Лекция 5.
Тема. АСУ пассажирскими перевозками.
План.
1. История развития системы «Экспресс».
2. Характеристика системы «Экспресс».
3. Функциональные возможности.
Литература
1. Сидорова Е.Н. Автоматизация системы управления в эксплуатационной работе: Учебник для техникумов и колледжей ж.д. транспорта / Е. Н. Сидорова – М.: Маршрут, 2013. – 560 с.
2. Системы автоматизации и информационные технологии управления перевозками на железных дорогах: Учебник для вузов ж.д. транспорта / В. А. Гапанович [и др.]. – М.: Маршрут, 2012. – 554 с.
История развития системы «Экспресс».
Система «Экспресс» была разработана как автоматизированная система управления продажей билетов и бронированием мест на поезда дальнего следования. Первая ее модификация введена в эксплуатацию в 1972 г. на базе Московского железнодорожного узла. Основные функции, выполняемые системой, состояли в централизованном учете мест, печатании проездных документов, составлении финансовой и статистической отчетности о работе касс. В 1982 г. началось внедрение типовой АСУ «Экспресс-2». На Российских железных дорогах функционировало 14 взаимодействующих между собой вычислительных комплексов «Экспресс», а всего в странах СНГ и Балтии действовало 27 центров. В соответствии с Программой информатизации железнодорожной отрасли осуществлен поэтапный переход железных дорог на более производительную АСУ «Экспресс-3», который был закончен в 2005 году.
АСУ «Экспресс-3» является человеко-машинной системой коллективного пользования, включающей совокупность административных, технологических, программных и технических средств, позволяющих производить в реальном масштабе времени как обслуживание пассажиров, так и управление пассажирскими перевозками, и относится к информационно-управляющей системе. В структурном плане система представлена Головным региональным центром и региональными центрами «Экспресс».
Региональный центр «Экспресс» Московской железной дороги является Головным центром системы «Экспресс-3». Он выполняет задачи по обслуживанию поездов своего региона, а также обеспечивает создание и ведение аналитической базы данных по пассажирским перевозкам в масштабе всей сети РЖД.
Каждый региональный центр системы «Экспресс» хранит информацию о поездах, отправляющихся с региона. При необходимости получить информацию о поездах других дорог происходит взаимодействие систем «Экспресс» между собой, что обеспечивает выдачу клиенту требуемой информации.
Система «Экспресс-3» должна решить проблему автоматизации основных технологических процессов пассажирского хозяйства и создать в конечном итоге на дорогах механизм управления пассажирскими перевозками. В соответствии с функциональной направленностью деятельности технологических звеньев пассажирского комплекса в АСУ «Экспресс» созданы, внедрены и развиваются восемь подсистем:
1) автоматизированная подсистема «билетно-кассовых операций» (БКО): автоматизация процессов оформления и учета проездных документов во внутригосударственном, международном и пригородном видах сообщений;
2) автоматизированная информационно-справочная подсистема «ЭКАСИС»: информационно-справочное обслуживание пассажиров (расписание и маршруты поездов, стоимости проезда, возможность обеспечения поездки без пересадки и т. д.);
3) автоматизированная подсистема нормативно-справочной информации «РАСПИСАНИЕ»: ведение классификаторов, эталонных и рабочих файлов поездов, справочных таблиц составление служебных расписаний;
4) автоматизированная подсистема финансового, статистического учета и взаиморасчетов за пассажирские перевозки «ЭФИС»: автоматизация процессов составления финансовой и статистической отчетности о перевозках пассажиров, корпоративной отчетности ОАО «РЖД» о доходных поступлениях и доходах по основным и прочим видам деятельности пассажирского комплекса, взаиморасчеты РЖД;
5) автоматизированная подсистема управления багажной работой «ЭСУБР»: автоматизации технологических процессов перевозки багажа, грузобагажа и почты;
6) автоматизированная подсистема управления парком пассажирских вагонов АСУ ПВ: процессы планирования потребности дорог в пассажирских вагонах, прогноз плановых видов ремонта (капитальных и деповских), слежение за качеством ремонтов, контроль браков в поездной и маневровой работах, ведение отчетности о наличии и использовании вагонов;
7) автоматизированная подсистема «СЕРВИС»: обеспечение взаимодействия системы «Экспресс» с другими (не железнодорожными) системами резервирования мест, бронирование мест в гостиницах, заказ такси и др.;
8) автоматизированная подсистема регулирования пассажирских перевозок АСУ-Л: информационно-аналитическое обеспечение процесса управления пассажирскими перевозками с учетом меняющейся конъюнктуры спроса на перевозки.
