ОБЫЧАЙ КАК СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА




1. обычай, как правило поведения, возникает стихийно, бессознательно – в силу многократного повторения каких-либо действий вследствие их удобности, эффективности, и всегда носит конкретный, а не абстрактный характер – т.е. обычай тесно связан с определенной ситуацией, местностью, профессией, категориями лиц;

Совершенно прав М.Н. Марченко, говоря о развитии обычая: «Наряду с традициями, нравами, обыкновениями и обрядами обычаи складываются и реализуются чаще всего импульсивно, на уровне эмоционального, психического восприятия. Однако со временем, по мере их дальнейшего развития и утверждения в общественной жизни, обычаи, все более утрачивая свой эмоциональный характер, усиливают свое рациональное начало, становятся активными регуляторами общественных отношений»[1].

2. обычай всегда складывается на основе паритетных, «горизонтальных» общественных отношений и соблюдается добровольно, на основе неписаного общественного консенсуса, соглашения, традиции – в отличие от нормативного акта, который неразрывно связан с публичной властью и основан на отношении «власти-подчинения» - в этом смысле правовой обычай более демократичен, нежели нормативно-правовой акт, потому как он в первую очередь связан с обществом, а не с государственной властью, испытан временем, доказал свою необходимость;

3. в силу того, что обычай тесно, непосредственно связан с общественной жизнью, выражает национально-этнические, религиозные, психологические особенности того или иного народа, он является очень «живучим» - публичные государственные органы должны учитывать обычаи в процессе создания норм законов, подзаконных актов – в противном случае такие нормы, противоречащие обычным практикам, могут остаться лишь мертворожденными «бумажными» нормами;

4. обычай как правило поведения никогда не формируется одномоментно (как нормы, непосредственно исходящие от государства), требует длительного времени для своего формирования и органичного распространения, а потому характеризуется тем, что, как правило, невозможно установить точную дату его возникновения – этим обычай отличается от нормативного акта, договора, судебного и административного прецедента, правовой доктрины;

5. у обычая как разновидности социальной нормы отсутствует институциональный механизм, обеспечивающий его реализацию: обычай, как правило, соблюдается добровольно и потому не требует систематического вмешательства какого-либо общественного или государственного института с целью обеспечения его реализации – соблюдение обычая поддерживается привычкой, силой общественного мнения, традиционностью и высокой степенью конформизма тех обществ, в которых он преобладает над писаными правилами поведения;

6. обычай реализуется путем автоматического (бессознательного) воспроизведения тех поведенческих образцов, которые в нем заложены;

7. обычай, как правило, отличается конкретностью правила поведения, подчас казуистичностью, обычай никогда не излагается в абстрактной форме, он всегда привязан либо к определенной территории (местный обычай), либо к определенной профессии (торговые обычаи), либо к определенной сфере общественных отношений (например, политико-правовые конституционные обычаи (соглашения) в Англии) (по территории действия можно выделить международные обычаи, распространяющиеся на территорию ряда государств, национальные обычаи в государствах мусульманского права, в Израиле, в Китае, Японии, в дальневосточном регионе, местные обычаи, распространяющиеся на территорию той или иной местной общины; по кругу лиц можно выделять религиозные обычаи, распространяющиеся на верующих той или иной конфессии, корпоративные профессиональные обычаи, регулирующие поведение лиц той или иной профессии, в той или иной организации (клубах, общественных объединениях, парламенте, партиях и др.));

8. обычай, как правило поведения, является консервативным, потому как он связывает настоящее не с будущим (как это делают декларативные государственные нормы-цели), а с прошлым – обычай говорит, что в настоящем необходимо поступать точно так же, как поступали в прошлом, потому что такой обычный способ поведения является опробованным, испытанным временем и доказавшим свою эффективность, удобность, полезность – именно поэтому обычай выполняет регулятивно-статическую функцию, закрепляет status quo; основными ценностями обычных практик являются стабильность, предсказуемость;

9. обычай обладает качеством универсальности, он может проникать во все сферы жизнедеятельности общества – в религиозную (обычаи в мусульманском, иудейском праве), в политическую (конституционные соглашения в английском праве), в морально-нравственную (обычаи уважения старших, семейные обычаи), в экономическую (обычаи в сфере торговли, типовые соглашения);


[1] Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. М., 2002. С. 705.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: