Метаморфоза античного сюжета в пьесе иркутского автора




РУБРИКА: МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

«Пигмалион» Дмитрия Тутова.

Метаморфоза античного сюжета в пьесе иркутского автора

В 2013 году иркутский писатель Дмитрий Тутов закончил работу над пьесой «Пигмалион». Работа над ней продолжалась около десяти лет. «…Почти до конца я её написал довольно быстро. Само шло. А потом - тишина. <…> пока спустя много лет меня не догнала концовка…». С тех пор пьеса существует только в виде текста. «Пигмалион» не писался для сцены. У неё нет сценографии. Это сознательная установка Дмитрия Тутова, который считает, что «…в литературной пьесе больше пространства для фантазии, чем в пьесе для постановки».

Античный миф о скульпторе, который влюбился в творение своих рук, не раз привлекал к себе внимание авторов разных эпох.

Миф отражает устоявшиеся коллективные представления о нормах морали. Эволюционное развитие этических принципов происходит незаметно для общественного сознания. Каждое новое переложение сюжета фиксирует сдвиги, которые произошли в восприятии человеком окружающей действительности.

Самым известным источником мифа о Пигмалионе остаются «Метаморфозы» Овидия. В десятой книге Овидий рассказывает историю о скульпторе, который вырезал из слоновой кости деву невиданной красоты. Он безнадёжно влюбился в созданный им образ и страстно молил Венеру даровать ему жену, которая была бы похожа на вырезанную из кости деву. Венера была настолько поражена мастерством Пигмалиона, что оживила статую. В дальнейшем дева родила ему сыновей.

Имя у жены скульптора появилось в XVIII веке. Жан-Жак Руссо в сочинении «Пигмалион» называет статую Галатеей – популярным именем из пасторальных романов эпохи Просвещения.

Бернард Шоу в пьесе «Пигмалион» отошёл от мифа и использовал историю о мастере и его возлюбленной для создания фабулы драмы. Генри Хиггинс, профессор фонетики, заключил пари с другом, что сможет за шесть месяцев обучить уличную торговку цветами великосветскому произношению. Обучение Элизы Дулиттл прошло успешно, и на приёме её приняли за венгерскую принцессу. На этом превращение цветочницы в герцогиню прекращается. Бернард Шоу показывает душевную чёрствость Хиггинса, который не способен полюбить даже творение собственных рук. Преображение цветочницы в светскую даму носит в пьесе трагический характер. Пьеса Шоу заканчивается открытым финалом.

Своеобразным обращением к сюжету о Пигмалионе и Галатее можно увидеть в рассказе Алексея Толстого «Граф Калиостро». Изначально Толстой планировал написать пьесу, но позже переработал её в рассказ. Молодой князь Алексей Федяшев томится от любви к портрету Прасковьи Тулуповой. Мечтая материализовать прекрасный образ в живую плоть, князь обратился за помощью к известному алхимику Графу Калиостро. Пока Калиостро гостил у князя, молодой человек влюбился в жену графа, юную Марию. Алексей Толстой показал влюблённость Алексея Федяшева в ироничном ключе: чувство к настоящей девушке очень быстро вытеснило власть «бездушной мечты» в душе молодого человека. А процесс материализации закончился для неопытного князя потрясением - вместо идеальной возлюбленной с портрета к нему сошла некрасивая злая женщина. В рассказе Алексея Толстого метаморфозы носят трагикомический характер.

В 1984 году Марк Захаров по сценарию Григория Горина экранизировал произведение Алексея Толстого. Вместо портрета в кинокартине фигурирует мраморная статуя, которая стоит в приусадебном парке. По законам моды молодой князь влюблён в недосягаемый бестелесный идеал. Он мечтает оживить её при помощи алхимии, «как некогда греческие боги вдохнули жизнь в каменную Галатею». От любви в бездушную мечту князя излечивает знакомство с юной спутницей графа Калиостро.

В фильме Марка Захарова античность присутствует как код русской дворянской культуры, который становится объектом для водевильного осмеяния. Граф и князь влюблены в юную Марию, а Галатея становится прообразом вечной женственности, которая нашла своё воплощение в телесной красоте Марии. В фильме Марка Захарова метаморфозы носят фарсовый характер.

Дмитрий Тутов в своей пьесе сохраняет мифологическое время и пространство. Ремарка в начале пьесы сообщает, что все события происходят во дворце царя Пигмалиона и на городской площади.

Всего в пьесе пять героев: Пигмалион, Галатея, старый слуга царя Алгон, влюблённая в Пигмалиона юная Фалеста и богиня Афродита.

Старый Алгон сокрушается из-за царской одержимости искусством. В стремлении достигнуть идеала Пигмалион создал огромное количество статуй. Они множатся и копируют друг друга. Алгон вынужден в одиночку вести хозяйство. Царь погружён в поиски совершенства: он трудится над созданием идеальной скульптуры, государственные дела запущены, а люди смеются над разборчивым царём, которому не по нраву ни одна из девушек.

Пигмалион в «Метаморфозах» Овидия отличается целомудрием и постоянством. Он работал над созданием одной скульптуры, «с неизменным искусством резал слоновую кость», доводил образ до совершенства, пока девичье лицо у скульптуры не стало совсем как живое.

Пигмалион Дмитрия Тутова лишён созерцательности, он не способен сосредоточить внимание на одном объекте, он не вглядывается в лица.

Он невнимателен к своим скульптурам, равнодушен к влюблённой в него девушке. Фалеста слёзно молит царя о взаимности. Когда она видит тщетность своих усилий, она проклинает его за жестокосердие.

 

Фалеста: <…>ты с камнем возишься, и сам ты камнем стал,

но ты когда-нибудь полюбишь, и тогда

пусть будет у избранницы твоей,

как этот мрамор каменное сердце.

 

В «Метаморфозах» Овидия Пигмалион испытывает страх перед Богами. Их могущество вызывает у него робкую надежду на свершение своих желаний. Он обращается к Богам с мольбами дать ему жену, которая похожа на скульптуру.

Пигмалион Дмитрия Тутова отличается дерзким нравом - он просит Афродиту оживить саму скульптуру.

 

Пигмалион: Когда б ты жизнь вдохнуть в неё могла

в холодный образ, в камне лишь прекрасный,

но недвижимый, я бы гекатомбу тебе свершил

и храм велел поставить. Его б назвал я –

''Всемогущая любовь''. В движении – жизнь…

(Появляется Афродита.)

 

Богиня поражена не мастерством скульптора, а слепотой царя.

 

Афродита: В движении – жизнь? И ты готов любить

холодный образ, без души, без сердца?

И ей одной отдать свою любовь?

Ну что ж, ты хочешь, пусть же будет так,

для всемогущей этот дар пустяк.

 

Оживление скульптуры не приносит царю удовлетворения. Холодность Галатеи вызывает у него гнев.

Пигмалион: (Уходя и держась за голову)

Ты статуя, начавшая ходить,

о, как я мог, сей камень полюбить.

 

Галатея, ожившая по воле Афродиты, бесчувственна к страсти Пигмалиона так же, как царь бесчувственен к любви Фалесты.

 

(Галатея одна в зале)

О, тот резец, что так искусно

Создал меня

Забыл мне что-то дать…

И важное причем.

 

Существенным отличием от оригинального мифа является создание статуи не из слоновой кости, а из мрамора. Слоновая кость воспринимается как тёплый, живой материал. Мрамор – холодный блестящий мёртвый камень.

Образ «камня» раскрывает в пьесе метафору «каменного сердца»: «ты с камнем возишься, и сам ты камнем стал», «пусть будет у избранницы твоей как этот мрамор каменное сердце», «холодный образ, в камне лишь прекрасный», «о, как я мог сей камень полюбить», «скульптура мертва и холодна».

Трагедия разыгрывается, когда Галатея начинает испытывать чувства.

 

Сказал мой царь, что не люблю я

Его…

Мне кажется…

О, нет…,<…>

Не кажется,..

Люблю!

 

Кульминацией пьесы является превращение царя в камень. Дмитрий Тутов показывает в пьесе двойную метаморфозу: Галатея превращается в человека, а Пигмалион - в камень. Переосмысляя мифологический сюжет, он создаёт красноречивый образ окаменевшего царя. Афродита скорбит над судьбой смертного.

 

Афродита: <…>Ты сделал то, что не давалось мне, увы.

В движенье – жизнь?

Нет, жизнь,.. она – в любви,

Что придаёт движенью смысл?

Как не она.

 

В словах Афродиты сформулирован христианский посыл – движение рождается из любви. Красоту мира видит только любящее сердце.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: