Защита исследовательского проекта «Тайна музейной шкатулки»




Бородаенко Ева, 6 класс

 

№п/п Текст выступления Слайд Примечания
1. 2. Здравствуйте, меня зовут Бородаенко Ева, я ученица 6 класса, гимназии «Грейс», что находится в г.Всеволожск. Хочу представить Вам свой исследовательский проект на тему «Тайна музейной шкатулки». Шкатулочка находится в экспозиции музея-усадьбы «Приютино», в комнате Анны Олениной, дочери Алексея Николаевича Оленина – первого директора императорской публичной библиотеки, президента академии художеств.    
3. Цель моего проекта – разгадать тайну музейной шкатулки с бисерной вышивкой. Задачи моего проекта – 1) узнать историю появления шкатулочки в музее; 1) познакомиться с историейбисероплетения; 2) определить название каждого цветка и узнать его значение; 3) на основе этого распознатьзашифрованное послание на языке цветов и составить возможные варианты «цветочных» посланий; 5) проанализировать проделанную работу, сделать выводы.  
4. Вот сама шкатулочка, здесь она представлена со всех сторон.  
5. Начать свое выступление я хочу с признания любви к своей малой родине. В окрестностях моего родного города Всеволожск, располагается очаровательный уголок, связанный с историей культуры и литературы России, Музей-усадьба "Приютино". Любой посетитель этого уютного места с первой же минуты попадает в ауру гостеприимного дома Олениных.  
6. В этом году я впервыепосетила Приютино.  
7. Мне понравилось все, но больше всего мне запомнилась комната Анны Олениной. Внимательно оглядывая предметы интерьера и, слушая рассказ экскурсовода, я обратила внимание на шкатулочку, стоящую на этажерке, – «этажерка с безделками». Шкатулочка была с бисерной вышивкой. В итоге моя заинтересованность стала темой моего исследования.     6.7
8. Исследуя шкатулочку, я познакомилась с музейными работниками, которые всячески старались мне помочь.   Без слайдов  
9. Я стала изучать историю периода первой половины 19 века, которой посвящена экспозиция музея «Приютино».Узнала, что в это время в России формировалась самобытная культура (во всех сферах), ставшая вровень с культурой наиболее культурно развитых стран Европы. Это помогло мне понять внутренний мир людей, живших в то время, узнать, чем они жили, чем руководствовались, что любили делать, чем себя окружали. Это была эпоха тайных обществ. Аристократия мыслила полунамёками, тайными знаками и символами, которые позволяли ей самым возвышенным и безопасным для цензуры образом общаться между собой. Цветы тоже стали одним из тайных языков, формой иносказания, т.е. каждый из них есть символ какой-нибудь идеи или чувства. 8,9  
10. При исследовании я столкнулась с трудностями в определении названия цветов.  
11. С этой целью побывали даже в оранжереях ботанического сада. Спасибо его сотрудникам, кто помогал распознать названия вышитых цветов. Это было непросто.  