В рамках системы «Экспресс» создана и функционирует аналитическая база данных (АБД), отражающая, в масштабе времени близком к реальному, информацию о процессах продажи проездных документов и нормативно-справочные данные по поездам дальнего следования. Использование АБД в практической деятельности железных дорог позволяет на качественно новом уровне планировать работу пассажирского комплекса, организовывать процесс перевозочной работы и осуществлять контроль за эффективностью использования пассажирского подвижного состава.
Подсистема планирования и регулирования пассажирских перевозок (АСУ-Л) начала разрабатываться в рамках системы АСУ «Экспресс-2». Для сетевого и дорожного уровня управления за отчетный месяц система «Экспресс» формировала справки, позволяющие определять динамику эксплуатационных показателей и доходных поступлений по местному и прямому видам сообщений. Характеристика эксплуатационной работы поездов дальнего следования была представлена в АРМах «Автоматизированная система учета и контроля населенности поездов» и «Система показателей, связанных с перевозкой пассажиров в поездах дальнего следования».
Переход России на рыночные принципы хозяйствования поставил перед пассажирским транспортом новые задачи, решить которые без коренного изменения в системе информатизации отрасли было невозможным. Значение и области применения информационных технологий стали намного шире, увеличились требования к объемам информации, необходимым для выработки управленческих решений. Нацеленность на увеличение доходности пассажирского комплекса за счет роста конкурентоспособности с другими видами транспорта и необходимость снижения эксплуатационных расходов обусловили принципиальное изменение идеологии формирования базы данных АСУ «Экспресс». Был осуществлен поэтапный переход дорог на новые технические средства АСУ «Экспресс-3», и введена в действие аналитическая база данных, позволяющая на качественно новом уровне разрабатывать информационные технологии в сфере управления пассажирскими перевозками. На современном этапе АСУ-Л является системой поддержки принятия решений и выполняет задачи накопления, анализа, обработки, контроля и оценки эксплуатационных и экономических показателей перевозок пассажиров и работы подвижного состава.
На третьем этапе АСУ-Л должна стать информационно-управляющей системой пассажирских перевозок и обеспечивать выполнение функций проведения причинно-следственного анализа убыточности работы поездов, прогноза пассажиропотока для оперативного и долгосрочного планирования, моделирования работы подвижного состава. Решающая роль в стратегии совершенствования работы пассажирского комплекса отводится информатизации.
На современном этапе информационные технологии АСУ-Л:
· обеспечили оперативный доступ пользователей к информации АБД, характеризующей качество использования подвижного состава и объемы выполненной эксплуатационной работы по железнодорожным направлениям, железным дорогам, поездам, группам и типам вагонов;
· создали информационную базу проведения маркетингового анализа рынка пассажирских перевозок;
· обеспечили процессы контроля за использованием производственного потенциала пассажирского комплекса;
· решили вопросы оперативного отслеживания экономической эффективности назначения пассажирских поездов дальнего следования.
