Эволюция представлений о природе




Культура и природа

Один из вопросов, которые рассматривает культурология – это вопрос сопоставления понятий «культура» и «природа». Несмотря на кажущуюся противоположность, эти понятия не следует противопоставлять друг другу. Обязательным условием появления культуры было наличие природы, поэтому можно представить соотношение культуры и природы в понятиях Аристотеля, где материи будет соответствовать природа, а форме – культура. Таким образом, культура будет придавать форму природной материи.

Культуру часто называют «второй природой», «очеловеченной природой» или «одухотворённой природой». Однако большинство исследователей предпочитают говорить о культуре как об инобытии природы, понимая под культурой новые формы существования природы. Так в природе существует лес - человек может сделать парк, камень можно преобразовать в обелиск, озеру противопоставить пруд и др.

Исследователи выделяют 2 уровня преобразований:

1. Преобразование окружающей среды.

2. Преобразование самого человека (телесное и духовное). Здесь следует отметить, что, преобразовывая природу, человек и сам претерпевает изменения. Так, в процессе эволюции человек стал ходить на двух ногах, освободив руки для различных операций, анатомические изменения произошли в кисти человека (он научился ловко удерживать предметы), активно развивался человеческий мозг (увеличивался в размерах, появлялись новые отделы, отвечающие за определённые действия).

Таким образом, можно утверждать, что интеллект, духовность не возникли из ничего, но были плодами радикального, качественного преобразования культурой натуры предков человека.

 

Эволюция представлений о природе

В представлении древнего грека мир – то неизменный космос, в котором царит совершенный порядок, вечный ordo. От человека требовалось жить в согласии с природой. Древний грек был анимистом, т.е. верил в одухотворённость мира. Поэтому в греческой мифологии особое место занимали нимфы – дреады, наяды, которые охраняли природу и могли наказать за недолжное с ней обращение. Человек того времени боялся нарушить хрупкое равновесие Вселенной, поэтому, если возникала необходимость вмешиваться в установленный порядок, то приносились жертвоприношения духам с целью их задабривания. Можно сказать, что анимизм защищал природу от агрессивных действий человека.

В период распространения христианской веры человек начинает осознавать своё превосходство над природой. В Библии говорится, что человек был создан по образу и подобию Бога, наделён душой, что свидетельствует о его более высоком положении по сравнению с окружающей его природой.

В эпоху Возрождения природа становится объектом изучения. Человек осознаёт, что может не только изучить силы природы, но и заставить их действовать в его интересах. Начинается активная экспансия разума. Рождается механика.

В эпоху Нового времени человек окончательно убеждается в своих возможностях. Ф. Бэкон произносит фразу «Знание - сила», что открывает дорогу новым экспериментам. Раньше наука носила преимущественно теоретический, созерцательный характер, теперь же наука объединяется с техникой, чтобы получить власть над природой. Однако были и те, кто выступал против такого агрессивного прогресса. Среди них был философ-просветитель Ж.-Ж. Руссо, выступавший за возвращение к природе (концепция «благородного дикаря», не испорченного цивилизацией).

Некоторые деятели эпохи романтизма тоже были весьма обеспокоены быстрым развитием техники. Так Шеллинг, признавая, что природа – это величайшая геометричность и упорядоченность, упрекал человека, который внезапно обнаружил в себе разрушительные силы и готов поддаться вакханальным страстям. Мэри Шелли в своём произведении «Франкенштейн или современный Прометей» показала, что техника может взбунтоваться против своего творца-человека.

М. Волошин писал, что в Новое время человек, словно озверел от любопытства. Эксперименты не только приводят к обретению новых благ и комфортной жизни, но и удаляют от природы. Отчуждённость от природы проявляется в жестокости, дистрофии чувств, потере интуиции, безверию души. Многие современные мыслители полагают, что человек отрёкся от природных ритмов и бьётся в конвульсиях, так как его психика не выдерживает в условиях новый сконструированной реальности. Машины и механизмы начинают диктовать свои законы, подчиняя себе людей. Подобные мысли высказывает, в частности, М. Маклюэн (см. доклад).

Можно констатировать, что без техники культура невозможна, ибо с ней связано само возникновение культуры. Однако окончательная победа техники в культуре приведёт к гибели самой культуры.

 


 

Экологическая этика

Понятие экологической этики впервые появляется в западной философии в середине 70-х гг. ХХ в. вслед за известными докладами Римскому клубу в связи с необходимостью осмысления причин и последствий экологического кризиса, а также поиска социально-приемлемых способов его разрешения. Представители этого течения Д. Козловский, Д. Пирс, Т. Кнефир, Я. Тинберген, Х. Ролстон и др. сосредотачиваются на морально-этической проблематике, отмечая глубокий разрыв между экологическим и этическим развитием мира. Значимость этого философского направления прежде всего в том, что оно вышло за границы внешних пределов роста (исчерпаемость природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, рост народонаселения); его представители пришли к выводу, что обсуждение глобальных проблем в отрыве от моральных императивов, этических ценностей, нравственных ориентаций является бесперспективным.

В вопросах борьбы за экологию можно выделить два направления: технологическое (разработка ресурсосберегающих технологий, снижение выбросов в атмосферу, уменьшение количества отходов и их повторная переработка) и гуманитарное (формирование новых ценностных ориентиров). Разработкой второго направления занимается экологическая этика.

В основе экологической этики лежит отказ от насилия и принуждения, который во многом созвучен восточному религиозному мировоззрению.

Некоторые положения экологической этики:

1. Отказ от агрессивного антропоцентризма и замена его биоцентризмом (экоцентризмом).

Так, например, Олдо Леопольд, основатель этики Земли, рассматривал Землю как живое существо с ценными биологическими сообществами. В этом контексте права человека должны быть подчинены интересам биологических систем.

2. Экологический императив, требующий охранять окружающую среду.

Императив можно проиллюстрировать словами А. Швейцера: «Добро то, что служит сохранению и развитию жизни, зло – то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». Таким образом, утверждается идея целостного и взаимосвязанного мира.

3. Использование современных идей и традиционных ценностей

Под современными идеями здесь, прежде всего, подразумевается синергетика. Синергетический подход на данный момент является одним из самых востребованных в различных областях науки, хотя изначально он появился в естественнонаучных дисциплинах. Суть его сводится к тому, что многие объекты изучения можно представить в виде сложных самоорганизующихся систем, которые осуществляют постоянный обмен энергией и информацией с другими системами. Так, система «культура» тесным образом связана с системой «общество» и системой «природа». Любое изменение в одной из систем может повлечь изменение в других. Однако небольшие изменения, как правило, спокойно переживаются внутри системы, и она самоорганизуется, адаптируясь к ним. Серьёзные внутренние изменения могут не только изменить внешний вид самой системы, но и сильно повлиять на развитие смежных. Понимая это, люди, совершая изменения в рамках одной системы, всегда должны помнить о побочных влияниях на другие системы.

Упоминание в этом пункте традиционных ценностей отсылает к идеям восточной мудрости, опирающейся на концепцию единства мира. Каждое существо в мире является его частью, одинаково важной для целого. Идея реинкарнации предполагает возможность перевоплощения человека в любое существо в зависимости от сотворённых дел в предыдущем воплощении. Таким образом, человек всегда должен осознавать, что каждое его деяние – это шаг на пути к обретению новой жизни. И только от него зависит, какой будет эта новая жизнь.

4. Смена ориентации с материального на духовное

Этот принцип объясняет губительность для природы ценностей потребительства. Погоня человека за материальными ценностями стимулирует производство товаров, а это в свою очередь оказывает пагубное влияние на экологию.

5. Холизм как основа новой картины мира

Данный пункт основывается на идее единства мира внешнего (природа) и мира внутреннего (духовность). Первичным является отношение к миру, сформированное внутри человека. Таким образом, необходимо сначала взрастить новую духовность и разумное отношение к миру вокруг нас.

 

Один из основателей синергетики Герман Хакен писал, что самоорганизующееся общество может устойчиво существовать, если каждый его член осознаёт свою личную ответственность за целое. На этой идее основана глубинная экология, утверждающая, что человек не является мерой всех вещей, — он только часть всего сущего. Это философское течение предлагает расширить маленькое эгоистичное «я» до большого неэгоистичного коллективного «я», что должно привести к появлению не подавляемых обществ. Результатом будет интуитивное понимание целостности мира. Человек сможет достичь гармонии с собой, с другими людьми и со всей планетой. На пути к этому состоянию необходимо будет отказаться от красивой жизни в роскоши, полюбить простоту и стремиться к духовному самосовершенствованию. В этом случае будет сформировано новое планетарное глобальное сознание, основанное на сотрудничестве, сострадании, доверии и ответственности. Ведь мы постоянно создаём мир в процессе конструирования себя.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: