Краткая биография Моцарта
Моцарт, Иоганн Хризостом Вольфганг Готлиб, сокращенно называемый Вольфганг Амадей,(1756— 1791),австрийский композитор.Родился 27 января 1756 г. в Зальцбурге. Первым учителем музыки стал для мальчика его отец Леопольд Моцарт. С самого раннего детства Вольфганг Амадей был «чудо-ребёнком»: уже в четырёхлетнем возрасте пробовал написать концерт для клавесина, а с шести лет блестяще выступал с концертами по странам Европы, в 1762 г. Он посетил при этом Вену, Мюнхен, Париж, Амстердам и Лондон, и все эти города выражали восторг и изумление перед шестилетним виртуозом. Моцарт обладал необыкновенной музыкальной памятью: ему достаточно было только раз услышать любое музыкальное произведение, для того чтобы совершенно точно записать его. Слава пришла к Моцарту очень рано. В 1765 г. были опубликованы и исполнены в концертах его первые симфонии. Всего композитором написано 49 симфоний.В 1769 г. он получил место концертмейстера при дворе архиепископа в Зальцбурге. Уже в 1770 г. Моцарт стал членом Филармонической академии в Болонье (Италия), а Папа Римский Климент XIV возвёл его в рыцари Золотой шпоры. В том же году в Милане была поставлена первая опера Моцарта «Митридат, царь понтийский».В 1772 г. там же поставлена вторая опера — «Луций Сулла», а в 1775 г. в Мюнхене — опера «Мнимая садовница». В 1777 г. архиепископ разрешил композитору отправиться в большое путешествие по Франции и Германии, где Моцарт концертировал с неизменным успехом.
В 1779 г. он получил должность органиста при архиепископе Зальцбургском, но в 1781 г. отказался от неё и переехал в Вену.Здесь Моцарт закончил оперы «Идоменей» (1781 г.) и «Похищение из сераля» (1782 г.).В 1786—1787 гг. написаны две, пожалуй, самые известные оперы композитора — «Свадьба Фигаро», поставленная в Вене, и «Дон Жуан», который был впервые поставлен в Праге.В 1790 г. снова в Вене поставлена опера «Так поступают все». А в 1791 г. написаны сразу две оперы — «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта». Последним произведением Моцарта стал знаменитый «Реквием», который композитор не успел завершить. Закончил сочинение Ф. К. Зюсмайер, ученик Моцарта и А. Сальери. Творческое наследие Моцарта, несмотря на его короткую жизнь, огромно: по тематическому каталогу Л. фон Кёхеля (почитателя творчества Моцарта и составителя наиболее полного и общепринятого указателя его сочинений), композитор создал 626 произведений, среди которых 55 концертов, 22 клавирные сонаты, 32 струнных квартета. Умер 5 декабря 1791 г. в Вене. (прочитать и переписать то, что подчеркнуто).
|
Симфоническое творчество Моцарта. (прочитать и переписать то, что подчеркнуто, прослушать для ознакомления симфонию № 40).
К жанру симфонии Моцарт обращался постоянно. Свыше пятидесяти симфоний было создано в течение 23 лет. В каждой симфонии Моцарта свои яркие индивидуальные образы: лирические, драматические, праздничные. Но все они объединены красотой и совершенством музыки.
Большую популярность приобрела симфония №40 благодаря своей красоте и необычной искренности понятному широкому кругу слушателей. Это произведение не программное, но название «Пламенная» прочно закрепилось за ней.
Ее тема лирико-драматического характера, финал трагический.
Строение симфонии
1 часть: соль минор, Molto allegro, сонатная форма.
|
2 часть: Ми b мажор, Andante, сонатная форма.
3 часть: соль минор, менуэт, Allegro, трёхчастная форма.
4 часть: соль минор, финал, сонатная форма.
Строение 1 части
Экспозиция | Разработка | Реприза |
ГП – соль минор, взволнованная, трепетно-нежная, нисходящие м.2 СП - основана на ГП,строгая, энергичная, чеканный ритм. ПП – Си b мажор Скрипки, деревянные духовые, танцевальная, изящная. ЗП – основана на ГП, энергичная, решительная. | Резкая смена тональности (фа # минор). ГП – смена тональности, фактуры изложения, динамики, метод дробления. | Все партии в тональности соль минор. СП – решительная ПП – грустная, печальная |
Часть
Светлое, умиротворенное затишье после бури.Все темы песенные,мелодичные. Создается ощущение лирической наполненности.
Основная тема состоит из коротких,поднимающихся с каждым разом все выше фраз.
Вся музыка второй части излучает теплый солнечный свет.
Часть.
Менуэт из-за драматического характера теряет черты танцевальности,звучит мужественно, решительно, напоминает марш.
Трио исполняют скрипки. Трио возвращает менуэту его танцевальные черты, звучит мягко и изящно.
Часть
Очень близка музыке 1 части: взволнованная, настороженная, приподнятая (ГП), поэтичная нежная, утонченная (ПП).
Финал – итог всего развития симфонии. Он возвращает не только к мыслям 1 части, но как бы отвечает им.
Отличительные черты симфонии:
1.Симфония связана с внутренним миром человека
У Гайдна – отражение народной жизни.