Этапы | Назначение | Возможности и уровни решаемых задач |
I | Информационно-справочное обеспечение процессов управления перевозками | Разработана и внедрена на железных дорогах технология автоматизации получения отчетных данных об объемах пассажирских перевозок, использовании перевозочных средств, доходных поступлениях |
II | Система поддержки принятия решений | Созданы методическая, технологическая, информационные базы системы аналитического анализа пассажирских перевозок. Внедрены в постоянную эксплуатацию новые информационные технологии, обеспечивающие проведение маркетинговых исследований, оперативной оценки качества использования подвижного состава, прогнозирования объемов перевозок, отслеживания экономической эффективности назначения поездов |
III | Информационно-управляющая система | Автоматизация процессов проведения причинно-следственного анализа убыточности работы поездов и вагонов; прогноза пассажиропотоков; моделирования работы подвижного состава; выработки и принятия управленческих решений в сфере управления пассажирскими перевозками |
В соответствии с международными принципами менеджмента комплексы АСУ-Л относятся к инновациям в области пассажирского транспорта. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1993 г. в итальянском городе Фраскати принят документ международного стандарта (Россия является членом ОЭСР), разграничивающий сущность понятий «новшество» и «инновация».
Новшество − оформленный результат фундаментальных прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; научных подходов или принципов; ноу-хау, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. д.), результатов маркетинговых исследований и т. д. Вложение инвестиций в разработку новшества − половина дела. Главное − внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т. е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, производство и оформить результаты. Инновация − конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического и другого вида эффекта.
Инновационная деятельность − это процесс по организации и выполнению стратегического маркетинга, НИОКР, производству и оформлению новшеств, их внедрению и распространению в другие сферы.
Интегральный эффект от внедрения новых информационных технологий АСУ-Л на РЖД выражается через экономическую, научно-техническую, социальные составляющие. Создание новых технологий направлено на повышение степени автоматизации процессов управления пассажирскими перевозками, обеспечение функционирования единого аналитического центра сбора информации о состоянии транспортного рынка и использовании перевозочных средств, интенсификацию процедур обработки первичных данных и организацию доступа пользователей всех уровней управления пассажирского комплекса к информации АБД АСУ «Экспресс».
Социальный эффект выражается через систему качественных характеристик:
1) комплексы задач АСУ-Л позволяют проводить конъюнктурный и статистический анализ реализованного спроса на услуги пассажирского транспорта в сетевом и локальном масштабах и на их базе принимать обоснованные решения, направленные на максимальное удовлетворение требований пассажиров к поездке;
2) информационные технологии АСУ-Л решили задачу информационно-аналитического обеспечения оперативно-диспетчерского аппарата и маркетинговых отделов, потенциально обусловили деятельность этих структур на современные принципы менеджмента:
§ мобильность, т. е. проведение принятых решений в строго установленные сроки;
§ гибкость, т. е. способность в случаях изменения рыночной ситуации расширить или сузить область аналитического анализа;
§ маневренность, т. е. умение адекватно реагировать на неопределенность внешней среды и действие случайных факторов.
Экономический эффект оценивается через систему показателей, характеризующих снижение эксплуатационных расходов на организацию пассажирских перевозок, повышение доходов за счет максимального удовлетворения требований пассажиров на услуги транспорта и расширения спектра дополнительных услуг на вокзалах и в поездах. Экономический эффект подсистемы АСУ-Л определяется путем умножения укрупненной стоимостной оценки измерителя эксплуатационной работы на величину, характеризующую количественной изменение этого измерителя , т. е. сокращение затрат:
, (3.1)
где − величина i-го измерителя в базовом периоде до внедрения АСУ-Л; − величина i-го измерителя в расчетном периоде.
Управление пассажирскими перевозками − это непрерывный, целенаправленный организационно-технический и социально-экономический процесс, осуществляемый с помощью различных методов и технических средств и призванный обеспечить повышение качества транспортных услуг, удовлетворение рыночного спроса на перевозки и устойчивое функционирование железных дорог в условиях конкуренции с другими видами пассажирского транспорта. Выработка управляющего решения составляет одну из главных задач процесса управления. Переход на рыночную систему хозяйствования с ее жесткими требованиями к конечным результатам, дифференциация спроса клиентов на транспортные услуги многократно повысили роль и практическую значимость информационного обеспечения управления.Экономико-эксплуатационный анализ в системе управления пассажирскими перевозками выполняет связующую функцию между получением информации и принятием решений. Глубина и достоверность выводов и рекомендаций зависят от того, насколько полно и адекватно полученная информация отражает состояние анализируемого объекта или среды, в которой он функционирует.
