Виртуальные предприятия являются одной из новейших организационных форм предприятий Их появление связано с интеграционными процессами совершенствованием глобализацией и развитием современных рынков усовершенствованием постоянных связей с клиентами увеличением степени удовлетворения потребителей.
Виртуальные предприятия – это постоянная или временная совокупность географически разделенных групп людей организационных единиц иногда географически разделенных объединенных для решения определенных задач достижения определенной цели на основе принципов разделения труда обязанностей и сетевой структуры общая деятельность которых осуществляется с помощью информационно коммуникационных технологий.
Целью функционирования виртуального предприятия является получение прибыли посредством максимального удовлетворения потребностей потребителей быстрее и качественней чем потенциальные конкуренты Особенностью виртуальных предприятий является то что они способны увеличивать качество и скорость выполнения заказа путем объединения ресурсов
разных партнеров в единое целое виртуальные предприятия направляют свою деятельность не только на удовлетворение среднего потребителя а скорее на выполнение индивидуальных заказов клиентов Жизненный цикл любого виртуального предприятия проходит пять фаз
Фаза выявления перспективной предпринимательской возможности. Чтобы избежать провала следует удостовериться в фактическом существовании той или иной предпринимательской возможности и оценить ее перспективность Таким образом на данном этапе жизненного цикла виртуального предприятия происходит обоснование целесообразности его создания
|
Фаза создания виртуального предприятия Для реализации выявленной перспективной предпринимательской возможности следует определить конкретных участников будущего проекта группу индивидуумов организаций На этой стадии ведутся переговоры по поводу распределения ролей и ответственности между партнерами разрабатывается план
предпринимательской деятельности
Фаза функционирования виртуального предприятия На протяжении данной фазы жизненного цикла виртуального предприятия осуществляется согласованная и спланированная на предыдущей стадии предпринимательская деятельность партнеров в ходе которой они координируют свои действия и поддерживают постоянную связь
Фаза ликвидации виртуального предприятия После завершения фазы функционирования у виртуального предприятия могут остаться некоторые невыполненные обязательства и в этом случае события развиваются по следующему сценарию Обязательства остаются в силе но виртуальное предприятие приостанавливает функционирование до появления требований по этим обязательствам то есть находится в неактивном состоянии При получении таких требований виртуальное предприятие временно возобновляет свою деятельность и выполнив соответствующие обязательства возвращается в неактивное состояние
Фаза распада виртуального предприятия Когда все обязательства виртуального предприятия выполнены начинается завершающая стадия его жизненного цикла на которой партнерские отношения между его участниками разрываются, а само оно распадается то есть прекращает свое существование.
|
Преимущества виртуального предприятия:
возможности привлекать высококвалифицированных специалистов независимо от их места жительства
возможность более широкого международного сотрудничества и таким образом более оперативное предоставление на рынок зарубежных новинок
снижение уровня безработицы в стране
повышение производительности труда
возможность экономить на помещении и персонале
возможность создание временных рабочих групп которые находятся в отдаленных географически местах могут круглосуточно осуществлять совместную работу над срочными проектами и заказами
снижение транспортных проблем
рационализация использования различных ресурсов и опыта
использование гибкой организации работы и персонала. Таким образом развитие виртуальных предприятий способно вывести уровень кооперации в бизнесе на новую более высокую ступень повысить эффективность использования различного рода ресурсов но для этого необходимо подготовить соответствующую законодательную базу для функционирования данного вида предприятий
Исходя из сформулированного выше рабочего названия представлена концептуальная исследовательская модель ВО с целью последующего ее использования при проведении различного рода исследований.
Рис.1 Концептуальная модель виртуальной организации
Ядро концептуальной модели ВО представлено информационными технологиями поддерживающими производство связывающими его воедино и играющими важную роль во всех организационных аспектах включающих как управление производственными процессами так и стратегический или внешний менеджмент. Это позволяет использовать модель в любой отрасли промышленности любом производстве использующем любой производственный процесс, приводящий к получению готового продукта как в форме сервисных услуг так и в форме товарного продукта При этом
|
условии информационные технологии становятся инструментом для формирования производственного процесса.