12. Цветы – странные создания природы. Они распускались на нашей планете, задолго до появления самых отдаленных предков человека. Разве не удивительно, что через полторы сотни миллионов лет цветы оказались воплощением изящества и красоты для людей?   Нет слайда  
13. С недолговечностью живых цветов прекрасно справлялось искусство иглы, это искусство называется бисероплетение. Вышитые шелком, бисером, они могли стать прекрасным подарком…и не только подарком, но и целым посланием.Бисерные работы – живое предание старины. Бисер, используемый для работы, мог и может иметь различную форму, цвет, прозрачность и материал, из которого он изготовлен. Наиболее распространен круглый бисер. Слайд 12
14. В городах, особенно в Москве и Санкт - Петербурге, почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Семья собиралась в гостиной, читали вслух, музицировали, вели беседы, а женщины занимались рукоделием. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования. 13 слайд Картина Солнцева Ф.Г. «Музыкальная гостиная»
15. Такая удивительная шкатулочка, вышитая бисером, не могла не появиться в доме Олениных. 14 слайд
16. Шкатулочка поступила в музей в 1983 году от коллекционера Натальи Николаевны Келаревой. Стоимость коробочки составила 200 рублей. 14 слайд  
17. Итак, коробочка имеет овальную форму. Высота коробочка 8,5 см. Размеры: внешний 13,8 см Х 7 см, внутренний 13 см Х 6,8 см. Выполнена она из толстой кожи. Обтянута бисерной вышивкой. 15слайд
18. Дно коробочки закрыто картонной вставкой. Клейма нет. Стоит музейный шифр. Сверху и снизу на коробочку надеты обручи из тиснённой золочёной бумаги высотой по 0,75 см. Изображена гирлянда из четырёхлистников. Часто цветочные гирлянды часто использовались в качестве рамы для картины. С обеих сторон внутренней узкой части коробочки имеются картонные плотные полоски высотой по 1 см, позволяющие предмету сохранять форму. С обеих сторон коробочки имеются металлические крепления, вероятно, ранее удерживающие утраченную ручку от коробочки. Может быть, это была шкатулка для украшений, может быть, для облаток. Возможно, была крышка когда-то. Когда преподносили коробочку в подарок, в ней что-то лежало. Так как не принято было дарить что-то пустое, незаполненное.  
19. Интересно, сколько бисеринок может содержать данная коробочка. Попробуем рассчитать. Нет слайда  
20. Высота коробочки 8,5 см, размер видимой вышивки по высоте 6,8 см, длина окружности вышитого изделия 35,2 см. Следовательно,площадь изделия S=6,8смх35,2см=239,9 кв.см (видимой части). Так как часть вышивки скрыта от глаз под позолоченным бумажным обручем, можно сделать вывод, что площадь всего изделия больше. Это подтверждает и участок вышивки, просматриваемый на месте скола обруча. Если принять, что вышивка выполнена на всю высоту коробочки – 8,5 см, тогда площадь всего изделия S=8,5см х 35,2 см = 299,2 кв.см. Количество бисеринок по высоте видимой части 6,8 см – 92 штуки.Следовательно, на один сантиметр изделия приходится 90: 6,8 = 13,2 штук, т.е. примерно 13 штукбисеринок. В одном квадратном сантиметре изделия 13х13=169 штук. На изготовлениявсегополотна вышитого изделияпотребовалось примерно169х299,2кв.см=50 565 штук бисера. Сколько труда, терпения и мастерства требовалось от рукодельницы! 17 слайд
21. Металлическая кнопочка с обеих сторон коробочки возле пёстрой красной гвоздики. Гвоздик красных две и возле них - пуговка. Это, вероятно, говорит о главном смысле - люди расстаются и прощаются. Возможно, это воспитанницы одного из петербургских институтов - Смольного, Екатерининского, Мариинского или какого-либо другого. Растительной композицией переданы чувства, эмоции расстающихся людей, а также их пожелания. Досконально расшифровывать значение каждого цветка и его атрибутировать, то есть определить, не предоставляется возможным. Да и точно то, что хотели в подарке передать, знала только дарительница. При вышивке цветы могли приобрести декоративные очертания. Спустя почти два века даже специалисты независимо друг от друга дают для одного и того же изображения разные понятия. 18 слайд  
22. Я попыталась распознать почти все цветы. 19 слайд
23.   Фрагментарно они выглядят так… 20 слайд
24.   Приведу пример вышивки гвоздики и значение цветка в цвете. слайд
25.   Так как в вышивке преобладали голубые цвета, я сделала вывод, что эта вышивка с грустным подтекстом. Опираясь на язык цветов, широко распространенный в те года, можно увидеть, что через цветочную композицию нитью тянется история кроткой и нежной любви, нежеланного расставания, тоски по возлюбленному и надежды на воссоединение. Эта симпатичная шкатулка, как письмо, лучше всяких слов, доносила мысль уныния и влюблённости. Дошло до того, что был создан самостоятельный язык, называемый «флориография» или, если переводить дословно — «цветочное письмо» Привожу первый вариант предполагаемого «цветочного письма».   Слайд 22 Письмо написано, оно в конверте Если переводить на русский язык, это звучало бы так: «Мой прелестный друг, мне очень жаль сообщать вам об этом, но нам придётся расстаться (астра итальянская). Я ничего не могу с этим поделать (гортензия), ведь далекие расстояния не смогут передать вам мою страстную любовь (гвоздика). Прошу, не печальтесь, живите полной жизнью, но одного прошу от Вас – не забывайте меня (незабудки), храните эту шкатулочку, как воспоминание обо мне, но пусть она не вводит вас в уныние, а в радость. Думайте в сей миг о том, как я вышивалаее для вас, но только не впадайте в тоску. Может быть, наши пути ещё сойдутся (сирень). А пока, перед неминуемой разлукой, с камнем на сердце, я говорю вам – прощайте (астра итальянская)».
