Мес.
| МЫ
| Показатели развития (рефлексы-зрение-слух-эмоции-речь-движения)
|
10 дней
|
| Ступенчатое слежение за движущимся предметом. Кратковременная фиксация взора на лице матери, ярком, блестящем предмете. Предпочитает смотреть на лицо человека, а не на неодушевлённые предметы.
|
| Вздрагивает, моргает при резком звуке. "Замирает" и прислушивается к голосу.
|
| Спонтанные движения, связанные с внешними звуками, жаждой, насыщением. Потягивается, зевает. Имеются обхватывающие движения. Лежа на животе поворачивает голову в сторону для свободного дыхания. Прочно хватает за палец. Возможны плавательные движения глазных яблок.
|
10-18 дней
|
| Смотрит на неподвижный предмет (лицо взрослого).
|
| Успокаивается при сильном звуке (затихает).
|
| Спонтанная двигательная активность на звук и манипуляции с ребенком. Чихает, зевает, сморщивает личико при резких звуках, запахах, боли.
|
1 мес
|
| Удерживает в поле зрения и плавно следит за движущейся игрушкой
|
| Прислушивается и реагирует на голос взрослого, изменяет/прекращает плач
|
| Первая улыбка при общении со взрослым, гримасы при боли, ветре, на яркий свет, резкий запах, вкус.
|
| При общении со взрослым издает тихие короткие гортанные звуки
|
| Кратковременно приподнимает и удерживает голову лежа на животе, движения руками и ногами становятся симметричными; еще выражен тонус мышц-сгибателей, хватательный рефлекс, кисти рук сжаты.
|
|
| Все безусловные рефлексы новорожденного вызываются, симметричны, но нерезко выражены и непостоянны
|
| Длительно удерживает лицо\предмет в поле зрения.
|
| Ищет источник звука поворотом головы
|
| Быстро отвечает улыбкой при общении со взрослым
|
| Крик интонационно выразительный. Начальное гуление
|
| Хорошо держит голову в вертикальном положении (до 1 мин), лежа на животе длительно удерживает голову, в положении сидя голова склоняется вбок. Начинает сознательно хватать предметы и дольше бодрствует. Может также дольше спать ночью не пробуждаясь.
|
|
| Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба. Исчезает реакция выпрямления туловища при опоре па ноги
|
| Плавно следит и длительно сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете, смотрит на говорящего с ним взрослого, «ищет» говорящего.
|
| Успокаивается на мелодичное, ритмичное пение мамы. Способен воспринимать тихие звуки.
|
| Комплекс «оживления», реже плачет и лучше спит по ночам.
|
| Крик с отчетливой интонацией. Певучее гуление, воркование.
|
| Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до плеча. Ощупывает собственные ладошки или предметы. Иногда захватывает и удерживает игрушку. Умеет лежать на животе 2-3 минуты, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке за подмышки упирается ногами, выпрямленными в коленном суставе. Переворачивается со спины на живот.голова все еще запрокидывается при потягивании и в положении сидя.
|
|
| Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлекса Кернига и Моро. Исчезает физиологический гипертонус.
|
| Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку, низко висящую над грудью, узнает "знакомую" игрушку. Находит глазами невидимый источник звука(звонящий телефон, дверной звонок, радио). Рассматривает руку. Четче видит и наслаждается яркими красками. Фиксирует движущийся предмет.
|
| Четко локализует источник звука в пространстве поворотом головы,
|
| Певучее продолжительное гуление, «гукание» в ответ на голоса близких.
|
| Начинает смеяться в голос. Комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Узнает мать, радуется при ее виде. Рассматривает себя в зеркале. Приветлив к чужим.
|
| Поворачивается с живота па спину. Придерживает руками грудь матери или бутылочку. В положении сидя голова по срединной линии. Сидит с поддержкой. Тянет предметы в рот, при попытке схватить предмет часто промахивается.
|
|
| Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного
|
| Различает близких и чужих (по внешнему виду и голосу), строгий и ласковый тон.
|
| Адекватная реакция оживления или страха. Выражает свои эмоции громким смехом, хныканьем и пр.
|
| Продолжительно певуче гулит цепочками звуков, тянет простые слоги типа мааа, пааа, бааа.
|
| Стоит при поддержке, переворачивается. Сидит с поддержкой, спина прямая, хорошо удерживает голову. Лежа па животе опирается па ладони выпрямленных рук. Полный объем движений руки. Берет игрушку из рук взрослого. Захватывает игрушку двумя руками, тянет ее в рот. Способен балансировать своим телом и подолгу сидеть, когда его посадят. Начинает тянуться за предметами, координируя движения глаз и рук. Ест с ложки. Тянет в рот предметы, руки и ноги. Играет с пальцами ног.
