Возникновение государства в Древнем Риме. Царский период
Возникновение - 754 или 753 г. до н.э. — год основания Рима. Конец — 476 г. до н.э., завоевание Рима германскими племенами. Периодизация римской истории: ● царский период — VIII—VI вв. до н.э.; ● период республики —V—I вв. до н.э.; ● период империи — I в. до н.э. — V в. н.э. Римское общество формировалось как объединение трех племен: ● латин, ● сабин, ● этрусков. a) патриции, коренные жители, имели все права b) плебеи, переселенцы, свободные, но ограничены в имущественных и личных правах, лишены политических прав. Управление в царский период | |
Римская община:
● 300 родов
● 30 курий
● 3 трибы (территориальные округа).
Управление в римской общине:
1. Рекс (выборный царь) – глава общины. Выполнял функции:
● военные,
● жреческие
● судебные функции.
2. Сенат - совет старейшин родов.
3. Племенное собрание. Рассматривало общие вопросы:
● объявляло войну,
● совместно с сенатом выбирало царя,
● занималось важнейшими судебными делами.
Реформы рекса Сервия Туллия:
| Задание 1 |
Переход к республике произошел в конце VI — начале V в. до н.э. после насильственного свержения царя и передачи власти двум выборным должностным лицам — консулам, избиравшимся только из патрициев. Свободные граждане Рима делились на две группы: ● имущая верхушка рабовладельцев (землевладельцы, торговцы), ● мелкие производители (земледельцы и ремесленники), большинство населения. Полной правоспособностью обладали лица, имеющие: a) свободу, b) гражданство, c) семью. Со временем возникли новые категории свободных: ● нобили, избирались на высшие государственные должности ● всадники, торгово-финансовая знать, богатые землевладельцы. ● перегрины (иностранцы), жители завоеванных территорий, свободные жители иностранных государств, Несвободные: I. Рабы. Способы установления рабства: a) военный плен или захват лиц, не принадлежавших к государству, связанному с Римом договором; b) рождение от рабыни, даже если отец являлся свободным гражданином c) лишение свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам на рудниках; d) покупка рабов за границей; e) естественное воспроизводство; f) долговая кабала; g) самопродажа в рабство Раб являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. II. Колоны. Колоны – это арендаторы земли, попадавшие в экономическую зависимость от землевладельцев и в итоге прикреплявшимися к земле. Система государственной власти в Древнем Риме периода республики | Задание 2 |
1. Сенат. Сенат развился из совета старейшин. Изначально сенаторов было 300 (по числу родов). Членами сената сначала были только патриции, потом допуск получили плебеи. В сенат зачислялись те, кто в прошлом занимал высшие государственные должности. Компетенция сената: ● международные отношения, ● финансовые (налоги, доходы и расходы) дела, ● вопросы культа, ● объявление и ведение войны, ● внешняя политика, ● контроль законодательной деятельности, ● предварительное рассмотрение законопроектов. Порядок работы сената. Созыв сената: Заседания сената: публичные, иногда закрытые. Решение принималось голосованием. 2. Народные собрания (комиции). Виды народных собраний: а) центуриатные комиции: ● утверждали законы, ● объявляли войну, ● рассматривали жалобы на приговоры к смертной казни, ● избирали всех основных начальников-магистратов: консулов, преторов, цензоров. б) куриатные комиции: ● утверждали должностных лиц, избранных другими собраниями, ● утверждали акты завещаний и усыновлений. в) трибутные комиции ● избирали низших должностных лиц, ● рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа, ● некоторые местные дела, ● законопроекты. ● избирали плебейских (народных) трибунов. трибуны имели право запрещать исполнение любых приказов могли налагать вето на постановление сената. | Задание 3 |
3. Магистратуры.
Магистратуры делились на:
● ординарные (обычные)
● экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах
В кризисных ситуациях в стране назначался диктатор.
Он обладал высшей гражданской, военной и судебной властью, осуществлял законодательную власть.
Срок полномочий - шесть месяцев.
Ординарные магистратуры:
A. Коллегия консулов.
Функции консулов:
● командование войском,
● право созыва народного собрания и сената,
● право издавать приказы и вершить суд.
Сфера полномочий консулов определялась:
● жребием между коллегами,
● соглашением между ними;
● по указанию сената.
Власть консула была ограничена:
а) ежегодным переизбранием данной магистратуры;
б) ее коллегиальностью
в) правом обжалования в народное собрание приговора, вынесенного консулом.