26. Но, принимая во внимание то обстоятельство, что шкатулочка находится в комнате барышни, а также то, что мужчинам не свойственно вникать в тонкости языка цветов, пожалуй, следует сделать вывод, о том, что шкатулочка предназначалась для дорогой и верной подруги, которая, разбираясь в деталях послания, могла верно его истолковать. В проекте, во втором варианте, я представила, что письмо написала Анна своей подруге. Тем интересна и исследовательская работа, что хочется думать и думать о предмете исследования. Поэтому привожу третий вариант письма. Так как шкатулочка находится в комнате Анны, то она могла ее получить от своей подруги. Поэтому, привожу ещё один возможный вариант послания. Её адресат, говорившая с ней на «цветочном языке» прочитала бы так:… Слайд 23 3дравствуйте, голубушка моя Анна! Вчера я была безмерно счастлива, получив от Вас весточку. Если бы Вы только знали, как вовремя нашло меня Ваше письмо, как своей простотой и ненавязчивостью пролилось оно бальзамом на мою девичью душу. Сейчас Вы обитаете в диковинном месте, Приютино. Как мне нравится это Ваше имение под Петербургом. Кругом - чудесный лес, речка, изобилие цветов, как луговых, так и декоративных. И Вы в окружении Ваших поклонников: Адама Мицкевича, князя Вяземского, седовласого Крылова и Пушкина! Александр Пушкин в Вас влюблен без памяти и посвящает Вам стихи. Я их прочитала в Вашем письме. Особенно мне понравились «Ее глаза». Моя же душа страдает и мечется. Мне так хочется написать Вам что-нибудь приятное, но мой разум застлан: я горю страстью (гвоздика) к офицеру. Он не обращает никакого внимания на меня. Господи, дай мне силы в трудное время (ромашка). Он должен обратить взор на мою красоту (левкоя) и житейскую мудрость (одуванчик), несмотря на то, что я молода. Пусть он думает обо мне (анютины глазки). Я смогу преодолеть свои страдания лишь в уединении, поэтому не пишу и не читаю. Дражайшая Анна! Будьте здоровы, бодры духом и любимы! Пусть все ваши романтические мечты, грезы, желания исполнятся (астильба). Не хочу говорить прощайте, а потому - до свидания. Любящая вас, Елизаветта.
27. Заканчивая эту работу, подвожу итоги своей исследовательской деятельности на данном этапе. Главное – это, конечно же, огромное эстетическое душевное удовольствие, которое я получила, от проектной работы. По моему мнению, проделанная исследовательская работа оказалась очень интересной, познавательной и полной.   Слайд 24  
28. Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что во время работы над данным проектом, я многое узнала. В моей работе прослеживается связь поколений, она нужна нам, чтобы мы - молодое поколение, знали, помнили, гордились своим прошлым и настоящим, своей Родиной.   Спасибо Исанне Михайловне Лурье и Светлане Александровне Грушевской – сотрудникам музея Анны Ахматовой. Спасибо всем за внимание! Слайд 25  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: