Урок 16. Лес и человек
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться формулировать и обосновать правила поведения в лесу; работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам |
методы и формы обучения | Частично-поисковый, исследовательский; групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | https://download8.proshkolu.ru https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/konspekt-uroka-po-okruzhayushchemu-miru-v-4-klasse-tema-les-i- |
Оборудование | Фотографии леса; видеосюжет «Пожар в лесу»; аудиозаписи звуков леса; гербарий |
Основные понятия | фитонциды |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль | ||
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | Русский лес
(С. Никулина.) – О каких отношениях говорится в этом стихотворении? | Слушают, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей;высказывают свою точку зрения, вступают в диалог. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, организация рабочего места | ||
II. Актуализация | Проверка домашнего задания: | Организует выставку рисунков на тему «Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес». | комментируют рисунки. | Фронтальная, индиви- | Познавательные: осуществляют логические действия: | Устные ответы, |
Продолжение табл.
опорных знаний | конкурс рисунков. кроссворд |
– разгадайте кроссворд ![]() | Решают кроссворд | дуальная. Коллективная | анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эф- фективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно использу- | карточки |
III. Изучение нового материала | Работа по группам: выявление роли леса в жизни человека и природы и проблем леса. | «Знатоки». Чем является лес для человека? (Лес – место отдыха.) «Почемучки». что значит слово «излечит», прозвучавшее в стихотворении С. Никулиной? «Исследователи».где мы покупаем лекарства? – лекарственные растения тоже растут в лесу. Значит, лес – это тоже аптека. – А почему лес накормит? (Лес –источник чистой воды и пищи.) – А как лес может обогреть человека? (Лес –источник топлива.) –Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (шкафы, столы, стулья, карандаши, линейки, книги и тетради тоже сделаны из дерева.) Значит, лес – источник древесины. – А что делают в лесу цветы, кусты, грибы, деревья? (Они там растут.) – А животные, насекомые, птицы? (Они живут.) Значит, лес – дом для растений, животных, грибов. –Посмотрите, сколько значений у леса, но это не все. Лес – защитник воздуха, водоемов, почв. | Делятся на 3 группы: «Знатоки», «Исследователи», «Почемучки». Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная, групповая. | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
Работа с учебником (с. 106). Игра «Да – нет». | – А теперь откройте учебники и познакомьтесь с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека: фитонциды. Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии. Вот какое огромное значение имеет лес для человека и животных.
На доске: Значение леса
– О чем должен помнить человек, входя в лес?
| читают текст, выполняют задания. Участвуют в игре. | Индивидуальная. Коллективная. | ют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют рече- |
Продолжение табл.
Самостоятельная работа по группам | «Исследователи».всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Проблемы леса Вырубка. – А какие еще проблемы у леса? (Показ Красной книги.) Незаконная охота (браконьерство). 1. «Почемучки» – почему четвертый лишний? 2. «Знатоки» – как знают лесную зону. 3. «Исследователи» – решают исследовательские задачи. «Почемучки».Что зависит от каждого из нас, когда приходим в лес? – Почему нельзя оставлять в лесу мусор? – Почему нельзя разводить костер? «Пожар в лесу» (показ видеосюжета) | Выдвигают предположения. Самопроверка и самооценка. Отвечают на вопросы учителя | Групповая | вые средства для решения коммуникационных задач; владеют навыками конструктивного взаимодействия. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям; проявляют познавательный интерес к изучению предмета | ||
IV. Практическая деятельность | Рассказ учителя. | – Каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через века, через тысячелетия и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас. Ведь лес – это еще и источник познания. Рассказывает по книге Бориса Зубкова «Что подсказала летучая мышь». «Осень. Увядают, желтеют листья. Только не хочется | Внимательно слушают. высказывают свои пожелания, отвечают на вопросы. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
листьям с деревом расставаться. А ветер крепчает, норовит лист оторвать, на холодную землю бросить. Но вот один лист края загнул, почти трубочкой свернулся. Подставляет ветру круглые бока трубочка-лист, ветер на нее со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему? Давайте, ребята, проделаем опыт! Возьмите за края лист бумаги и поднимите его. Лист сразу согнется. Сверните бумагу трубочкой туго-туго. Теперь попробуйте такую трубочку согнуть, сломать. Трудно? Вот и ветер бессилен против листа, согнутого трубочкой. Увидел однажды человек такой лист. И задумал мост через реку тоже вроде листа-трубочки. Большой мост, в тысячу метров длиной. Получился мост очень прочный. Потому что он был похож на лист дерева, свернутый в прочную, жесткую трубочку». Вот такие открытия природа подсказала человеку, разбудила его творческую мысль. Значит, природа (лес) – источник познания. Все зависит от нас с вами. Мы должны беречь лес и охранять его. Так давайте обратимся к нашим потомкам с такой же просьбой беречь и сохранять лес – наше богатство, наши легкие планеты, нашу красоту. На листочках напишите пожелания и прикрепите к ним домашнее задание. | способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, опираясь на правило контроля. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое со- |
Окончание табл.
Задания из электронного приложения к учебнику | Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Выполняют задания | Индивидуальная | держание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям | ||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | Читает стихотворение: Звенит звонок, Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились! – Понравился вам урок? – Как вы оцениваете свою работу, работу класса на уроке? | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | – Найдите ответы на вопросы: 1. Почему на Земле не кончается кислород? 2. Какую пользу приносит лес людям? 3. Какую пользу приносят птицы? 4. Как человек должен вести себя в лесу? 5. Какое участие в охране леса могут принять школьники? 6. Какие советы вы дали бы отдыхающим в лесу? | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |
Ресурсный материал
Кроссворд
1. Какое дерево является символом России? (Береза.)
2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки. (Лиственница.)
3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (Рысь.)
4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)
5. Хвойный лес. (Тайга.)
6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх. (Пихта.)
7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник. (Дятел.)
8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке. (Ель.)
9. Дерево с листьями в форме сердечка. (Липа.)
10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)
11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. (Сосна.)
Ключевые слова: берегите лес.