В качестве обязательного условия жизнедеятельности ВО в исследовательскую модель включен параметр пространственной дисперсии производственных компонентов и наличия между ними электронной взаимосвязи. Электронная связь делает возможным проведение рабочего процесса, связывая при этом структурные компоненты расположенные в разных регионах через информационные технологии.
Виртуальное предприятие – предприятие объединяющее географически разделенные экономические субъекты которые взаимодействуют в процессе совместного производства используя преимущественно электронные средства коммуникаций Система управления большинства современных традиционных предприятий имеет ярко выраженную функциональную направленность. В основе подобной организации управления лежит принцип разделения и специализации труда
В современных условиях подобная организация становится неэффективной в силу ряда причин:
отсутствие заинтересованности работающих в конечном результате поскольку система оценки их деятельности оторвана от результата работы предприятия в целом и главную оценку результатов труда работника дает его вышестоящий начальник
видение сотрудниками бизнеспроцессов протекающих в компании чаще всего не выходит за рамки подразделений в которых они работают
чрезмерно усложнен обмен информацией между различными подразделениями работающими в рамках одного бизнеспроцесса что приводит к большим накладным расходам. При создании новых сетевых форм коммерческих предприятий их разработчики, как правило, ориентируются на следующие основные преимущества электронной коммерции устранение влияния географического фактора – незначительные затраты на подключение к Интернету практически из любой точки сделали экономически целесообразным сотрудничество географически удаленных контрагентов создание информационного пространства виртуального предприятия – обеспечение совместного доступа к информационным ресурсам для коллективов практически любого
размера позволило значительно повысить эффективность использования ресурсов сделало возможным участие всех сотрудников в формировании внутренней информационной среды организации внутрифирменная координация – повышение точности принимаемых решений улучшение координации деятельности участников в процессе их реализации Расширение возможностей и повышение качества планирования и координации работ для различных коллективов исполнителей изменили структуру производственных затрат стало выгоднее передавать на исполнение работы временным работникам или сторонним компаниям чем держать для этого штатных сотрудников В информационной экономике существует достаточно большое число бизнеспроцессов для реализации которых целесообразно использовать виртуальные предприятия
Виртуальные предприятия – одна из новых организационных
форм предприятий На развитие этих форм организации и управления предприятием в значительной степени повлияли такие тенденции развития современных рынков как их глобализация рост значения качества товара его цены и степень удовлетворения потребителей повышение важности устойчивых отношений с потребителями индивидуализация обслуживания заказчиков а также растущее значение использования новых информационных и коммуникационных технологий.
Пространство виртуализации предприятий включает:
виртуальный рынок рынок товаров и услуг существующий на основе коммуникационных и информационных возможностей глобальных сетей
виртуальную реальность т е отображение и имитацию реальных разработок и производства в кибернетическом пространстве которое одновременно является и инструментом и средой разработки виртуальные сетевые организационные формы
С маркетинговой точки зрения цель виртуального предприятия – получение прибыли благодаря максимальному удовлетворению потребителей в товарах услугах путем объединения ресурсов различных партнеров в единую систему
Виртуальные предприятия как правило ориентируются не на
удовлетворение нужд и потребностей усредненного покупателя или сегмента рынка а на удовлетворение индивидуальных запросов конкретных потребителей
С практической точки зрения традиционному предприятию, например, для разработки и выпуска нового товара на рынок требуется привлечение значительных ресурсов. В отличие от него виртуальное предприятие ищет новых партнеров обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами знаниями и способностями для совместной организации и реализации этой деятельности. При этом выбираются предприятия организации отдельные коллективы люди
обладающие ключевыми ресурсами для достижения конкурентного преимущества на рынке.