|
|
| По-разному реагирует на свое и чужое имя. Формируется активное внимание. Начинает бояться чужих. Реагирует на отражение в зеркале (улыбка, лепет).
|
| Появляются короткие цепочки лепета, которые складываются в целую серию звуков, произносит отдельные слоги.
|
| При подтягивании за руки изгибает голову, хорошо сидит и садится с поддержкой, передвигается переворачиваясь со спины на живот, с живота на спину или немного подползая (вперед, назад, вбок). Делает попытки ползать. Перекладывает в руках игрушку. Снимает пищу губами с ложки, начинает пить из чашки. Предмет удерживается между ладонью и всеми пальцами.
|
|
| Долго рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку. Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Появляется познавательный интерес.
|
| На вопрос «где» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает на него пальцем.
|
| Подолгу активно лепечет. Может начать говорить такие простые, но важные слова, как "мама" и "папа", но еще не совсем осознанно.
|
| Хорошо, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый, пытается самостоятельно есть. Режутся зубки (первым появляется один из нижних передних резцов).
|
| Самостоятельно сидит. Встает на четвереньки, хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
|
|
| Узнает, различает и показывает пальцем близких людей на фотографии, точно называет маму - "мамой", папу - "папой".
|
| Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». На вопрос "Где?" находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах.
|
| Появляется интонационно-выразительный лепет. Громко, четко и повторно произносит разные слоги, имитирует звуки.
|
| Сам держит сухарик, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их
|
| Играет в «прятки», сидя па руках у взрослого. Простое подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими. Уверенно сидит, сам встает на колени, ползает на четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает. Начинает подтягиваться, чтобы встать, пользуясь опорой. Становится настолько любознательным и подвижным, что поблизости от него нельзя оставлять опасные предметы, которые он может потянуть в рот. Игрушками занимается долго и разнообразно. Подражает действиям взрослых с игрушками (катает, стучит, вынимает и прочее).
|
|
| По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Хорошо ориентируется в комнате. Понимает слово «нет».
|
| Знает свое имя, поворачивается на зов. Понимает простые слова и фразы, выполняет движения под мелодию. Фиксирует источник звука. Зовет окружающих чтобы привлечь внимание к себе.
|
| Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Интонационно-выразительная имитация фразы.
|
| Спокойно относится к высаживанию на горшок. Подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами.
|
| Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки, проворно ползает, садится из положения на животе. Стоит с поддержкой, но сесть из положения «стоя» не может. Берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку, действует с предметами, в зависимости от свойств (катает, открывает, гремит и прочее), выбрасывает игрушки на пол, кивает. Захват предметов двумя пальцами. Может установить кубик на кубик.
|
|
| По просьбе и самостоятельно с удовольствием выполняет разные известные действия «сорока», «ладушки», до свидания, открывает, закрывает, вынимает, вкладывает. По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, ушки. Начинает связывать слова с жестами, по просьбе "Дай" находит реди других игрушек и дает знакомые предметы.
|
| Различает звуки 1-2 животных, мамин голос.
|
| Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя, повторяет одни и те же слова и звуки.
|
| Голосом и жестам и сигнализирует о своих нуждах, любит находиться в компании с другими детьми
|
| Хорошо стоит и ходит у опоры, придерживаясь одной рукой, ходит держась за руки взрослого. Поднимается и спускается с невысокой лестницы. Спокойно относится к высаживанию на горшок,сидит на горшке с результатом.
|
|
| Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками (ставит их один на другой), мячиком. Играет в «ладушки».
|
| Лепет содержит несколько понятных слов. Произносит первые упрощенные слова (например: "дай", "на", "ав", "па", "ба" и др.)
|
| Первые обобщения в понимаемой речи (по посьбе находит любой мяч, любую куклу, все машины,и тд). С удовольствием показывает многие части своего лица и тела. Начинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к разным детям и взрослым, очень любит трогать животных.
|
| Уверенно стоит и делает несколько шагов без опоры, встает из сидячего положения. Встав, малыш умеет поворачиваться налево и направо. Может присесть на корточки, чтобы взять что-нибудь с пола. Начинает уверенно контролировать движение руки с ложкой ко рту.
|
|
| Собирает пирамидку с маленькими отверстиями, по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку, сам пьет.
|
| Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке. Различает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики
|
| Выполняет простые поручения ("принеси", "найди", "отдай", "положи на место" и др.).
|
| Произносит 8-10 односложных слов, использует их для общения.
|
| Первые самостоятельные шаги без поддержки. Совмещает ходьбу с другими движениями (махать руками или нести какой-нибудь предмет). Может выкарабкаться из своей кроватки или манежа. Сам играет: переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (всех водит, кормит, баюкает и пр.). Различает холодно", "горячо", "больно" и т.д. уверенно захватывает 2 пальцами. Предметы в рот уже не тащит. При одевании вытягивает руку.
|