B. Преторы.
Претор - помощник консула, его заместитель в управленческих делах в гражданской и военной сферах.
| Задание 4 |
1. Император-принцепс. Имел функции главных магистратур: консула, диктатора, претора. 2. Народные собрания сохранились, Сенат лишь утверждал предложения принцепса. Сенаторы назначались принцепсом. 3. Главный орган управления – канцелярия. В нее входило несколько ведомств. ● префект претория, командовал императорской гвардией, ● префект города Рима, распоряжался полицейскими когортами, ● префект Египта, ● префект, отвечавший за снабжение продовольствием, и т.д. Армия стала опорой личной и государственной власти, влиятельной политической силой. Изменения государственного строя Римской империи в период домината | Задание 5 |
1. Главный орган управления - государственный совет 2. Чиновники получили особый статус, ряд привилегий, в том числе право на пенсию. 3. Армия была разделена на силы, выполняющие полицейские функции, и пограничные войска. Реформы Диоклетиана (284—305 гг.): ● разделение верховной власти между четырьмя соправителями. ● разукрупнены провинции, их стало больше ста. ● усиление власти землевладельцев над крестьянством. Реформы Константина (306—337 гг.): ● денежная реформа ● завершение процесса закрепощения крестьян-колонов и ремесленников, ● привлечение варваров в армию, ● объединение диоцезов в четыре провинции, ● признание христианства государственной религией. Римское право | Задание 6 |
Развитию римского права способствовали: ● высокий уровень экономических отношений, достигнутый Римом в периоды поздней республики и принципата, ● многонациональность империи, породившая потребность «примирения» многих, правовых систем, существовавших в завоеванных странах. Система римского права Римские юристы делили право своей страны на: 1. Публичное: ● защита интересов государства и его органов, ● определение компетенции учреждений и должностных лиц, ● регулирование взимания налогов, ● определение, какие деяния являлись преступными ● регулирование отношений между государством и частными лицами. 2. Частное Римское частное право было представлено тремя ветвями, появившимися в различное время: a) нормы квиритского (цивильного) права b) преторское право появилось из эдиктов магистратов c) «право народов» Отличалось простотой, отсутствием формальностей и гибкостью. Источники римского права: | Задание 7 |
1. Обычное право. 2. Законы (leges). В республиканский период к ним относились: ● акты трибутных комиций, ● акты сената, В период принципата принимали силу закона распоряжения императора, или конституции (constitutiones). Их разновидности: 1) эдикты — общие распоряжения императора, 2) мандаты — инструкции, адресуемые должностным лицам (императорским чиновникам, правителям провинций и др.); 3) декреты — решения по судебным делам, 4) рескрипты — императорские распоряжения по отдельным вопросам 3. Эдикты магистратов: ● эдикты преторов ● эдикты других должностных лиц 4. Деятельность юристов. Юристы вырабатывали формулы для юридических действий, давали консультации частным лицам по вопросам права и ведения дел в судах, они решали казусы и восполняли пробелы в праве. Периодизация и систематизация римского права | Задание 8 |
I. Древнейшее право (квиритское, цивильное). Временной период с VI в. до н.э. — середина III в. до н.э., соответствовало ранней ступени развития государственности. Основные черты этого периода: 1) пронизанность права религиозными нормами, обычаями, простыми нормами морали и нравственности; 2) архаичность (устарелость) и экзотичность; 3) неразвитость институтов права, основных понятий; 4) этническая самобытность права; 5) коллективизм, связанный с существованием общинных отношений, коллективных форм собственности; 6) сословные различия; 7) строгость закона и суровость наказания. Кроме того, древнейшее право характеризовалось: ● формализмом, ● казуальностью норм, ● сравнительно узкой сферой действия. Законы XII Таблиц Новелла Законов: формирование правовых норм, которые носили, не казуистический, а общий характер, регулировали наиболее типичные общественные отношения. II. Классический период истории римского права (середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.). Особенности этого периода: 1) рационализм и универсализм права; 2) мобильность права, отход от формализма; 3) развитость структуры, институтов права; 4) светский характер права; 5) индивидуализм права; 6) четкость, лаконизм изложения правовых норм, основных правовых понятий; 7) нивелирование прав групп свободного населения. III. Постклассический период развития римского права (конец III в. н.э. — VI в. н.э.) Рассматриваемый период характеризовали две тенденции: 1) складывание единой системы римского права, 2) развитие права приостанавливалось, падала его действенность, право деспециализировалось, возрастали сословные различия. Дигесты Юстиниана (Corpus juris civilis) | Задание 9 |
Структура Дигест 1. Институции Гая. Имели силу закона, на них могли ссылаться судьи при вынесении решений. Были опубликованы в четырех книгах (и 98 титулах) ● общее учение о праве и конкретное учение о субъектах права или лицах, ● общие институты вещного права, ● учение об обязательственном праве, ● учение об исках и принципах применения права в суде. 2. Дигесты, или Пандекты (Digesta, Pandectae) Весь материал условно подразделялся на семь частей: 1) общие вопросы права и учение о субъектах права — лицах, 2) вещное право, 3) об обязательствах двусторонних, или возникающих из «взаимного доверия», 4) об обеспечении исполнения обязательств, издержках и исковых требованиях, возникающих из обязательств, и обязательствах, связанных с реализацией семейных и опекунских прав, 5) завещания, 6) самые разнообразные правовые коллизии, решаемые по судейскому усмотрению, 7) вопросы, связанные преимущественно с уголовным и публичным правом. 3. Кодекс (Codex) Освещались различные вопросы публичного (церковного, административного, уголовного) и частного права. 4. Новеллы (Novellae) кодификации Касались различных вопросов публичного и местного права. | Задание 10 |