Психологический анализ урока по истории нового времени.
Лысенко Андрей Игоревич
Класс: 7г школа 62
Тип урока: изучение нового материала
Тема: Абсолютизм
Этапы урока | Действия учителя | Реакция учеников |
Организационный момент | непосредственное обращение; подчеркивание значимости информации; | Сосредоточение внимания |
Повторение домашнего задания | Вызов к доске учеников, опрос в форме беседы. | Ученики отвечают у доски. Не все его слушают. |
Объяснение нового материала | постановка цели и задач урока ознакомление учащихся с материалом Использование наглядных пособий Записи на доске | интерес, любопытство, удивление Сосредоточение внимания |
Домашнее задание | Сообщение | Записывают |
Закрепление изученного | Беседа | Отвечают Рассуждают |
Реализация организационной функции
Организация взаимодействия
Были использованы вербальные и невербальные средства установления контакта: непосредственное обращение:
· подчеркивание значимости информации;
· постукивание, повышение /понижение/ голоса;
· использование наглядных пособий;
· яркость примеров;
· темп ведения занятия и т.д.
Конфликтов на уроке не было ни между учениками, ни между учителем с учениками. Объяснение не было эгоцентричным, был настроен на других, а не на себя.
Управление эмоциями
Психическое состояние учителя в основномположительное: спокойствие, уверенность, энергичность доброжелательность и др.;
Манера обращения к учащимся:
· доброжелательное, уважительное;
· способность проникнуть во внутренний мир ученика;
· «эмоциональный климат» в классе.
Контакт с классом:
· распределение внимания на всех учащихся и их деятельность;
· переключение внимания на работу отдельных учащихся;
· способность поддерживать работоспособность учащихся, их дисциплину;
Организация учения
· мотивация;
· постановка цели;
· установка;
· создание ситуации ожидания;
· личностный смысл
·
Соотношение образа и слова, их взаимосвязь:
· создание наглядных образов;
· ясность, образность речи, записей на доске.
Особенности наглядных иллюстраций, их применение:
· схемы, чертежи, графики и др., их соответствие психологии восприятия;
· моделирование содержания материала и способов действий учащихся;
· ознакомление учащихся с воспринимаемыми объектами;
· функции наглядности;
· иллюстрации того, что описывает учитель словами;
· сближение абстрактных понятий с конкретными;
Избирательность восприятия:
· особенности изображения того, что должно быть предметом осознания;
· отсутствие лишней детализации;
· структура объекта (расчленение на части и др.);
· выделение объекта восприятия цветом, штриховкой, голосом и др.
Формирование наблюдательности учащихся:
· постановка цели наблюдения;
· выделение этапов наблюдения;
· фиксирование общего, существенного;
· подведение итогов.
Реализация развивающей функции
Мотивация мыслительной деятельности учащихся.
Формирование понятий:
· от конкретных операций к общему, абстрактному;
· от общих нерасчлененных представлений (путем содержательного анализа) ко все более точному понятию;
· выделение признаков понятия: существенных и второстепенных;
· установление связей между понятиями внутри предмета и между предметами;
Общение в процессе обучения также подразумевалось раздел учеников на группы.
Для активизации мышления учащихся:
· проблемные учебные ситуации;
· обсуждения, дискуссии;
· задачи с несформулированными вопросами, недостающими данными и др.;
· «мозговой штурм»
Характер вопросов:
· требующих простого воспроизведения знаний
· побуждающих рассуждать, сравнивать, противопоставлять и др.;
· вскрывающих причинно-следственные связи.
·
Степень самостоятельности мышления учащихся при решении мыслительных задач:
· умение рассуждать (суждения и умозаключения);
· умение сопоставлять, обобщать, делать выводы;
· выделять существенные признаки понятий;
· конкретизировать понятия, связывать их с практикой;
· рефлексивное мышление;
· ошибки при рассуждениях.
Учет индивидуальных особенностей мышления учащихся:
· наглядно-действенное;
· наглядно-образное;
· абстрактно-логическое;
· визуально, аудиально и кинестетически ориентированные учащиеся.
Выводы
Считаю, что организационная и развивающая функции были реализованы достаточно полно. Урок прошел идеально. Материал соответствовал возможностям школьников.
Психологический анализ урока по истории нового времени.
Лысенко Андрей Игоревич
Класс: 7г школа 62
Тип урока: изучение нового материала
Тема: Экономическое развитие общества нового времени
Этапы урока | Действия учителя | Реакция учеников |
Организационный момент | непосредственное обращение; подчеркивание значимости информации; | Сосредоточение внимания |
Повторение домашнего задания | Беседа, опрос, за правильный ответ дается смайлик (1 балл) | Ученики отвечают, проявляют активность |
Объяснение нового материала | постановка цели и задач урока ознакомление учащихся с материалом Использование наглядных пособий Презентация | интерес, любопытство, удивление Сосредоточение внимания |
Домашнее задание | Сообщение | Записывают |
Закрепление изученного | Тест | Вызвало возмущение |