Подготовила
Классный руководитель
Группы ПК – 261
По профессии 43. 01. 02
«Парикмахер»
Цели:
• Развитие культуры общения, коммуникативных навыков учащихся.
• Воспитание этических норм бесконфликтного общения с младшими, с ровесниками и со взрослыми.
«Умеешь ли ты управлять конфликтом?»
Правила, которых следует придерживаться в разговоре (из книги В.В. Любимцева «Знаешь ли ты?»):
— необходимо вести разговор вежливо и ровным голосом;
— должно быть желание разговаривать;
— следует смотреть в глаза собеседнику;
— не рекомендуется во время разговора кривить рот, морщить лоб и нос;
— не надо перебивать или прерывать собеседника;
— не следует излишне увлекаться жестикуляцией;
— не засоряйте свою речь словами-паразитами («того», «как бы», «значит», «так сказать», «короче» (часто употребляемое подростками слово) и т. п.);
— не следует излишне усложнять свою речь, используя иностранные слова или научные термины;
— старайтесь говорить четко, не торопясь, не бормотать и не глотать окончаний слов;
— интонация не должна быть оскорбительной или обидной для человека.
Общие рекомендации по управлению конфликтами.
1. Надо знать, как развивается конфликт:
— возникновение разногласий; возрастание напряженности в отношениях;
— осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников;
— собственно конфликтное взаимодействие, использование различных межличностных стилей разрешения конфликтов, сопровождающееся возрастанием или понижением эмоциональной напряженности;
— исход (разрешение) конфликта. Разрешением конфликта является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию и восстановление нормальных отношений между людьми.
|
2. Выяснение скрытых и явных причин конфликта, определение, что действительно является предметом разногласий, претензий. Порой сами участники не могут или не решаются четко сформулировать главную причину конфликта.
3. Определение проблемы в категориях целей, а не решений. Нужно проанализировать не только различные позиции, но и стоящие за ними интересы.
4. Сконцентрируйте внимание на интересах, а не на позициях. Наша позиция — это то, о чем мы заявляем, на чем настаиваем, наша модель решения. Наши интересы — это то, что побудило нас принять данное решение. Интересы — это наши желания и заботы. Именно в них — ключ к решению проблемы.
5. Делайте разграничения между участниками конфликта и возникшими проблемами. Поставьте себя на место оппонента. Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям.
6. Справедливо и непредвзято относитесь к инициатору конфликта. Не забывайте, что за недовольством и претензиями, как правило, стоит проблема, которая тяготит человека, доставляет ему беспокойство и неудобство.
7. Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь сократить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.
8. Придерживайтесь правила эмоциональной выдержки. Осознавайте и контролируйте свои чувства. Учитывайте состояние и индивидуальные особенности участников конфликта. Это препятствует перерастанию реалистических конфликтов в нереалистические. При обсуждении конфликта важно избежать следующих серьезных ошибок:
— партнер выдвигает в качестве ошибки другого собственный промах;
|
— поведение партнера диктуется исключительно тактическими соображениями;
— партнер укрывается за «производственной необходимостью»;
— партнер настаивает на признании его власти;
— используются самые уязвимые места партнера;
— припоминаются старые обиды;
— в конце концов выявляются победитель и побежденный.
Возможные и другие ошибки, допускаемые собеседниками:
— отключение внимания: отвлечь внимание может все, что действует необычно или раздражает. Например, наружность говорящего, его голос или произношение;
— высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому когда кто-либо говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего;
— антипатия к чужим мыслям. Мы больше ценим свои мысли, для нас приятнее и легче следовать этим мыслям, нежели заставить себя следить за тем, что говорит другой;
— избирательность внимания. С детских лет мы привыкли слушать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать все была бы непосильным занятием. В порядке самозащиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что представляет интерес сейчас. Эта привычка переключаться затрудняет фиксирование внимания на чем-то одном;
— потребность реплики. Слова другого могут вызвать у нас потребность ответить. Если это происходит, то мы уже не слушаем, что нам говорят. Мысли заняты формулированием «разгромных» аргументов и комментариев.
«Что такое такт?»
(Из книги В. В. Любимцева «Знаешь ли ты?»)
|
Под тактом прежде всего понимается чувство меры, умение ориентироваться в тех или иных обстоятельствах. Как поступить в данный момент? Что следует сказать, а о чем лучше промолчать? Остаться в комнате или выйти? Сделать вид, что не заметил неудачной реплики или обратить ее в шутку?
Такт — это чуткость, скромность в поведении, результат воспитания, в основе его — уважение к окружающим, уважение чужого мнения, бережность в отношении к близким, друзьям, коллегам.
Бестактным считается:
— читать чужие письма или подслушивать чужие разговоры;
— своим поведением обращать на себя внимание в некоторых общественных местах (в музее, театре, библиотеке и т. п.);
— говорить в публичном месте о личных делах своих или близких (друзей, родственников и др.);
— навязывать свои вкусы и представления.
«Как заставить человека принять вашу точку зрения?»
— Убеждать человека в чем-либо не значит спорить с ним: единственный способ победить в споре — это избегать его. Недоразумения нельзя устранить спором, их можно устранить лишь с помощью такта, стремления к примирению и искреннего желания понять точку зрения другого.
— Уважайте мнение других людей, никогда не говорите человеку резко, что он не прав, особенно при людях. В таких условиях человеку трудно согласиться с вами.
— Если человек высказывает какую-то мысль, а вы уверены в ее ошибочности, лучше обратиться к нему со словами: «Я могу ошибаться. Давайте разберемся в фактах». Это заставит собеседника быть столь же справедливым, заставит его признать, что он также может ошибаться.
— Если вы не правы, признавайте это быстро и решительно. Гораздо лете самому признать свои ошибки или недостатки, чем выслушивать осуждение со стороны другого человека. Если вы знаете, что другой человек думает или хочет сказать о вас что-то отрицательное, скажите это сами раньше, этим вы его обезоружите.
— Не начинайте важных разговоров с требованиями сказать «да» или «нет». Если человек сказал «нет», его принципы требуют оставаться до конца последовательным. Он может позднее почувствовать, что «нет» было неверным, ко вы сами отрезали ему пути к отступлению. Поэтому очень важно повести разговор так, чтобы собеседнику не было необходимости и возможности сказать «нет».
— Если хотите убедить людей в чем-либо, старайтесь смотреть на вещи глазами этих людей. Вы сэкономите много времени и сохраните свои нервы.
«Помогут ли вам приведенные рекомендации по ускорению процесса разрешения конфликта?»
— Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов,
— Стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности.
— Стороны должны демонстрировать взаимное уважение.
— Участники переговоров должны стремиться превратить скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного, равноправного обмена мнениями.
— Все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу. Особое значение имеет заключительная, после конфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба.
«Как надо приветствовать встретившегося знакомого человека?»
Существуют и многие другие способы приветствовать друг друга. В кинофильмах вы, вероятно, видели, как придворные отвешивают поклоны, благовоспитанные девицы и дамы делают реверансы, а джентльмены приподнимают при встрече шляпу.
Известны и более экзотические формы приветствия: у некоторых народов, например, при встрече было принято... тереться носами или даже исполнять особый танец. Однако одно только рукопожатие пережило все времена и получило широкое распространение. Случилось так потому, что это самый миролюбивый, самый дружеский жест, понятный каждому.
Протягивая открытую ладонь, человек как бы показывал другому, что у него нет оружия, что намерения его чисты. И если эти намерения не отвергались, следовал точно такой же ответный жест. А обмениваясь рукопожатием, люди убеждались в том, что в руке другого действительно не спрятано оружие. Поэтому и принято снимать перед рукопожатием перчатку — ладонь должна быть открытой.
От очень древних времен дошло до нас и стойкое предубеждение: нельзя здороваться за руку через порог. Смысл же его таков — у себя дома человек надежно защищен стенами, а за порогом таятся опасности, неизвестность. Так что если кто-то приходит в дом, пусть сначала войдет внутрь, на свет, где можно хорошо рассмотреть пришедшего и вовремя распознать угрозу, если она есть. А если нет — обменяться крепким рукопожатием.
Тест «Конфликт без насилия»
Выберите, на ваш взгляд, правильные ответы.
1. Являются ли постоянные споры с друзьями проявлением свободы вашего выбора?
A. да, являются;
Б. нет, не являются;
B. все зависит от культуры человека, страны, где он живет, и законодательства.
2. Дети имеют право свободно делать свой выбор:
А. во всех сферах жизни и деятельности;
Б. только в среде своих друзей;
В. только в семье.
3. Почему человек должен следовать общепринятым правилам?
A. потому что так принято в обществе;
Б. потому что это совпадает с его желаниями;
B. потому что так получается.
4. Когда люди договариваются друг с другом, то они:
A. ссорятся;
Б. отстаивают свои позиции;
B. вырабатывают правила.
5. Почему человек не соблюдает правил?
A. жить по правилам неинтересно;
Б. он плохо воспитан, у него низкий уровень культуры;
B. считает, что соблюдение правил — это проявление слабости.
6. Каковы причины конфликтов?
А | Ø Ø грубость; |
Б | Ø слабохарактерность; |
В | Ø эгоизм; |
Д | Ø ответственность; |
Е | Ø различие взглядов. |
. | Может ли быть конфликт без насилия? |
А | Ø да; |
. | Ø нет; |
В | Ø всегда. |
8. К какому понятию относится определение «состояние взаимной вражды, серьезная размолвка»:
A. конфликт;
Б. ссора;
B. противоречие.
По мнению психологов и педагогов, правильными ответами являются: 1.б; 2.а; З. а; 4.в; 5.в; 6.а, в, е; 7.б; 8.б.