Главная цель анализа − подготовить варианты управленческих решений, направленные на повышение эффективности работы исследуемого объекта и его устойчивое функционирование в сложившейся ситуации.
Промежуточные цели анализа могут быть самыми разнообразными, но в общем виде они сводятся к выявлению недостатков или «узких мест» в процессе организации перевозок, исследованию закономерностей, присущих рассматриваемому объекту, типичности средних, причин отклонений от планов и нормативов и их влияния на итоговые результаты деятельности железных дорог.
Предмет анализа − результаты эксплуатационной работы сети, железных дорог, крупных узлов и других объектов, обеспечивающих перевозку пассажиров во внутреннем сообщении.
В содержание анализа входят: процессы получения информации из АБД АСУ «Экспресс» об исследуемом объекте, предварительная оценка его работы на основе количественных и качественных показателей, выявление «узких мест» и слабых звеньев с выделением влияния зависящих и не зависящих от данного объекта факторов, обобщение результатов и выработка управленческих решений.
Аналитическая база данных формируется из внутриотраслевых и внешних источников. Основными источниками внутренней информации являются:
· данные о продаже, гашении, возврате, бронировании мест на поезда дальнего следования; нормативно-справочная информация, получаемая из эталонных и рабочих файлов (календари курсирования поездов, схемы составов, оперативные корректировки в графике движения и т. д.);
· показатели отчетности формы 6-жел о расходах железных дорог в части дальнего сообщения и расходах филиалов ОАО «РЖД» по капитальному ремонту локомотивного и вагонного парка;
· данные отраслевой отчетности ЦО-1, ЦО-4, ЦО-5, ЦО-22 Экспресс (по утвержденному перечню).
На современном этапе система управления пассажирскими перевозками не может эффективно функционировать в условиях информационной изоляции от внешней среды. Знание конъюнктуры транспортного рынка, его потенциала и вектора развития − это неотъемлемые составляющие в построении фундамента стратегического маркетинга и оперативного управления. Однако если функции сбора в едином аналитическом центре информации о состоянии и использовании технического потенциала пассажирского комплекса РЖД автоматизированы и внедрены в промышленную эксплуатацию, технологии, обеспечивающие процессы информационного обмена о состоянии внешней среды, находятся в стадии разработки.
Процесс создания теоретических и методических основ функционирования аналитической базы данных АСУ «Экспресс» включал этапы:
· определения общей потребности в информации для обеспечения функций и задач, возникающих в процессе управления пассажирскими перевозками;
· обоснования объемов, содержания, видов и периодичности анализа;
· определения источников и каналов информационного обмена;
· разработку системы показателей, характеризующей использование пассажирского вагонного парка и системы показателей работы железных дорог, связанных с перевозкой пассажиров в поездах дальнего следования;
· устранение дублирования информации на базе исследования взаимосвязи аналитических задач.
Принципиальная основа информационно-аналитического обеспечения процесса управления пассажирскими перевозками – создание и функционирование программно-сегментированных баз данных, которые увязывают в единый комплекс целевые параметры управленческих решений определенного класса с условиями, в которых функционирует управляемый объект. Информационные блоки АБД обеспечивают получение эксплуатационных и экономических характеристик для проведения причинно-следственного анализа по объектам:
· физический вагон и группа вагонов, включенные в состав поезда;
· типы вагонов;
· поезда местного сообщения;
· поезда прямого сообщения;
· группа поездов на заданном железнодорожном направлении;
· железная дорога;
· сеть РЖД.
По назначению представленная в АБД информация делится на следующие классы:
· нормативно-справочная, которая используется как вспомогательная в процессе принятия управленческих решений;
· аналитическая, которая дает возможность выполнять причинно-следственный анализ качества использования подвижного состава, обеспечивает процессы моделирования и выявления взаимосвязей при организации перевозочного процесса;
· рекомендательная, которая используется в процессе технического планирования перевозок и при подготовке мероприятий, связанных с оперативной корректировкой схем составов, размеров движения поездов и передислокаций рабочего парка вагонов;
· сигнальная, которая обеспечивает возможность гибкого реагирования и своевременного принятия управленческих решений в зависимости от сложившейся эксплуатационной ситуации на железнодорожных направлениях, дорогах и в крупных узлах в периоды роста и спада пассажиропотоков.
Пользователями аналитической отчетности АСУ-Л «Экспресс» являются специалисты сетевого, дорожного, отделенческого, линейного уровней управления, в компетенцию которых входит решение вопросов маркетинга перевозок, организации работы пассажирских станций и вокзалов, планирования работы подвижного состава, оперативно-диспетчерского управления, составления графика движения поездов, нормирования эксплуатационной работы.
Специалисты сетевого уровня управления пассажирскими перевозками, отвечающие за вопросы маркетинга, начинают аналитический анализ деятельности филиалов и подразделений пассажирского комплекса с логической детализации, то есть с детализации итоговых результатов, переходя от общих характеристик к более частным. Второе направление дедуктивного анализа структурная детализация. Ее цель − оценка вклада каждого подразделения в общие результаты и выявление слабых и сильных сторон деятельности анализируемых объектов, а также определение резервов на всех этапах технологического процесса организации пассажирских перевозок. Решение вопросов стратегического развития пассажирского комплекса базируется на индуктивном методе анализа, т. е. на обобщении выводов и характеристик, которые аналитик делает на основе комплексной оценки реальных возможностей дорог, отделений, станций.
Пользователями аналитической отчетности АСУ-Л «Экспресс» являются специалисты сетевого, дорожного, отделенческого, Пользователями аналитической отчетности АСУ-Л «Экспресс» являются специалисты сетевого, дорожного, отделенческого, линейного уровней управления, в компетенцию которых входит решение вопросов маркетинга перевозок, организации работы пассажирских станций и вокзалов, планирования работы подвижного состава, оперативно-диспетчерского управления, составления графика движения поездов, нормирования эксплуатационной работы.
Специалисты сетевого уровня управления пассажирскими перевозками, отвечающие за вопросы маркетинга, начинают аналитический анализ деятельности филиалов и подразделений пассажирского комплекса с логической детализации, то есть с детализации итоговых результатов, переходя от общих характеристик к более частным. Второе направление дедуктивного анализа структурная детализация. Ее цель − оценка вклада каждого подразделения в общие результаты и выявление слабых и сильных сторон деятельности анализируемых объектов, а также определение резервов на всех этапах технологического процесса организации пассажирских перевозок. Решение вопросов стратегического развития пассажирского комплекса базируется на индуктивном методе анализа, т. е. на обобщении выводов и характеристик, которые аналитик делает на основе комплексной оценки реальных возможностей дорог, отделений, станций.
Количество показателей в процессе аналитической обработки информации может увеличиваться практически безгранично путем их дифференциации или интеграции в зависимости от программы анализа, глубины изучения результатов деятельности структурных звеньев пассажирского комплекса и влияющих на них факторов
Многосторонняя, отличающаяся сложной иерархической структурой и взаимосвязями информация АБД АСУ «Экспресс» образует единый комплекс, включающий показатели:
· первичные, получаемые в процессе продажи проездных документов;
· вторичные или расчетные, позволяющие определять количественные и качественные характеристики исследуемого объекта;
· обобщающие или интегральные, с помощью которых определяют использование технического потенциала дорог и их ресурсов;
· плановые, которые дополнительно вводятся в АСУ «Экспресс» и используются для проведения сравнительного анализа достигнутых результатов с намеченными в планах.