2.Моцарт стремился к объединению всего цикла
|
У Гайдна контраст частей.
3.Взаимосвязь чувств и настроений в всех частей.
4.Постепенное развитие драматизма.
В. А. Моцарт.
Опера «Свадьба Фигаро».
(прочитать и переписать то, что подчеркнуто).
Оперы Моцарт писал на протяжении всей жизни. Сочинял с 11 лет. Но достиг совершенства в последнее десятилетие – в Вене.
«Мнимая простушка» - первая опера.
«Похищение из Сераля» - впервые на немецком языке.
«Волшебная флейта» - последняя опера.
Жанры опер Моцарта
Опера буфф – комическая («Свадьба Фигаро»).
Опера сериа – серьезная («Идаменей – царь Крита»).
Зингшпиль – фантастическая («Волшебная флейта»).
Сочетание комедии и трагедии («Дон-Жуан»).
Опера «Свадьба Фигаро» написана в традициях итальянской комической оперы – изобилие комических столкновений и недоразумений, не узнаваний, переодеваний.
В основу оперы легла комедия Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро».
Основная идея комедии – показать превосходство слуги над господином. Она была близка Моцарту, так как он испытал на себе тяжесть бесправия.
Либретто написал Лоренцо де Понте. Он сгладил острые моменты комедии.
Премьера состоялась в 1786 году в Вене.В России 1815 году на итальянском языке.В 1875 году Чайковский перевел текст оперы на русский язык.
Опера состоит из четырех действий.Делится на законченные номера (арии, дуэты, ансамбли), соединенные речитативами.
Опера начинается с увертюры, написанной в сонатной форме без разработки.
ГП – образ Фигаро. Написана в ре-мажоре.Решительная,стремительная, быстро бегущие пассажи. Исполняет весь оркестр.
ПП – Образ Сюзанны.Написана в ля-мажоре.Изящная, мягкая, плавная. Исполняют скрипки.
Характеристика основных героев.
Фигаро – баритон.
1) Каватина Фигаро из первого действия «Если захочет барин попрыгать» - обращение к графу. Форма трехчастная, репризная.
1 и 3 часть этой каватины написаны в характере галантного менуэта.
2 часть – в быстром темпе, звучит как скороговорка.
2) Ария Фигаро из первого действия «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный» - обращение к Керубино. Форма – рондо, где основная тема – в характере марша чередуется с двумя эпизодами: лирическим и фанфарным.
Прослушать: Каватина Фигаро «Если захочет барин попрыгать» (1 действие).
Ария Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный» (1 действие)
Керубино – меццо-сопрано.
1) Ария Керубино из первого действия «Рассказать, объяснить не могу я» - обращение к Сюзанне. Форма – рондо. Основная тема трепетная, взволнованная. Олицетворение юности любви к жизни.
2) Ария Керубино из второго действия «Сердце волнует жаркая кровь» - обращение к графине. Звучит сдержанно, аккомпанемент напоминает гитару (пиццикато струнных).
Прослушать:
Ария Керубино «Рассказать, объяснить не могу я» (1 действие).
Ария Керубино «Сердце волнует жаркая кровь» (2 действие).
Сюзанна – сопрано.
Ария Сюзанны из второго действия «Приди мой милый друг» - обращение к Фигаро. Нежная, мечтательная.
Прослушать:
Ария Сюзанны «Приди мой милый друг» (2 действие).
(Прочитать, переписать то что подчеркнуто, прослушать сонату № 11 Ля Мажор для ознакомления).
Моцарт первый в истории музыки пианист-виртуоз.Обладал великолепной техникой.В детстве сочинял для клавесина, в дальнейшем предпочитал фортепиано (любимый инструмент).
Для фортепиано Моцарт сочинял сонаты, концерты, фантазии, вариации, танцы.
Соната №11 Ля мажор.
Соната Ля мажор была написана в Париже в 1778 году.
Особенности сонаты:
1.Все части написаны в одной тональности Ля мажор.
2.Отстутствует сонатная форма.
3.Отсутствует контраст в настроении и темпе.
Строение сонаты:
1 часть: Ля мажор, Andante, Allegro, вариационная форма(тема из 6 вариаций).
2 часть: Ля мажор, Менуэт, трёхчастная форма.
3 часть: Ля мажор, Allegretto, трёхчастная форма.
Часть
Тема и 6 вариаций.
Тема песенно-танцевальная, лирическая, размер 6/8.
В вариациях меняется мелодия, ритм, фактура, сохраняется тональность и форма.
1 вариация: усложняется мелодия.
2 вариация: появляются триоли
3 вариация: минор, движение ровными длительностями.
4 вариация: перекличка регистров.
5 вариация: напоминает арию.
6 вариация: меняется темп Allegro, размер 4/4.
Часть Менуэт
Спокойный характер.
Средний раздел трио напоминает 4 вариацию (перекличка регистров).
часть «Турецкое рондо» (Турецкий марш)
Подражание «Янычарскому стилю» (барабанная дробь, резкие акценты, удары тарелок, витиеватая мелодия).
В А С А В А Кода
Ля минор Ля мажор Фа # минор Ля мажор Ля минор Ля мажор Ля мажор
Рефрен Рефрен Средний раздел Трио Рефрен Реприза Рефрен