· первичные, получаемые в процессе продажи проездных документов;

· вторичные или расчетные, позволяющие определять количественные и качественные характеристики исследуемого объекта;

· обобщающие или интегральные, с помощью которых определяют использование технического потенциала дорог и их ресурсов;

· плановые, которые дополнительно вводятся в АСУ «Экспресс» и используются для проведения сравнительного анализа достигнутых результатов с намеченными в планах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: