Обращение
Государственного Совета Республики Коми
К Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
И Правительству Российской Федерации по вопросу внесения изменений, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан
при обращении с животными без владельцев, в Федеральный закон
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иные нормативные правовые акты Российской Федерации
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон) определены мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, включающие в себя:
1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона;
3) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона;
4) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
|
Согласно пункту 1 части 2 статьи 18 Федерального закона стерилизованные животные без владельцев, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, отлову не подлежат, за исключением животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека.
Практика применения данных положений Федерального закона в Республике Коми выявила серьезные проблемы, связанные с необходимостью обеспечения безопасности жизни здоровья и граждан при обращении с животными без владельцев.
Так, по информации Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, в течение 2019 ‒ 2020 годов на территории республики был зафиксирован 5131 случай нападений животных без владельцев (безнадзорных собак) на граждан, в том числе детей, в результате которых гражданам были нанесены различные травмы от покусов безнадзорными собаками. 17 декабря 2020 года в результате нападения стаи безнадзорных собак в городе Ухте погибла женщина и пострадали еще 2 человека.
В рамках реализации мероприятий по обращению с животными без владельцев в течение 2019 ‒ 2020 годов на территории республики было отловлено 3312 безнадзорных собак, из которых большая часть была возвращена на прежние места их обитания в соответствии требованиями Федерального закона. При этом в населенных пунктах, несмотря на принимаемые меры, наблюдается устойчивый рост численности безнадзорных собак.
Установленный федеральным законодательством порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, предусматривающий отлов, стерилизацию и возврат животных без владельцев на прежние местах их обитания, показал свою неэффективность, особенно в условиях отсутствия законодательно установленных обязанностей владельцев домашних животных по регистрации домашних животных, а также административной ответственности владельцев домашних животных за отсутствие такой регистрации, а также за нарушение правил и требований к содержанию домашних животных.
|
Следует также отметить, что Федеральным законом не раскрыты понятие и критерии немотивированной агрессивности животных без владельцев, в отсутствии которых практически всех отловленных животных приходится выпускать обратно в прежнюю среду обитания без какой-либо гарантии, что эти животные не проявят когда-либо агрессию в отношении людей с причинением вреда их здоровью.
Необходимо обратить внимание на то, что действовавшее ранее в Российской Федерации законодательство в области обращения с безнадзорными животными[1] не предполагало выпуск отловленных безнадзорных животных обратно в места их прежнего обитания.
Этот подход был проверен временем, основывался на принципах здравого смысла и гуманности, заключающихся в том, что самостоятельное, не обеспеченное источниками пропитания существование безнадзорных животных, не имеющих владельцев, в окружающей среде, в том числе в населенных пунктах, представляется невозможным и в дальнейшем нашел отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации, который также не предусматривает в настоящее время возврат безнадзорных животных, собственник которых неизвестен, в места их прежнего обитания (статья 230). Кроме того, такой способ обращения с животными без владельцев исключал их массовое неконтролируемое размножение в населенных пунктах, что представляло бы собой угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки в этих населенных пунктах, а также жизни и здоровью людей.
|
В то же время в действующем Федеральном законе заложен иной подход, предусматривающий возврат ранее отловленных животных без владельцев на прежние места их обитания, которые при этом не обеспечены никакой кормовой базой, созданной специально для поддержания существования таких животных.
В подобных условиях безнадзорные животные (собаки) начинают сбиваться в стаи и в поисках ими прокорма неизбежно происходят случаи нападения голодных безнадзорных собак на домашних животных и людей. Наиболее реальное проявление таких ситуаций характерно для северных регионов, характеризующихся длительным (более полугода) холодным периодом с низкими отрицательными температурами. При этом следует отметить, что в такие морозные периоды животные без владельцев, находящиеся вне приютов и без источников пропитания, испытывают максимальный дискомфорт, в результате чего многие из них погибают.
