В основу типологии систем управления в образования заложены следующие логические различения:
1. интерпретаций (уровней) систем: процессы, функции, организации и структуры, материал.
2. интеллектуальных процессов, включенных в принятие управленческих решений: мышление, понимание, рефлексия.
В зависимости от системного уровня выделяют следующие типы управления в образовании:
· Стратегическое управление образованием (управление целями образования)
· Управление процессами (управление развитием, управление функционированием, инновационное управление и т.д.)
· Организационное управление, или управление структурными преобразованиями
· Управление персоналом, управление ресурсами (материально-техническим обеспечением, информационными ресурсами и т.д.)
В зависимости от наличия интеллектуальных процессов в управлении можно зафиксировать тип административного управления, где интеллектуальные процессы сведены к минимуму, и рефлексивного управления, где практически все интеллектуальные процессы присутствуют и являются приоритетными и порождающими исполнительские функции. Для административной системы управления предпочтительная закрытая, иерархическая, вертикальная организация деятельности. Для рефлексивной системы управления — открытая, сетевая, смешанная и демократичная форма организация деятельности.
Модели менеджмент-образования в России и концепция LLL
Концепция LLL
История концепции LLL
Ростки концепции непрерывного образования можно обнаружить у Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Сенеки и других выдающихся древних гигантов мысли. Идеи непрерывного образования представлены во взглядах Вольтера, Гете, Руссо, которые связывали их с достижением полноты человеческого развития.
|
Первые попытки реализовать идею непрерывности образования были реализованы в ХIII-XIV вв. в городах Европы на базе так называемых «цеховых школ», которые открывались и содержались ремесленными цехами.
Основателем современных представлений о непрерывном образовании признан Ян Амос Коменский, в педагогическом наследии которого содержится ядро мысли, которая воплощена в наши дни в концепции непрерывного образования.
Идея непрерывности образования получила новые интерпретации в стране после 1917 г., чему способствовало формирование новой системы образования. Появлялись новые формы и виды образовательных учреждений, в том числе и для образования взрослых, повышения квалификации работающих. Однако к концу 60-х годов прошлого века концепция непрерывного образования была благополучно провалена, так и не успев стать центральной образовательной системой. Эпизодические обращения к этой проблеме основаны были скорее на интуиции отдельных ученых и практиков.
В принятой еще Гособразованием СССР 18 марта 1989 года Концепции непрерывного образования закладывалась идея «стимулирования продвижения к более высоким ступеням и уровням образования наиболее способных, лучше подготовленных, активно работающих над своим совершенствованием членов общества». Дальнейшее объективное развитие техники и технологии заставляет любого профессионала постоянно «надстраивать» знания над своим прежним «базовым» образованием.
|
Критерии концепции LLL
· охват образованием всей жизни человека;
· вертикальная интеграция: преемственность между отдельными этапами и уровнями образования человека;
· «увязка» общего, политехнического и профессионального образования;
· открытость, гибкость системы образования;
· разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения;
· возможность свободного выбора учащимся изучаемых дисциплин;
· равноправная оценка и признание образования не по способам его получения, а по фактическому результату;
· наличие механизмов стимулирования мотивации личности к учебе.
Основополагающим принципом программы непрерывного образования Элитариум является ее опережающий характер. Благодаря продолжительности программы (5 лет), слушатель может прогнозировать необходимость в будущей профессиональной квалификации и заранее получить те знания, которые ему понадобятся в обозримом будущем.
Различие традиционной системы и концепции непрерывного образования
Менеджмент-обрзование в России
Цели образования
Ориентировка на подготовку человека к выполнению определенных функций в уже сложившихся социальных и экономических условиях. Человек рассматривается как программируемый элемент образовательной системы, не имеющий свободы выбора и реальных возможностей определения своих целей и способов их достижения.
Ориентируется на целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире. Ставит целью развитие способностей обучающегося, его стремлений и возможностей, а также разностороннего саморазвития.
|
Содержание образования
Содержание характеризуется поверхностной "энциклопедичностью", перегруженностью информационным и фактологическим материалом. Часто материал не связанным ни с реалиями современного общества, ни с запросами самого учащегося. Образование представлено как определенный объем знаний, умений, навыков, которые должны быть прочно усвоены учащимся для последующего применения.
Содержание ориентируется на опережение развития общества, профессиональной карьеры, личных навыков и качеств, и других сфер социальной практики. Предполагает преемственность и многовариантность общего и профессионального образования. Помимо самих знаний, умений, навыков в содержание входит сам процесс, опыт их приобретения и практического применения, пути и способы самостоятельного добывания, поиска и открытия, самообразования — "личностный опыт" как компонент содержания образования.