В связи с этим представляется целесообразным пересмотретьустановленный Федеральным законом порядок, предусматривающий обязательный возврат отловленных животных без владельцев на прежние места их обитания, с предоставлением органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по принятию решений о возможности возврата таких животных с учетом складывающейся на территориях муниципальных образований ситуации в области обращения с животными без владельцев.
В случае пересмотра действующего порядка о возврате животных без владельцев на прежние места их обитания и возрастания роли приютов для их содержания неизбежно возникает проблема повышения нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в связи с необходимостью увеличения расходов на проектирование, строительство и содержание таких приютов. В то же время в условиях высокого дефицита региональных бюджетов из-за необходимости проведения в первоочередном порядке мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) регионы Российской Федерации в настоящее время не имеют возможности самостоятельно и должным образом решить проблему со строительством приютов для содержания животных без владельцев.
В связи с этим представляется необходимым в целях снижения острой напряженности в регионах в сфере обращения с животными без владельцев предусмотреть на начальном этапе возможность содержания отловленных животных без владельцев в пунктах временного содержания (в случае отсутствия в субъектах Российской Федерации приютов для животных, созданных в соответствии с Федеральным законом). Наряду с этим считаем крайне важным предусмотреть оказание целевой финансовой поддержки из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий по строительству в регионах приютов для содержания животных без владельцев.
На основании изложенного и в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан при обращении с животными без владельцев Государственный Совет Республики Коми обращается с просьбой о рассмотрении вопросов:
1) о внесении изменений в Федеральный закон, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обращения с домашними животными, предусматривающих:
- исключение требований об обязательном возврате животных без владельцев на прежние места их обитания после отлова таких животных с предоставлением органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по принятию решений о возможности возврата таких животных с учетом складывающейся на территориях муниципальных образований ситуации в области обращения с животными без владельцев;
- раскрытие понятия и критериев немотивированной агрессивности животных без владельцев в целях принятия оперативных мер реагирования в отношении таких животных без владельцев;
- введение обязательной регистрации домашних животных, в первую очередь собак, их владельцами;
- возможность содержания отловленных животных без владельцев в пунктах временного содержания животных (в случае отсутствия в субъектах Российской Федерации приютов для животных, созданных в соответствии с Федеральным законом);
2) о принятии ветеринарных правил содержания животных, а также правил осуществления идентификации и учета домашних животных, в первую очередь собак, в соответствии со статьями 24 и 25 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 "О ветеринарии";
3) о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих установление административной ответственности владельцев животных за отсутствие регистрации домашних животных, а также за нарушение правил и требований к содержанию домашних животных, в том числе за выгул домашних животных без присмотра, либо о закреплении за субъектами Российской Федерации нормотворческих полномочий по установлению административной ответственности в рассматриваемой сфере;
4) об оказании целевой финансовой поддержки из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий по строительству в регионах приютов для содержания животных без владельцев.
Реализация предложенного комплекса мер позволит обеспечить последовательное решение гуманным способом вопросов по обращению с животными без владельцев и снятие социальной напряженности в субъектах Российской Федерации в результате обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан при обращении с таким животными.
[1] Постановление Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 года № 449 "Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР"; Правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, утвержденные министром жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 12 июня 1981 года, министром сельского хозяйства РСФСР 24 июня 1981 года, заместителем министра здравоохранения РСФСР 24 июня 1981 года, заместителем министра юстиции РСФСР 3 июля 1981 года, заместителем Председателя Правления Роспотребсоюза 29 июня 1981 года; Инструкция по отлову, содержанию и использованию безнадзорных собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, утвержденная министром жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 12 июня 1981 года, министром сельского хозяйства РСФСР 24 июня 1981 года, заместителем министра здравоохранения РСФСР 24 июня 1981 года, заместителем министра юстиции РСФСР 7 июля 1981 года, заместителем Председателя Правления Роспотребсоюза 29 июня 1981 года.